Дело №2а-502/2021
УИД: 23RS0052-01-2021-000319-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Тихорецк 05 июля 2021 года
Тихорецкий городской суд краснодарского края в составе:
судьи Гончаровой О.Л.,
секретаря судебного заседания Ивановой И.В.,
с участием представителя административного истца — Межрайонной ИФНС России №1 по Краснодарскому краю Раевского Е.Д., действующего на основании доверенности №05-28/2 от 01.02.2021,
административного ответчика Ахтямовой Л.А., её представителя Ермак Ф.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Краснодарскому краю к Ахтямовой Людмиле Алексеевне о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени, по встречному административному иску Ахтямовой Людмилы Алексеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Краснодарскому краю о признании суммы налога, возможность принудительного взыскания которого утрачена налоговым органом, безнадежной ко взысканию и обязанности по её уплате прекращенной,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Краснодарскому краю (далее – МИФНС №1, налоговый орган) с учетом уточненных исковых требований обратилась в суд с административным иском к Ахтямовой Людмиле Алексеевне о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: налога в размере 10 614,74 рубля, пени в размере 2 270,22 рубля; транспортного налога с физических лиц: налога в размере 1071 рубль, пени в размере 1 248,33 рубля, всего на общую сумму 15204, 29 рублей.
В обосновании требований административным истцом указано, что на основании учетных данных налоговой инспекции, сформированных в соответствии с информацией ГИБДД, в собственности Ахтямовой Людмилы Алексеевны числятся транспортные средства:
автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ВАЗ 21150, VIN: ХТА №, Год выпуска 2003, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: № Марка/Модель: 23452-0000010, VIN: №, Год выпуска 2002, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.
Сроки уплаты транспортного налога для налогоплательщиков — физических лиц установлены Законом Краснодарского края от 26.11.2003 №639-КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края». В соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного закона транспортный налог уплачивается не позднее 1 декабря календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ Ахтямова Л.А. является плательщиком земельного налога, так как является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:50:0301092:1, площадью 695 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчет земельного налога за 2018 год указан в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ Ахтямова Л.А. является плательщиком налога на имущество. Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ, имущество, принадлежащее физическому лицу и находящееся в собственности Ахтямовой Л.А. – жилой дом с кадастровым номером 23:50:0301092:19, площадью 206,9 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, является объектом налогообложения. В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса РФ налог на имущество уплачивается не позднее 1 декабря года следующего за годом, за который исчислен налог.
Расчет налога на имущество за 2018 год, подлежащий взысканию, содержится в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, Ахтямова Людмила Алексеевна являлась страхователем и была зарегистрирована в Пенсионном Фонде РФ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
С ДД.ММ.ГГГГ функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 34 «Страховые взносы», введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно статье 419 Налогового кодекса РФ плательщикам страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (пп.1 п.1 ст. 419 НК РФ), К плательщикам страховых взносов также относятся лица, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (пп.2 п.1 ст. 419 НК РФ).
Исходя из положений подпункта 1 статьи 419, пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели являются самостоятельными плательщиками страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
Пунктом 1 статьи 423 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что расчетным периодом признается календарный год.
До ДД.ММ.ГГГГ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования», а с 01.01.2017- главой 34 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 20 Закона №250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона №250-ФЗ.
Федеральная налоговая служба в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, начиная с января 2017 года, осуществляет полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
По сведениям, поступившим из Пенсионного Фонда РФ за ИП Ахтямовой Л.А. числится задолженность по страховым взносам и пени на общую сумму 12884,96 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 10614,74 рублей, пеня в размере 2270,22 рублей.
В связи с тем, что в установленные сроки налог уплачен не был, на сумму налога начислена пеня. В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога, начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной (общей) суммы налога. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время рефинансирования Центрального банка РФ.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса РФ Межрайонная ИФНС направляла должнику требования об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 НК РФ). В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (п.4 ст.31 НК РФ).
В соответствие со статьей 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения плательщиком налогов и страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пеней, орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности, за счет имущества должника.
Налоговым органом было подано заявление на выдачу судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени. По заявленным требованиям налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика Ахтямовой Л.А. суммы задолженности.
На основании статьи 123.7 КАС РФ судебный приказ мировым судьей был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ, так как административным ответчиком предоставлены в установленный срок возражения относительно его исполнения.
Административное исковое заявление о взыскании недоимки по налогам подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В связи с неисполнением требования об уплате страховых взносов и налогов, обратившись в суд с административным иском, межрайонная ИФНС просит взыскать с административного ответчика недоимки по страховым взносам, налогам и пени.
Уточнив исковые требования в связи с частичной оплатой задолженности, административный истец просит взыскать с Ахтямовой Л.А. недоимки по:
страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 10614,74 рублей, пеня в размере 2270,22 рублей,
транспортный налог с физических лиц: налог в размере 1071 рублей, пени в размере 1248,33 рублей,
всего на общую сумму 15204,29 рублей.
Ахтямова Л.А. обратилась со встречным административным иском к Межрайонной ИФНС России №1 по Краснодарскому краю о признании суммы налога, возможность принудительного взыскания которого утрачена налоговым органом, безнадежной ко взысканию и обязанности по её уплате прекращенной.
В обоснование встречных требований Ахтямовой Л.А. указано, что согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Межрайонной ИФНС России №1 по Краснодарскому краю, за ней числятся неоплаченными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следующие налоги и пени:
транспортный налог в размере 1071 рублей по состоянию на декабрь 2017 года, пени в размере 1248,33 рубля,
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 10 614,74 рубля, пени на сумму указанной задолженности.
- страховые взносы, включая пени, на сумму 24462,78 рублей, согласно акту органа, осуществляющего контрольные функции от ДД.ММ.ГГГГ № Управление ПФ РФ в МО Тихорецкий район Краснодарского края.
Ответчик не располагает сведениями о наличии такой задолженности, чему подтверждением является ее отсутствие в перечне налогов, указанных в списке, приложенном к иску.
Ахтямова Л.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Межрайонная ИФНС России №1 по Краснодарскому краю подтверждает, что задолженность по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 614,74 рубля, и последующие пени, предъявленные ко взысканию с Ахтямовой Л.А., сформировалась по налогам, задолженность по которым образовалась до ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет сделать вывод о возможности признать ее безнадежной ко взысканию. Соответственно, начисление пени на сумму налога, которая безнадежна ко взысканию, неправомерно.
Обратившись в декабре 2020 года в Межрайонную ИФНС России №1 по Краснодарскому краю с заявлением о списании безнадежной задолженности, образовавшейся до декабря 2017 года, ДД.ММ.ГГГГ за № Ахтямовой Л.А. был дан ответ, что оснований для списания задолженности согласно Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ, а также статьи 59 НК РФ, у налогового органа отсутствуют, другие основания для принятия решения о признании задолженности невозможной к взысканию и списании, в порядке действующего законодательства не установлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3000 рублей (п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ).
Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Если инспекция пропустила срок для принятия решения, задолженность она взыскивает только через суд. Решение о взыскании, принятое с пропуском срока, недействительно и не должно исполняться (п. 3, пп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ).
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, считает _________________________________________________________________ по следующим основаниям.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В абзаце 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели
С ДД.ММ.ГГГГ функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам. Налоговый кодекс РФ дополнен главой 34 «Страховые взносы», введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (подпункт 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ). К плательщикам страховых взносов также относятся лица, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам: индивидуальные предприниматели; адвокаты; медиаторы; нотариусы, занимающиеся частной практикой; арбитражные управляющие; оценщики; патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ).
Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов определяется в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений пункта 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
В установленные сроки страховые взносы должником своевременно и добровольно не уплачены. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По сведениям Межрайонной ИФНС №1 по Краснодарскому краю за Ахтямовой Л.А. на момент рассмотрения дела судом числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 10614,74 рублей, пеня в размере 2270,22 рублей, а также задолженность по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 1071 рублей, пени в размере 1248,33 рублей, всего на общую сумму 15204,29 рублей.
Из материалов дела следует, что Ахтямова Л.А. была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России №1 по Краснодарскому краю в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, задолженность возникла до даты ликвидации Ахтямовой Л.А. в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которому, Межрайонной ИФНС было известно о существовании у Ахтямовой Л.А. задолженности в сумме 10614,74 рубля, на него ссылается налоговый орган в своем административном исковом заявлении. До подачи административного иска в отношении Ахтямовой Л.А. налоговый орган не принимал мер для принудительного взыскания. Следовательно, на настоящий момент указанная задолженность в сумме 10614,74 рубля и пени на нее следует признать безнадежными ко взысканию.
В отношении транспортного налога представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что взыскивается задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год, размере 1071 рублей и пени в размере 1248,33 рублей, что также подтверждается отзывом налоговой инспекции на уточнение к встречному административному исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, имеющемуся в материалах дела. Следовательно, на день подачи искового заявления налоговой инспекцией о взыскании транспортного налога со дня образования указанной задолженности прошло более трех лет, и данная задолженность и пени на нее также подлежат признанию безнадежными ко взысканию.
Кроме того, на основании требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в МО Тихорецкий район Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении недоимки учреждением в адрес заявителя вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ суммы недоимки по страховым взносам без указания периода образования и пени в размере 24465,66 руб.
Документального подтверждения того, что учреждением направлялись в адрес Ахтямовой Л.А. требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>3, в материалы дела не представлено.
В нарушение процедуры принудительного взыскания спорной задолженности решение о взыскании указанной задолженности за счет денежных средств не принималось. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон №212-ФЗ), действовавшего в спорный период, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, и индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Такая же норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, заявитель является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009, пункта 1 статьи 28 Закона №167-ФЗ от 15.12.2001, индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона №212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом.
Согласно статье 22 Закона №212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 7 статьи 22 Закона №212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Закона № 212-ФЗ.
Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого контролирующий орган вправе взыскать страховые взносы, пени, штрафы.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Частью 3 статьи 19 Закона №212-ФЗ установлено, что до принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ, после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, органом контроля за уплатой страховых взносов принимается решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона № 212-ФЗ, решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Согласно части 14 статьи 19 Закона №212-ФЗ, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона №212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов и направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Ахтямова Л.А. утверждает, что требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, на основании которого пенсионным фондом вынесены постановления, она не получала. О наличии постановлений ей стало известно в феврале 2021 года с сайта судебных приставов, о чем приложено в материалы дела доказательство.
В силу пункта 7 статьи 22 Закона №212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в правоотношениях по обязательным платежам и гарантировать исполнение плательщику страховых взносов конституционноправовой обязанности по уплате законно установленных платежей. Для решения вопроса, направлено ли требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов заказным письмом, следует руководствоваться пунктом 10 6 Правил оказания услуг почтовой связи (утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года №234 и действовавших в спорный период), в соответствии с которым выделяется такой вид почтовых отправлений, как регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении. Почтовые отправления с объявленной ценностью могут пересылаться в т.ч. с описью вложения.
Следовательно, доказательством надлежащего направления учреждением документа заказным письмом является почтовая квитанция (реестр) со штампом отделения почтовой связи (на котором указана дата отправки), при условии направления на верный адрес плательщика взносов.
Таким образом, отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих направление в адрес Ахтямовой Л.А. требования об уплате страховых взносов, включая пени, на сумму 24462,78 рублей, отраженных в акте от ДД.ММ.ГГГГ № органа, осуществляющего контрольные функции – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в МО Тихорецкий район Краснодарского края, дает основание суду считать такое требование Ахтямовой Л.А. не полученным. Следовательно, все остальные действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в МО Тихорецкий район Краснодарского края в отношении принятия акта о взыскании страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ №, включая пени, неправомерны, и сумма, указанная в акте, подлежит признанию безнадежной в связи с истечением трехлетнего срока исковой давности на взыскание ее в настоящее время.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, пени, начисленные на сумму задолженности, возможность взыскания которой признана утраченной, следуют судьбе задолженности и не могут быть взысканы в отрыве от нее. Их начисление носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения обязательств по уплате страховых взносов. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению.
Руководствуясь статьями 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░: ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10614,74 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2270, 22 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░: ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1071 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1248,33 ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░ 15204, 29 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1071 ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 614,74 ░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ 24465,66 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24.03.2015№ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░