Дело № 2а-2733/2022 (2а-9588/2021)
78RS000-01-2021-010681-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 12 мая 2022 года
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Лукашева Г.С.,
при секретаре Мирзоеве Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Санкт-Петербургу к Николаеву Владимиру Сергеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2017г., налогу на имущество за 2015-2016г., пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Санкт-Петербургу (далее – Межрайонная ИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу) обратилась в суд с административным иском к Николаеву Владимиру Сергеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2017г., налогу на имущество за 2015-2016г., пеней, просит взыскать с административного ответчика недоимку по налогам в размере: транспортный налог по ОКТМО 40330000 130727 руб. 00 коп, пени по транспортному налогу 1910 руб. 79 коп., транспортный налог по ОКТМО 29638101 22000 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу 321 руб., 57 коп., налог на имущество 257 руб. 00 коп., пени на имущество 3 руб. 76 коп. В обоснование своих требований истец указал, что в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление, а впоследствии и налоговое требование об уплате налога, однако данная обязанность исполнена не была.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс).
Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 Кодекса налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 402 Кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 этой же статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 указанной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
На имя административного ответчика в спорный период 2015-2016 гг. зарегистрирована квартира по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника имущества возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
На основании сведений из органов регистрационного учета налогоплательщику исчислен налог за вышеуказанный объект недвижимости за 2015-2016 годы в размере 257 руб. 00 коп., который не был уплачен в установленный законом срок, в связи с чем налогоплательщику начислены пени в размере 3 руб. 76 коп.
В соответствии с ч.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
Как следует из материалов дела, на имя административного ответчика были зарегистрированы транспортные средства: ВАЗ2121 государственный рег. знак №, ФОРДЭКСПЕДИШН рег. Знак №, ИНТЕРНАЦИО рег. Знак №, КВАСАКИZX 9R рег. знак №, ИНФИНИТИ рег. Знак №.
За налоговые периоды 2015-2016 гг. на вышеуказанные транспортные средства налогоплательщику исчислен налог в размере 92214 руб., который не был уплачен.
Также в собственности административного ответчика в спорный период - 2017 год находились следующие транспортные средства: БОМБАРДЬЕР №; ВАЗ2121 государственный рег. знак №, ФОРДЭКСПЕДИШН рег. Знак №, ИНТЕРНАЦИО рег. Знак №, КВАСАКИZX 9R рег. знак №.
За налоговый период 2017 год административному ответчику исчислен транспортный налог в размере 38513 руб. 00 коп., с учетом переплаты налога сумма задолженности составляет 22000 руб. 00 коп. Уплата налога в установленный законом срок не произведена.
В связи с неуплатой транспортного налога за спорные периоды налогоплательщику исчислены пени в размере 1910 руб. 79 коп., 321 руб. 57 коп.
В собственности у административного ответчика находилось недвижимое имущество –квартира по адресу: <адрес>.
На указанное имущество был исчислен налог в размере 116 руб. 00 коп. за 2015 год, в размере 141 руб. за 2016 год.
Налога на имущество оплачен не был, в связи с ч ем административному ответчику начислены пени в размере 3 руб. 76 коп., которые также оплачены не были.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Из материалов дела следует, что 24.07.2018г. в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № 25597835 от 14.07.2018.
03.08.2018г. в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № 38991386 от 03.08.2018.
24.02.2019г. в адрес ответчика направлено налоговое требование № 15199 об уплате налога со сроком уплаты до 26.03.2019г.
В требование, направленное в адрес ответчика, сумма исчисленных пеней была включена.
В соответствии с ч.6 ст.69 НК РФ требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч.4 ст.69 НК РФ -требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с ч.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового Кодекса РФ.
Согласно ч.4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.363 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент срока уплаты налога) - налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ответчиком обязанность по уплате налога и пене за указанный в иске период не исполнена.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила сумму, указанную в абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила сумму, указанную в абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила сумму, указанную в абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
16.04.2019 года мировым судьей судебного участка № 42 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика транспортного налога и налога на имущество за данный период. 30.05.2019 указанный судебный приказ отменен.
08.12.2021 административный иск поступил в суд с заявлением о восстановлении срока на обращение в суд иском (л.д. 9-10).
Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п. п. 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В настоящем случае возможность взыскания задолженности не утрачена, так как налоговый орган предпринимал меры, направленные на взыскание задолженности в судебной порядке. Суд исходит из того, что налоговый орган предпринимал предусмотренные законом меры по взысканию страховых взносов с административного ответчика, однако шестимесячный срок предъявления административного искового заявления после отмены судебного приказа пропустил по уважительным причинам, в связи с несвоевременным направлением мировым судьей определения об отмене судебного приказа. Копия судебного приказа была направлена в налоговый орган 28.10.2021 (л.д.13).
К уважительным причинам, являющимся основанием для восстановления пропущенного срока обращения в суд, в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ относятся обстоятельства, не зависящие от воли административного истца, которые объективно препятствовали и исключали своевременное предъявление иска в суд.
Указанные обстоятельства признаются судом уважительной причиной пропуска срока обращения в суд, так как оно не связано с бездействием и недобросовестным поведением административного истца, который последовательно принимал меры по принудительному взысканию задолженности по уплате страховых взносов с административного ответчика и не имел возможности обратиться в суд до момента фактического получения определения об отмене судебного приказа.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, незначительность пропущенного срока, а также обязанность оплачивать налоги, закрепленную ст. 57 Конституции РФ, суд полагает возможным восстановить пропущенный срок на обращение административного истца с административным исковым заявлением.
Таким образом, имеются основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу за период, указанный в иске.
Определяя размер подлежащей взысканию с административного ответчика в пользу административного истца задолженности, суд исходит из представленного административным истцом расчета недоимки по налогу и пени. Указанные документы сомнений у суда не вызывают. Представленный расчет задолженности произведен в соответствии с нормами действующего законодательства, соответствует фактическим обстоятельствам дела и является правильным, расчет задолженности судом проверен, арифметических ошибок не содержит.
При этом суд учитывает, что доводы истца и представленные им доказательства в обоснование заявленных требований ответчиком не оспорены и не опровергнуты. Доказательств оплаты задолженности по налогу и пене ответчиком не представлено.
В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих установленные судом вышеназванные факты.
В силу ч.1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4304 руб. 40 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 40330000 130727 ░░░. 00 ░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1910 ░░░. 79 ░░░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 29638101 22000 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 321 ░░░., 57 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 257 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 3 ░░░. 76 ░░░.- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 40330000 ░░ 2015-2017░.
░ ░░░░░░░ 130 727 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015-2017░. ░ ░░░░░░░ 1910 ░░░. 79 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 29638101 ░░ 2015-2017░.
░ ░░░░░░░ 22 000 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015-2017░. ░ ░░░░░░░ 321 ░░░. 57 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2015-2016░. ░ ░░░░░░░ 257 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2015-2016░. ░ ░░░░░░░ 3 ░░░. 76 ░░░.
- ░░░░░ ░░░░░░░░: 155 220 ░░░. 12 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4304 ░░░. 40 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░ 2022 ░░░░.