КОПИЯ
Дело № 2а-106/2021
УИД: 29RS0021-01-2020-001970-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 17 февраля 2021 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,
при секретаре Коденко М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ступина Никиты Владимировича о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № о признании годным к военной службе,
установил:
Ступин Н.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № о признании его годным к военной службе. В обоснование административного иска указывает, что состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и Новодвинск, Приморского и <адрес> <адрес> <адрес>. В ходе призывных мероприятий осенью 2020 года при прохождении медицинского освидетельствования им было сообщено о наличии жалоб на наличие комка в горле на протяжении 6 месяцев, а также того, что в детстве он наблюдался у эндокринолога. Также им было сообщено о наличии заболевания – <данные изъяты> Направление на дополнительное обследование с целью уточнения диагноза по его жалобам не было выдано, призывная комиссия признала его годным к военной службе, ему была выдана повестка на отправку в вооруженные силы на ДД.ММ.ГГГГ. Ему были выданы только направления на обязательные диагностические исследования, которые на дату заседания призывной комиссии не были полностью готовы. Указывает, что был признан годным к военной службе без учета его заболеваний и жалоб на состояние здоровья, без учета всех результатов обязательных диагностических исследований. С учетом п. «в» ст. 42 Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ему должна быть присвоена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе, с дальнейшим зачислением в запас, однако медицинское освидетельствование ему было проведено по п. «г» ст. 42. Полагает, что при определении категории годности к военной службе, нарушены требования Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, вследствие чего нарушен порядок проведения медицинского освидетельствования и определении категории годности. Врачами-специалистами не было учтено его заболевание и жалобы на состояние здоровья, результаты всех диагностических исследований, что повлекло неверное определение категории годности к военной службе и принятие оспариваемого решения. Решение о признании его годным к военной службе нарушает его право предоставление отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат <адрес>».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Призывная комиссия <адрес>.
Административный истец Ступин Н.В. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии МО «<адрес>» Военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и <адрес>ов <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в письменных возражениях просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, просила отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов возражений указывает, что при проведении призыва граждан на военную службу, Ступин Н.В. ДД.ММ.ГГГГ прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого был направлен на дополнительное освидетельствование, с учетом которого, вынесено итоговое заключение <данные изъяты> то есть годен для прохождения военной службы с незначительными ограничениями в соответствии с п. «г» ст. 42 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. При проведении медицинского освидетельствования было известно об имеющемся заболевании Ступина Н.В., наличие которого было оценено, не препятствует прохождению военной службы по призыву. Медицинских документов, свидетельствующих о наличии заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, Ступин Н.В. не предъявлял. Документов, являющихся основаниями для освобождения или предоставления отсрочки, Ступин Н.В. не представил, в связи с чем, было принято решение о призыве на военную службу, которое приостановлено до вступления в законную силу решения суда. Решение о призыве Ступина Н.В. на военную службу отменено призывной комиссией <адрес> как не реализованное.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» ФИО6, действующий на основании доверенности в письменных возражениях полагает, что в связи с отменой решения о призыве Ступина Н.В. на военную службу производство по административному делу подлежит прекращению.
Представитель заинтересованного лица Призывной комиссии <адрес> в судебное заседание не явился, извещались о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Основной формой реализации конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подп. «а» п. 1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22, ст.ст. 23 и 24 Закона № 53-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение призывной комиссии в силу п. 7 статьи 28 Закона № 53-ФЗ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ может быть обжаловано в суд.
Статьей 5.1 Закона № 53-ФЗ предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости – врачами других специальностей (пункт 1).
В силу п. 3 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ, порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение №).
Согласно п. 2 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ, п. 18 Положения №, врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.Для освобождения от призыва на военную службу гражданин должен быть признан не годным или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подп. «а» п. 1, п. 4 ст. 23 Закона № 53-ФЗ).
Пунктом 20 Положения № предусмотрено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Судом установлено, что Ступин Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате городов Архангельска и Новодвинска, Приморского и <адрес>ов <адрес>, как подлежащий призыву на военную службу.
Распоряжением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, создана призывная комиссия МО «<адрес>» на время проведения осеннего призыва.
При проведении призыва граждан на военную службу, ДД.ММ.ГГГГ Ступин Н.В. прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого направлен на дополнительные диагностические исследования, которые выполнены ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям, имеющимся в учетной карте призывника, раздела «Б» заключения врачей-специалистов и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, при осмотре всеми врачами-специалистами, присвоены категории годности «А» или «Б».
После предъявления диагностических исследований, изучения медицинских документов, имеющихся в личном деле призывника с 2018 года, врачом, руководящим работой врачей-специалистов вынесено итоговое заключение о категории годности Ступина Н.В. – <данные изъяты>, то есть о годности для прохождения военной службы с незначительными ограничениями, на основании имеющихся заболеваний с учетом степени их развития, соответствующих п. «г» ст. 42 Расписания болезней, содержащегося в Приложении № к положению №.
Приложением № к Положению №, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Оспаривая решение призывной комиссии, Ступин Н.В. указывает о том, что на момент прохождения медицинского освидетельствования имел заболевание <данные изъяты>, в связи с чем, в соответствии с п. «в» ст. 42 Расписания болезней должен быть признан ограниченно годным к военной службе, с дальнейшим зачислением в запас.
Из учетной карты призывника следует, что итоговое заключение врача, руководящего работой врачей-специалистов о категории годности Ступина Н.В. по п. «в» ст. 42 Расписания болезней как «В» (ограниченно годен к военной службе, с дальнейшим зачислением в запас) было вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
При медицинском освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ итоговое заключение о категории годности Ступина Н.В. к военной службе и показатель предназначения, были вынесены как <данные изъяты>
Как следует из Расписания болезней (Приложение № к Положению №), к пункту «г» ст. 42 относится в числе прочих такие заболевания как: двухстворчатый аортальный клапан без признаков аортальной регургитации, аневризма межпредсердной перегородки, открытое овальное окно без сброса крови.
При проведении медицинского освидетельствования Ступина Н.В. врачам-специалистам было известно об имеющемся у него заболевании, с учетом которого принято решение о годности призывника к военной службе с незначительными ограничениями.
Доказательств того, что при прохождении медицинского освидетельствования Ступин Н.В. предъявлял медицинские документы, свидетельствующие о наличии у него иных заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по призыву в соответствии с Расписанием болезней в Приложении № к Положению №, материалы дела не содержат.
В медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам дополнительного медицинского обследования в ГБУЗ АГКП №» по направлению военного комиссариата, сведений о каких-либо жалобах Ступина Н.В. не содержится, в анамнезе указано только о наблюдении у врача-кардиолога и педиатра по имеющемуся заболеванию сердечно-сосудистой системы.
Сведений о том, что Ступин Н.В. подавал заявление о проведении в отношении него контрольного обследования и повторного освидетельствования, а также сведений об обжаловании решения военно-врачебной комиссии в вышестоящую военно-врачебную комиссию либо в суд в соответствии с п. 7 ст. 28 Закона № 53-ФЗ, п. 8 Положения №, материалы дела не содержат.
В соответствии с абз. 4 п. 8 Положения №, контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
По результатам медицинского освидетельствования Ступин Н.В. был признан годным к военной службе по призыву с незначительными ограничителями, документов, являющихся основаниями для освобождения или предоставления отсрочки, не представил, призывной комиссией МО «<адрес>» было принято решение о призыве Ступина Н.В. на военную службу, с предназначением – Военно-морской флот.
Доказательств того, что имеющееся у Ступина Н.В. заболевание препятствовало медицинской комиссии определить категорию годности призывника, в материалах дела не имеется.
В связи с обращением в суд с настоящим административным иском, решение призывной комиссии о призыве Ступина Н.В. на военную службу приостановлено до вступления решения суда в законную силу в соответствии с п. 7 ст. 28 Закона № 53-ФЗ.
В силу п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу.
В связи с выполнением плана призыва, окончанием сроков призыва в 2020 году и не реализацией решения призывной комиссии МО «<адрес>» о призыве Ступина Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, указанное решение отменено призывной комиссией <адрес> как нереализованное (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требование о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, только в том случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (пункт 2).
В ходе судебного разбирательства установлено, что решение призывной комиссии МО «<адрес>» принято законно и обоснованно, в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований, с учетом всей совокупности медицинских данных о состоянии здоровья административного истца и категории годности к военной службе.
Кроме того, в настоящее время оспариваемое решение отменено как не реализованное, права административного истца не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска Ступина Н.В. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░