Дело № 2а-1437/2022
УИД 50RS0049-01-2022-001386-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года г. Чехов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30 апреля 2022 года.
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шаниной Л.Ю.
при секретаре судебного заседания Зюзевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чеховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Чехов Московской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия
У С Т А Н О В И Л :
Чеховский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Чехов Московской области о признании незаконным бездействие администрации городского округа Чехов Московской области, выразившееся в неорганизации строительства на территории <адрес> контейнерной площадки для сбора и накопления твердых коммунальных отходов и обязании построить в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на территории <адрес> контейнерную площадку для сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Чеховской городской прокуратурой проводилась проверка по обращению жителей домовладений, расположенных по <адрес> о нарушении требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами. Проверкой установлено, что по <адрес> контейнер для сбора и накопления твердых коммунальных отходов отсутствует, плата с жителей указанного населенного пункта взимается по установленному тарифу, что является нарушением действующего законодательства. В связи с выявленными нарушениями городской прокуратурой в администрацию г.о. Чехов ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения названного акта реагирования администрацией г.о. Чехов в адрес городской прокуратуры направлен ответ, согласно которому с целью проведения работ по установке контейнерной площадки для вывоза ТКО проводятся процедуры закупки. Городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в рамках контроля исполнения требований прокурора в администрацию г.о. Чехов направлен запрос о выполненных работах по строительству вышеуказанной контейнерной площадки, на что поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ об их неисполнении. Таким образом, администрацией г.о. Чехов нарушения требований закона, указанные в представлении, не устранены.
Представитель административного истца по поручению помощник Чеховского городского прокурора Иванова А.Ю. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в иске, и пояснила, что административному ответчику был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ. месячный срок для устранения нарушений. До настоящего времени требования прокурора не исполнены, о продлении срока административный ответчик не просил.
Представитель административного ответчика администрации городского округа Чехов Московской области по доверенности Очкин Н.И. в судебном заседании требования не признал и пояснил, что не имело место бездействие администрации, администрация оплатила работы, однако они выполнены не были по вине подрядчика; муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ
Заинтересованное лицо – представитель Управления ЖКХ администрации г.о.Чехов Московской области Савичев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований и пояснил, что бездействия администрации городского округа Чехов Московской области не было. Объявляли конкурсную процедуру, была необходимость в строительстве ряда контейнерных площадок. Строительство контейнерной площадки не возможно в зимний период, так как она должна быть размещена на твердом покрытии.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, проверив их, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статья 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статья 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что Чеховской городской прокуратурой проводилась проверка по обращению жителей домовладений, расположенных по <адрес> о нарушении требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами.
Проверкой установлено, что по <адрес> контейнер для сбора и накопления твердых коммунальных отходов отсутствует, плата с жителей указанного населенного пункта взимается по установленному тарифу, что является нарушением действующего законодательства.
В связи с выявленными нарушениями городской прокуратурой в администрацию г.о. Чехов ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, а именно - принятии мер к устранению нарушений действующего законодательства, причине и условий им способствующих, и недопущению указанных нарушений в будущем, а именно решить вопрос об организации контейнерной площадки по адресу <адрес> (л.д. 5-7).
По результатам рассмотрения названного акта реагирования администрацией г.о. Чехов в адрес городской прокуратуры направлен ответ (л.д. 9), согласно которому с целью проведения работ по установке контейнерной площадки для вывоза ТКО проводятся процедуры закупки.
Городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в рамках контроля исполнения требований прокурора в администрацию г.о. Чехов направлен запрос о выполненных работах по строительству вышеуказанной контейнерной площадки, на что поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт с ООО «Профиру» на выполнение работ по устройству контейнерных площадок на территории СП Стремиловское, в том числе по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; однако свои обязательства подрядчик не выполнил в полном объеме – контейнерная площадка по вышеуказанному адресу не установлена; дополнительно сообщили, что работы по обустройству данной контейнерной площадки запланированы на 2022 год при условии обеспечения финансирования (л.д. 8).
Разрешая настоящие требования, суд исходит из следующего.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 3 Правил обустройства мест накопления коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО) места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам накопления ТКО.
Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Как установлено в судебном заседании администрацией г.о. Чехов ненадлежащим образом исполняются требования действующего законодательства в части организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Разрешая административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований прокурора к администрации г.о.Чехов Московской области, поскольку непринятие мер по содержанию площадок для сбора твердых коммунальных отходов нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Доказательств организации на территории <адрес> контейнерной площадки для сбора и накопления твердых коммунальных отходов административным ответчиком не представлено, материалы дела не содержат.
При этом, представитель административного ответчика не отрицал факт того, что контейнерная площадка по вышеуказанному адресу не обустроена до настоящего времени.
Проверяя довод администрации со ссылками на то, что администрацией был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по строительству площадок под контейнеры для вывоза ТБО, в том числе по указанному в представлении прокурора адресу, работы выполнены частично, и конкретно в части установления площадки по указанному адресу, не выполнены по вине подрядчика, суд признает несостоятельными. Заключение муниципального контракта не освобождало администрацию от обязанности по содержанию указанного объекта, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядчиком (ООО "Профиру") взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░