Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-252/2023 ~ М-201/2023 от 05.07.2023

Дело № 2а-252/2023

УИД: 22RS0034-01-2023-000269-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2023 г. с. Михайловское                        

Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Махрачевой О.В.,

при секретаре Михалевой Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Михайловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении возможности получения в электронном виде муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд», возложении обязанности обеспечить возможность получения в электронном виде указанной муниципальной услуги. В обосновании указано, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка соблюдения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации Малиновоозерского поссовета, в ходе которой установлено, что возможность получения услуг в электронном виде не обеспечена. Право заявителя на получение муниципальной услуги закреплено в Федеральном законе №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», что является основанием для возникновения аналогичной обязанности у муниципального органа. Предоставление муниципальных услуг осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг. Постановлением администрации Малиновоозерского поссовета утвержден Реестр муниципальных услуг МО Малиновоозерский поссовет Михайловского района Алтайского края, в который входит 19 муниципальных услуг. При этом при проверке административным истцом сайта оператора электронного правительства Алтайского края установлено, что возможность получения социально значимой муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд»в электронном виде администрацией не обеспечена. Отсутствие у граждан возможности получения муниципальной услуги в электронном виде препятствует достижению целей и зада, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задач реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации». Допущенные административным ответчиком нарушения являются недопустимыми, свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц, требуют безотлагательного устранения, поскольку снижают доступность обращения заявителей за предоставлением муниципальных услуг. Прокурор просил, с учетом уточнения требований, признать незаконным бездействие администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края, выразившееся в не обеспечении получения в электронном виде муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд».Возложить на администрацию Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края обязанность, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить возможность получения муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд» в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы Единый портал государственных и муниципальных услуг, путем: - размещения в федеральной государственной информационной системе Единый портал государственных и муниципальных услуг информации об услуге и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующей услуги, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; - обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системе Единый портал государственных и муниципальных услуг; - обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием указанного портала мониторинг хода предоставления услуги; - обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде посредством указанного портала.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Михайловского района Терехина А.С. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Клименко Д.В. в судебном заседании не явился, просил рассмотреть дело без их участия, исковые требования признал, о чем письменно представил заявление.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении Конституционного Суда РФ от 22 июля 2014 года N 138-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 - 8 статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" гражданам и иным установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона N 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Распоряжением Правительства N 1993-р от 17 декабря 2009 года утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложение N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.Первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 1 декабря 2010 года. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 1 января 2011 года. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 года. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 1 января 2013. Пятый этап с предельным сроком реализации до 1 января 2014 предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом постановлением администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края от 15.05.2023 №64/1 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжения Правительства России от 17.12.2009 №1993-р, с Уставом муниципального образования Малиновоозерский поссовет Михайловского района Алтайского края утвержден Реестр муниципальных услуг муниципального образования Малиновоозерский поссовет Михайловского района, который включает 19 муниципальных услуг, в том числе «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд» (л.д. 9).

16.02.2023 прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района, в ходе которой установлено отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде администрации Михайловского района, по результатам которой вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д. 5-6).

Из ответа на представление прокуратуры от 15.03.2023 усматривается, что администрацией Малиновоозерского поссовета подтверждается факт невозможности получения государственной и муниципальной услуги в электронном виде, ведутся работы по разработке сайта на платформе «ГОСВЕБ», где будет осуществляться данная услуга (л.д. 7).

Кроме того, в материалы дела представлен ответ администрации Малиновоозерского сельсовета от 28.06.2023, где указано на оказание поссоветом определенного рода услуг, в том числе по постановке на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, способ получения является электронным и посредством личного обращения (л.д. 8).

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 г. N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

Пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом при предоставлении услуг в электронной форме посредством единого портала, порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - официальные сайты) заявителю обеспечивается: получение информации о порядке и сроках предоставления услуги; запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса о предоставлении услуги, а также в случаях, предусмотренных административным регламентом предоставления услуги, возможность подачи такого запроса с одновременной записью на указанный прием; формирование запроса; прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги; оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение результата предоставления услуги; получение сведений о ходе выполнения запроса; осуществление оценки качества предоставления услуги; досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего; анкетирование заявителя (предъявление заявителю перечня вопросов и исчерпывающего перечня вариантов ответов на указанные вопросы) в целях определения варианта государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги, соответствующего признакам заявителя; предъявление заявителю варианта предоставления государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги.

Из акта проверки представителя прокурора Михайловского района от 04.07.2023 следует, что в ходе проведения мониторинга официального сайта оператора электронного правительства Алтайского края, расположенного по электронному адресу https://oepak.alregn.ru/ установлено, что в разделе «Актуальная информация по присоединению органов местного самоуправления Алтайского края к МСЗУ на 30.06.2023» отсутствую сведения о предоставлении возможности получения муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд» в электронном виде администрацией Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края (л.д. 17).

На день рассмотрения настоящего заявления административным ответчиком муниципальная услуга «Постановка на учет граждан испытывающих потребность в древесине для собственных нужд» в электронном виде не оказывается, что установлено скриншотом страниц с официального сайта администрации Малиновоозерского пососвета и официального сайта сайта федеральной государственной информационной системы Единый портал государственных и муниципальных услуг (л.д. 28-33).

Таким образом, в нарушение указанных выше требований администрацией Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края до настоящего времени предоставление муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд» в электронной форме как через Единый порта государственных и муниципальных услуг, так и через официальный сайт администрации не обеспечено.

Отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и может повлечь нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Поскольку указанное бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и может повлечь нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о признании бездействия ответчика незаконным и о возложении на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Устанавливая срок исполнения решения, суд учитывает, что устранение выявленных нарушений предполагает специальную процедуру по введению в действия возможности функционирования предоставления услуги в электронном виде, а также необходимость представления такой услуги для граждан, в связи с чем, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░».

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░: - ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░; - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░; - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.08.2023.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-252/2023 ~ М-201/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Администрация Малиновоозерского поссовета
Суд
Михайловский районный суд Алтайского края
Судья
Махрачева Оксана Валерьевна
Дело на сайте суда
mihalovsky--alt.sudrf.ru
05.07.2023Регистрация административного искового заявления
05.07.2023Передача материалов судье
07.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2023Судебное заседание
09.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Дело оформлено
12.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее