Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шадринск Курганской области 07 мая 2024 года
Шадринский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Сычёва В.С.,
при секретаре судебного заседания Соколовой Е.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к Степанову А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее по тексту – УФНС России по Курганской области) обратилось в суд с административным иском к Степанову А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени. В обоснование административного иска указано, что административный ответчик является собственником имущества: квартиры, расположенной по адресу: 641884, Курганская область, г.Шадринск, ул...., д...., кв...., кадастровый номер №, доля в праве 1/1, дата регистрации права 01.10.2018, дата утраты права - нет.
На основании ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст.409 НК РФ, плательщиками налога на имущество признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Административный ответчик Степанов А.В. должен был уплатить налог на имущество физических лиц за 2020 год в установленный законодательством срок.
Административный ответчик в установленный срок самостоятельно не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год, в связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ ему были начислены пени, а также направлены требования:
№ от 15.12.2021 об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021, в размере 1.873,00 руб., и пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 6,09 руб., срок уплаты по требованию – до 25.01.2022;
В связи с отсутствием уплаты задолженности по указанному требованию, ко взысканию по настоящему иску подлежит налог на имущество физических лиц в размере 1.873,00 руб. и пени в размере 6,09 руб.
Кроме того, Степанов А.В. является владельцем транспортного средства:
– автомобиль легковой марки «ВАЗ-21093», государственный регистрационный знак №, мощность 70л.с., дата регистрации права – 21.12.2012, дата снятия с регистрации – нет.
В соответствии со ст.ст.357, 358, абз.3 п.1 ст.363 Налогового кодекса РФ, ст.5 Закона Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» он обязан уплатить транспортный налог за 2017 год по сроку уплаты не позднее 03.12.2018, за 2018 год по сроку уплаты не позднее 02.12.2019, за 2020 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2021.
В связи с отсутствием оплаты транспортного налога за 2017, 2018, 2020 годы, Степанову А.В. в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени и в соответствии со ст.69 НК РФ направлены требования:
№ от 28.01.2019 об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 700,00 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 и пени за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в размере 9,88 руб., срок уплаты по требованию – до 25.03.2019;
№ от 08.02.2020 об уплате задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 700,00 руб. по сроку уплаты 02.12.2019 и пени за период с 03.12.2019 по 07.02.2020 в размере 9,85 руб., срок уплаты по требованию – до 02.04.2020;
№ по состоянию на 15.12.2021 об уплате задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 700,00 руб. по сроку уплаты 01.12.2021 и пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 2,28 руб., срок уплаты по требованию – до 25.01.2022;
В связи с отсутствием уплаты задолженности по вышеуказанным требованиям в установленный срок в полном объёме, налоговый орган в соответствии со ст.48 НК РФ обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебным приказом № от 13.07.2022 заявление было удовлетворено, однако на основании поступивших от ответчика возражений, судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 07.12.2023.
На момент направления административного иска вышеуказанная задолженность не уплачена.
В связи с этим, УФНС России по Курганской области просит взыскать со Степанова А.В. задолженность в общей сумме 4.001,10 руб., в том числе:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах муниципальных округов за 2020 год в размере 1.873,00 руб. и пени в размере 6,09 руб.;
- транспортный налог за 2017, 2018, 2020 годы в размере 2.100,00 руб. и пени в размере 22,01 руб.
Представитель административного истца УФНС России по Курганской области, надлежаще извещённого о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя налогового органа.
Административный ответчик Степанов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по адресу регистрации и по месту жительства посредством почтовой связи, от получения судебного извещения уклонился, конверт с извещением о времени и месте судебного заседания по делу вернулся в суд с отметкой «истёк срок хранения».
Исходя из положений ст.ст.150, 289 КАС РФ, п.39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Нормами Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.
Приказом УФНС России по Курганской области от 16.12.2021 № 01-04/01-187@ Межрайонная ИФНС России № 1 по Курганской области реорганизована путём присоединения к УФНС России по Курганской области.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу п.4 ст.48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 32 Шадринского судебного района Курганской области от 07.12.2023 отменён судебный приказ № 2а-2664/2022 от 13.07.2022 о взыскании с должника Степанова А.В. задолженности, в связи с поступившими возражениями должника, указавшей, что долговых обязательств перед налоговым органом у нее не имеется.
Настоящий административный иск предъявлен УФНС России по Курганской области в Шадринский районный суд Курганской области 01.04.2024.
Таким образом, срок предъявления административного иска в суд административным истцом соблюдён.
Согласно ст.11 НК РФ задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - задолженность) - общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
В соответствии со ст.11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на едином налоговом счете, осуществляется с использованием единого налогового платежа.
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
В соответствии с п.1 ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).
На основании п.1 ст.69 НК РФ (в редакции по состоянию на дату направления административному ответчику требований об уплате налога) неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
В силу п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее – налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании ст.403 НК РФ (здесь и далее в редакции закона по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 01 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (1). В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (2).
Согласно п.7 ст.378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Законом Курганской области от 26.09.2019 № 131 единой датой начала применения на территории Курганской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 01 января 2020 года.
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст.405 НК РФ).
Налоговые ставки по правилам п.1 ст.406 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Пункт 2 статьи 408 НК РФ предусматривает, что сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 настоящего Кодекса.
В силу ст.409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).
Согласно п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п.1 ст. 360 НК РФ).
Налоговые ставки по правилам п.1 ст.361 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В силу ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3).
Судом установлено, что за Степановым А.В. зарегистрировано транспортное средство: автомобиль легковой марки «ВАЗ-21093», государственный регистрационный знак №, мощность 70л.с., дата регистрации права – 21.12.2012, дата снятия с регистрации – нет.
Кроме того, Степанов А.В. является (являлся) собственником имущества:
– квартиры, расположенной по адресу: 641884, Курганская область, г.Шадринск, ул...., д...., кв...., кадастровый номер № доля в праве 1/1, дата регистрации права 01.10.2018, дата утраты права - нет.
Право собственности на указанный объекты недвижимого имущества подтверждается сведениями ЕГРН.
Право собственности на указанное транспортное средство подтверждается сведениями из ГИБДД о регистрации данного автомобиля.
Согласно налоговому уведомлению № от 23.06.2018 Степанову А.В. начислен за 2017 год транспортный налог в размере 700,00 руб., со сроком уплаты не позднее 03.12.2018.
Согласно акту налогового органа № 1 от 25.05.2023 доказательство направления налогового уведомления № от 23.06.2018 уничтожено.
Согласно налоговому уведомлению № от 22.08.2019 Степанову А.В. начислен за 2018 год транспортный налог в размере 700,00 руб., со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.
Налоговое уведомление № от 22.08.2019 направлено Степанову А.В. заказным письмом 16.09.2019, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Согласно налоговому уведомлению № от 01.09.2021 Степанову А.В. начислены за 2020 год транспортный налог в размере 700,00 руб. и налог на имущество физических лиц в размере 1.873,00 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2021.
Налоговое уведомление № от 01.09.2021 направлено Степанову А.В. заказным письмом 20.09.2021, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
В установленный в уведомлении срок налогоплательщик не оплатил указанные в них налоги, в связи с чем, в его адрес направлены требования:
№ от 15.12.2021 об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021, в размере 1.873,00 руб., и пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 6,09 руб., срок уплаты по требованию – до 25.01.2022;
№ от 28.01.2019 об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 700,00 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 и пени за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в размере 9,88 руб., срок уплаты по требованию – до 25.03.2019;
№ от 08.02.2020 об уплате задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 700,00 руб. по сроку уплаты 02.12.2019 и пени за период с 03.12.2019 по 07.02.2020 в размере 9,85 руб., срок уплаты по требованию – до 02.04.2020;
№ от 15.12.2021 об уплате задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 700,00 руб. по сроку уплаты 01.12.2021 и пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 2,28 руб., срок уплаты по требованию – до 25.01.2022;
Требование № от 28.01.2019 направлено административному ответчику 20.02.2019 заказным письмом, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Требование № от 08.02.2020 направлено административному ответчику 19.02.2020 заказным письмом, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Требование № от 15.12.2021 было направлено административному ответчику через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» и получено 16.12.2021.
Личный кабинет налогоплательщика открыт Степановым А.В. 10.12.2021.
Согласно сведениям Единого налогового счета у Степанова А.В. имеется сальдо неисполненных обязательств, в том числе:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов, в размере 1.873,00 руб. и пени в размере 6,09 руб.;
- по транспортному налогу с физических лиц в размере 2.001,00 руб. и пени в размере 22,01 руб.
Расчет задолженности по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу с физических лиц, представленный административным истцом, является правильным, административным ответчиком не оспаривается, недоимка по налогу не погашена, доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют.
С учётом изложенного задолженность Степанова А.В. составляет по налогу на имущество физических лиц – 1.873.00 руб. и пени в размере 6,09 руб., по транспортному налогу – 2.001,00 руб. и пени в размере 22,01 руб.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный иск к Степанову А.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, предъявлен правомерно и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4.001 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 10 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1.873 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 00 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░ 9 ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 2.001 (░░░ ░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 1 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░