25RS0004-01-2023-004958-20
Дело № 2а-3923/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года г. Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Кашимовского А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зюзь Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Призывной комиссии Советского и Первореченского районов Владивостокского городского округа, ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», военному комиссариату Советского и Первореченского районов г. Владивостока о признании незаконным решения призывной комиссии, а также о признании незаконными действий сотрудников военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с названным административным иском, указав в обоснование, что решением Призывной комиссии Советского и Первореченского районов Владивостокского городского округа в отношении него вынесено решение о призыве на военную службу и вручена повестка на 27.11.2023 для отправки к месту прохождения военной службы. Считает решение Призывной комиссии незаконным, поскольку при принятии итогового решения в составе комиссии присутствовало 3 члена призывной комиссии. Просит суд признать решение Призывной комиссии Советского и Первореченского районов Владивостокского городского округа незаконным, а также признать незаконными действия сотрудников военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока, выразившиеся в нарушении предусмотренной законом процедуры.
В судебное заседание ФИО1, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представил.
Суд, в силу требований ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
В судебном заседании представитель административных ответчиков по доверенности ФИО2 просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав представителя административных ответчиков по доверенности ФИО2 исследовав материалы дела и представленные доказательства с учетом требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из ч.1 ст.218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно п. 4 ст. 26 названного Федерального закона № 53-ФЗ, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с ч. 2 ст. 22 названного Закона, освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 данного Положения, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно п. 5 Положения призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей.
В силу ч.2 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно ч.4 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565.
В соответствии с п. 13 указанного Положения, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п.п. 6п.п. 6, 11 Положения).
Согласно п. 18 Положения, врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (п. 1 ст. 28 Закона № 53-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на воинском учете в военном комиссариате Советского и Первореченского районов г. Владивостока.
В связи с призывом на военную службу <дата> Призывная комиссия Советского и Первореченского районов ВГО приняла решение, предусмотренного пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от <дата> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы», о призыве административного истца на военную службу (протокол № 13 от <дата>.).
ФИО1 освидетельствован с учетом всех перечисленных жалоб, осмотра, с учетом обязательных клинических исследований (флюроография в двух проекциях, клинического анализа крови, ЭДС, анализа крови и маркеры гепатитов В, С, ВИЧ, общего анализа мочи, ЭКГ); оценки состояния здоровья врачами – специалистами.
Медицинской комиссией после изучения всех представленных документов принято решение о признании ФИО1 годным к военной службе с установлением категории годности «А» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения – 4.
Освидетельствование произведено с учетом обязательных клинических исследований, выполненных в медицинском учреждении.
Обратившись с административным исковым заявлением в суд, ФИО1 указал на незаконный состав членов призывной комиссии.
Данный довод суд находит несостоятельным, основанным на неверной оценке действующего законодательства и фактических обстоятельств.
Согласно представленного суду протокола № 13 от <дата>, призывная комиссия состояла из 6 членов, которые принимали участие в работе комиссии и чьи подписи имеются в указанном протоколе, доказательств обратного суду не представлено.
Включение в состав призывной комиссии представителя соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы) не является обязательным, поскольку призывной комиссией не рассматривались вопросы, касающиеся альтернативной гражданской службы.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом, в установленном законом порядке, с учетом всех имеющихся сведений о состоянии здоровья ФИО1, который не лишен возможности пройти дополнительное медицинское освидетельствование с целью уточнения категории годности и состояния здоровья в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов ФИО1, административным истцом не было приведено, совокупность условий для признания их незаконными, отсутствует.
В силу ст.227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, в удовлетворении административного иска ФИО1 Призывной комиссии Советского и Первореченского районов Владивостокского городского округа, ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», военному комиссариату Советского и Первореченского районов г. Владивостока о признании незаконным решения Призывной комиссии Советского и Первореченского районов Владивостокского городского округа, а также о признании незаконными действий сотрудников военного комиссариата Советского и Первореченского районов г. Владивостока, надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░