Дело № 3а-45/2023
УИД 76OS0000-01-2023-000025-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль 27 июня 2023 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Бисеровой О.И.,
при секретаре Масловой С.В.,
с участием прокурора Лазаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Мартьянова Сергея Васильевича о признании недействующим в части постановление Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 года №710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов»,
установил:
Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные учстки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов» утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов.
Данное постановление опубликовано в печатном издании «Губернские вести» от 06.02.2009 № 13 (1773).
03.04.2020 Правительством Ярославской области принято постановление №303-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 24.12.2008 №710-п», размещенное на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 07.04.2020, опубликованное в издании «Документ-Регион» от 17.04.2020 № 32.
В приложении к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (пункт 5.6), утверждена ставка арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)», согласно которому ставка арендной платы за земельный участок для городских округов города Ярославля и города Рыбинска составляет 6,6%, максимальная ставка арендной платы за земельный участок – 11,6%.
Индивидуальный предприниматель Мартьянов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия пункт 5.6 приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 года №710-п (далее Порядок определения размера арендной платы), в части установления ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля и города Рыбинска в размере 6,6%, максимальной ставки арендной платы за земельный участок в размере 11,6% по виду разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)».
В обоснование требований ссылается, что пунктом 2.15 Порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 2.2.-2.14 данного раздела Порядка, размер арендной платы (А) рассчитывается по формуле: А=КС х Ст х КИ с применением значений КС – кадастровая стоимость земельного участка (рублей); Ст – ставка арендной платы за земельный участок, установленная с учетом вида разрешенного использования земельного участка (процентов); КИ – коэффициент инфляции.
В приложении к Порядку определения размера арендной платы, в пункте 5.6 утверждена ставка арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)», согласно которому ставка арендной платы за земельный участок для городских округов города Ярославля и города Рыбинска составляет 6,6 процента, максимальная ставка арендной платы за земельный участок – 11,6 процентов.
Вновь утвержденная ставка (6,6%) превышает ранее действующую ставку арендной платы, утвержденную постановлением мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 № 516 (в редакции постановления от 26.02.2019 № 203) и составляющую 0,5%, более, чем в 13 раз.
В настоящее время в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены (заняты) для размещения объектов спорта, приказом Минэкономразвития РФ от 24.09.2012 № 620, утверждена ставка 0,5%.
Административный истец на основании договора аренды от 29.01.2009 №21164-м и дополнительных соглашений к нему является арендатором двух земельных участков с кадастровыми номерами № и № расположенных по <адрес>, и <адрес> с видом разрешенного использования: размещение водно-спортивного клуба.
С 2020 года произошло увеличение арендной платы, что оформлено арендодателем уведомлением об изменении арендной платы от 04.06.2020 № 4303.
В соответствии с уведомлением МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля от 04.06.2020 № 4303 с 18.04.2020 расчет арендной платы за земельный участок осуществляется, исходя из кадастровой стоимости участка, умноженной на значение ставки арендной платы, составляющей 6,6%.
До указанного уведомления размер арендной платы рассчитывался исходя из ставки 0,5% (уведомление от 23.12.2019 № 12026).
Административный истец считает, что установлением новых ставок арендной платы существенным образом нарушены его права. При принятии оспариваемого акта в части установления ставки арендной платы в размере 6,6% и максимальной арендной платы в размере 11,6% на земельные участки с видом разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)» административным ответчиком нарушены требования федерального законодательства.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582).
В Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, указывается на принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.
В данном случае необходимо также учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 28.02.2017 № 424-О.
Административным ответчиком не доказано соблюдение принципа экономической обоснованности, не представлены соответствующие расчеты, показывающие доходность земельных участков, а также документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, что свидетельствует о произвольном установлении ставок арендной платы, без учета объективных условий хозяйственной деятельности арендаторов земельных участков.
Также нарушен принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Минэкономразвития России издан приказ от 29.12.2017 № 710 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582» (далее Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы).
В данном случае не учтены положения пунктов 7, 12 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы. Исходя из положений пункта 2.20 Порядка определения размера арендной платы, изменение арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия решения органа местного самоуправления. При этом конкретные условия, при которых возможно установление максимального значения ставки арендной платы (11,6%), а также основания для ее применения в оспариваемом постановлении не приведены.
В судебном заседании представитель административного истца - индивидуального предпринимателя Мартьянова С.В. по доверенности Александрова И.М. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске. В судебном заседании от 11.04.2023 дополнительно указывала, что основания для прекращения производства по делу, на которые ссылаются административные ответчики и заинтересованные лица, отсутствуют. Оспариваемые положения Порядка определения размера арендной платы за земельные участки применяются в отношении административного истца; то обстоятельство, что находящиеся в аренде у административного истца земельные участки ограничены в обороте, в связи с чем размер арендной платы в данном случае не может превышать размер земельного налога, т.е. ставку 1,5%, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца. До внесения соответствующих изменений в части ставки арендной платы за земельные участки, ставка арендной платы за земельные участки по виду разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)» составляла 0,5%, что составляло менее ставки земельного налога 1,5%, и, следовательно, применялась ставка 0,5%. Таким образом, в случае признания недействующим пункта 5.6 приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки в части установления ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля и города Рыбинска в размере 6,6%, максимальной ставки арендной платы за земельный участок в размере 11,6% по виду разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)» в отношении земельных участков, находящихся в аренде у административного истца будет применяться ранее установленная ставка 0,5%. Арбитражным судом Ярославской области расчет задолженности по арендной плате произведен с учетом ранее действовавшей ставки 0,5% за период с 01.01.2020 по 17.04.2020; начиная с 18.04.2020, при расчете задолженности была применена ставка 1,5% с учетом того, что земельный участок ограничен в обороте. Установленная постановлением Правительства Ярославской области от 03.04.2020 № 303-п ставка арендной платы не является экономически обоснованной, при ее расчете не учтены доходность земельного участка, не проведен многофакторный анализ оценочных характеристик земельного участка.
Представитель административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности Трыкова Ю.А. административные исковые требования не признала. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на административный иск, в котором указано, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом исполнительной власти, с соблюдением процедуры принятия, опубликовано и вступило в силу. Доводы административного истца о том, что нарушен принцип экономической обоснованности, не состоятельны. В соответствии с подпунктом 3.2.22 раздела 3 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 №116, к функциям департамента имущественных и земельных отношений Ярославкой области (далее департамент, ДИЗО ЯО) отнесена подготовка и направление на утверждение Правительства области нормативных правовых актов об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов. Приказом департамента от 02.09.2019 № 122/1 образована рабочая группа по разработке изменений Порядка определения размера арендной платы за земельные участки. Рабочей группой подготовлен расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы, который 12.12.2019 утвержден директором департамента. В соответствии с оспариваемым постановлением от 24.12.2008 № 710-п расчет арендной платы производится по формуле на основе кадастровой стоимости земельного участка с применением ставки арендной платы за земельный участок, установленной с учетом вида разрешенного использования земельного участка. Кадастровая стоимость земельных участков из земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2019 утверждена приказом ДИЗО ЯО от 21.10.2019 № 20-н. Согласно отчету от 11.09.2019 № 01/2019 «Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Ярославской области» (далее Отчет о ГКО) кадастровая оценка земельных участков по состоянию на 01.01.2019 проведена в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», пункт 3 статьи 14 которого определяет ценообразующие факторы, подлежащие учету при установлении кадастровой стоимости. Земельный участок является экономически привлекательным по ряду взаимосвязанных факторов, в том числе особенности местоположения земельного участка, развития инфраструктуры, расположенности к основной автомагистрали и вида разрешенного использования земельного участка, который определяет его допустимое функциональное использование. В отчете о ГКО указано, что при определении кадастровой стоимости земельных участков были использованы ценообразующие факторы, предусмотренные Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 №226 (далее Методические указания о ГКО), в том числе площадь, категория, вид разрешенного использования, расположение в историко-культурном центре, расположение в общественно-деловом центре, расположение земельного участка, наличие коммуникаций, объектов инфраструктуры и пр. Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.09.2016 № 45-АПГ16-7, кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка, прогнозирование при принятии оспариваемого постановления размера арендной платы и ставки арендной платы на основании данных об изменении этой экономической характеристики свидетельствует о проведении экономической оценки факторов, влияющих на доходность земельного участка, и подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Арендная плата, размер которой определяется согласно оспариваемому постановлению, соответствует принципу экономической обоснованности. При определении второй составляющей формулы расчета арендной платы – ставки арендной платы применялся коэффициент капитализации, под которым понимается норма дохода, которая отражает взаимосвязь между доходом и стоимостью объекта оценки. Расчет ставок арендной платы произведен расчетным путем и на основании рыночных данных. Итоговая ставка по виду разрешенного использования земельного участка определена путем сопоставления результатов расчетов, полученных обоими способами. Так как вид разрешенного использования земельного участка напрямую определяет доходность земельного участка и является его основной характеристикой, в расчетной части Расчета ставки арендной платы определены по группам видов разрешенного использования (сегментам) с применением показателей, установленных для каждой конкретной группы по «Справочнику оценщика недвижимости-2018. Земельные участки» под редакцией Лейфера Л.А. После определения значений ставок расчетным путем, ставки были рассчитаны на основе рыночной информации, а также по сегментам. Группировка видов разрешенного использования земельных участков в Расчете на основании рыночных данных осуществлена в соответствии с сегментацией, установленной Методическими указаниями о ГКО. В Расчете отмечено, что для расчета ставки на основе рыночной информации Рабочей группой был осуществлен сбор, анализ, отбор и идентификация рыночной информации по продаже с аукциона права на заключение договоров аренды земельных участков (источник информации: Информационно-аналитическая система Ярославской области – РИАС). Таким образом, доводы административного истца о том, что положения, устанавливающие ставку арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования «Водный спорт», приняты без надлежащего экономического обоснования, Правительство Ярославской области считает не соответствующими обстоятельствам административного дела. Федеральное законодательство ограничивает права субъектов РФ в вопросе установления порядка определения размера арендной платы только соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации, и случаями, установленными Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 арендная плата определяется в том числе исходя из принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Земельные участки, арендуемые истцом, являются ограниченными в обороте, а, следовательно, согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 размер арендной платы в отношении такого земельного участка не должен превышать размер земельного налога. Аналогичные положения содержаться в Порядке определения размера арендной платы за земельные участки (пункт 2.7). Таким образом, арендная плата за земельный участок, арендуемый административным истцом, установлена в размере земельного налога (налоговые ставки установлены решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 № 146 «О земельном налоге», ставка 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка).
Учитывая указанные обстоятельства, Правительство области полагает, что оспариваемая административным истцом норма (пункт 5.6 Приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки) к нему не применяется, а, следовательно, не нарушает права и законные интересы административного истца. В соответствии со статьями 128, 194 КАС РФ просит прекратить производство по данному административному делу.
Представитель административного ответчика – департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Серебрякова А.Н. административные исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на иск. Дополнительно пояснила, что входила в состав рабочей группы по разработке проекта изменений в Порядок определения размера арендной платы за земельные участки; при расчете ставки арендной платы на земельные участки учитывались ценнообразующие факторы, ставки экономически обоснованы, что нашло свое отражение в Расчете и финансово-экономическом обосновании ставок арендной платы, которые утверждены директором ДИЗО ЯО. Также указывала, что земельные участки с видом разрешенного использования «Водный спорт» в соответствии с Методикой определения кадастровой стоимости, которая применялась департаментом в расчетах, относятся к сегменту «Предпринимательство». Арендные ставки от 6,6 до 11,6 рассчитаны для всего сегмента «Предпринимательство», в который входят и земельные участки для размещения объектов торговли, рынки, магазины. При производстве расчетов были использованы данные договоров аренды земельных участков, предоставленных на торгах, при анализе предложений земельных участков с разрешенным видом использования «Водный спорт» выявлено не было, какие-либо корректировки внутри сегмента «Предпринимательство» не применялись.
Представитель заинтересованных лиц – Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее КУМИ мэрии г.Ярославля) и муниципального казенного учреждения «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля (далее МКУ «Агентство по АЗУТП» г. Ярославля) на основании доверенностей Смирнов В.В. против удовлетворения административных исковых требований возражал. Поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях МКУ «Агентство по АЗУТП» г. Ярославля на административный иск, в которых указано, что между административным истцом и МКУ «Агентство по АЗУТП» г. Ярославля заключен договор аренды земельного участка от 29.01.2009 № 21164-и и дополнительные соглашения к нему. Предметом договора являются земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по <адрес>, и <адрес>, с видом разрешенного использования: размещение водно-спортивного клуба. В связи с ненадлежащим исполнением административным истцом своих обязанностей по внесению арендной платы за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 МКУ «Агентство по АЗУТП» г. Ярославля обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением о взыскании задолженности. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.03.2022 по делу № А82-1008/2021 исковые требования удовлетворены частично. В рамках дела А82-1008/2021 установлен порядок расчета арендной платы по указанному договору, исходя из ставки 1,5% как для земельных участков, ограниченных в обороте, и в настоящее время применяется для расчета арендной платы. Поскольку в данном случае пункт 5.6 приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки в части установления ставки арендной платы на земельные участки по виду разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5) к административному истцу не применяется, просит в соответствии со статьями 128 и 194 КАС РФ прекратить производство по настоящему делу прекратить.
В судебное заседание вызывалось заинтересованное лицо мэрия г. Ярославля, о месте и времени судебного заседания извещено надлежаще, своего представителя не направило.
В судебном заседании допрошен свидетель ФИО11, который пояснил, что им были изучены расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленных в аренду без торгов. По результатам изучения данного документа был подготовлен соответствующий Отзыв, изложенные в данном Отзыве выводы он поддерживает. Дополнительно пояснил, что, по его мнению, расчет ставок арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности. Из расчета и финансово-экономического обоснования ставок арендной платы, подготовленного департаментом, следует, что было использовано два метода: по рыночным сделкам, исходя из данных договоров аренды, и расчетный по справочнику Лейфера Л.А. Ставка арендной платы для земельных участков «Водный спорт» определена на основании рыночных данных, полученных из сегмента «Предпринимательство», к которому в соответствии с Методикой определения кадастровой стоимости также относятся и земельные участки с видом разрешенного использования «Водный спорт». В данном случае, в основном использованы сведения по участкам, относящимся к рынкам, магазинам, торгов-офисной застройке, при этом корректировка на вид разрешенного использования не применена, не учтено функциональное назначение земельных участков, применительно, к земельным участкам, относящимся к водному спорту необходимо было применять «понижающую» корректировку, что также следует из аналитических данных справочника СтатРиелт, использование одних исходных данных для определения ставки аренды неверно. Также вопросы возникают к временным параметрам, которые использованы в расчетах. Кадастровая стоимость земельных участков, которые использовались в расчетах определена на 01.01.2019, аналоги, которые использовались для расчета указанной кадастровой стоимости предлагались к продаже в 2018 году с анализом их актуальности на 01.01.2019, при этом в расчетах использованы данные по арендным платежам за 2016, 2017 годы, какая-либо корректировка либо обоснование такого использования расчет не содержит. Доходность земельного участка не устанавливалась и не учитывалась, не проводился многофакторный анализ оценочных характеристик земельного участка, использование для определения доходности Отчета о государственной кадастровой оценке необоснованно, поскольку при подготовке данного отчета не был использован доходный подход. При расчете арендной ставки расчетным путем использована скидка, побуждающая платежеспособного собственника улучшений отказаться от выкупа земельного участка в пользу долгосрочной аренды, немотивированно определена как скидка на торг.
Прокурором Лазаревой Е.А. дано заключение о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5.6 приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 №710-п, в части установления ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля и города Рыбинска в размере 6,6%, максимальной ставки арендной платы за земельный участок в размере 11,6% по виду разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)».
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Материалами дела подтверждается, что на основании договора № 21164-и аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.01.2009 и дополнительных соглашений к нему административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами № и № по адресу: <адрес>. Наименование и код вида разрешенного использования земельных участков определены в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, «5.1.5 Водный спорт».
По условиям договора аренды размер арендной платы рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, умноженной на значение ставки арендной платы за земельный участок.
Согласно пункту 5.6 приложения к Порядку определения размера арендной платы, ставка арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)» для города Ярославля, ставка арендной платы за земельный участок для городских округов города Ярославля и города Рыбинска составляет 6,6%, максимальная ставка арендной платы за земельный участок – 11,6%.
Уведомлением от 04.06.2020 № 4303 административный истец оповещен о том, что начиная с 18.04.2020 ставка арендной платы за указанные земельные участки на основании постановления Правительства Ярославской области от 03.04.2020 №303-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 24.12.2008 №710-п» составляет 6,6%.
Доводы административных ответчиков и заинтересованных лиц о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу, поскольку фактически для начисления арендной платы за спорные земельные участки пункт 5.6 приложении к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки не применяется, отклоняются.
В обоснование указанных доводов приводятся ссылки на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.03.2022 по делу № А82-1008/2021, которым установлено, что земельные участки административного истца являются ограниченными в обороте, а также пункт 2.7 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки.
Согласно пункту 2.7 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, в случае наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность занимаемого зданием, сооружением земельного участка собственником этого здания, сооружения размер годовой арендной платы определяется в размере земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение отсутствуют, при условии что размер годовой арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.15 данного раздела Порядка, в данном случае превышает размер земельного налога.
В случае если размер годовой арендной платы за земельный участок не превышает размер земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, расчет размера годовой арендной платы производится в соответствии с пунктом 2.15 данного раздела Порядка.
Таким образом, как указывается административными ответчиками и заинтересованными лицами с учетом приведенной нормы в настоящее время расчет арендной платы производится в соответствии со ставкой 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков, что не превышает размер земельного налога.
Ссылки на указанные обстоятельства не могут быть приняты во внимание. Материалами дела установлено, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, положения пункта 5.6 приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки к административному истцу применяются, в связи с чем, Мартьянов С.В. имеет право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением. Предусмотренных статьей 194 КАС РФ оснований для прекращения производства по настоящему делу не установлено.
В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта, помимо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежат выяснению обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статьям 45, 47, 48, 52 Устава Ярославской области Правительство Ярославской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области; обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов Ярославской области и иных нормативных правовых актов Ярославской области на территории Ярославской области. Правительство Ярославской области управляет и распоряжается собственностью Ярославской области в соответствии с законами Ярославской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ярославской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Ярославской области принимает постановления.
В соответствии со статьями 50-53 Закона Ярославской области от 07.03.2001 № 16-з «О правовых актах Ярославской области», действовавшего на момент принятия постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов», данное постановление опубликовано 06.02.2009 в газете «Губернские вести» №13, вступило в силу 01.03.2009.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Закона Ярославской области от 03.11.2010 № 40-з «О правовых актах Ярославской области» Указы Губернатора Ярославской области, постановления Ярославской областной Думы, постановления Правительства Ярославской области, приказы органов исполнительной власти Ярославской области и постановления Избирательной комиссии Ярославской области, носящие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней со дня их принятия, если иные сроки официального опубликования не предусмотрены федеральным законодательством.
Частями 1, 2 статьи 13 Закона Ярославской области от 03.11.2010 № 40-з «О правовых актах Ярославской области» определено, что на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) официально публикуются правовые акты, подлежащие официальному опубликованию в соответствии со статьей 12 настоящего Закона. В газете «Документ-Регион» официально публикуются, помимо прочих актов, постановления Правительства Ярославской области.
Постановление Правительства Ярославской области от 03.04.2020 № 303-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 24.12.2008 № 710-п» опубликовано в газете «Документ-Регион», № 32, 17.04.2020.
На основании приведенных положений законодательства Российской Федерации и Ярославской области и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в настоящем деле постановление принято исполнительным органом государственной власти Ярославской области, которым является Правительство Ярославской области, в соответствии с его компетенцией, установленной земельным законодательством Российской Федерации. Требования к форме нормативного акта и порядку введения его в действие соблюдены.
Суд учитывает, что полномочия Правительства Ярославской области, принявшего оспариваемый в настоящем деле нормативный правовой акт, соблюдение формы и порядка его принятия, опубликования проверены судебными инстанциями (решение Ярославского областного суда от 31.08.2020, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10.12.2020, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2021, а также решение Ярославского областного суда от 22.08.2022 по делу №3а-253/2022, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.12.2022 № 66а-3732/2022).
Проверяя содержание нормативного акта в оспариваемой его части по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п, в редакции постановления Правительства Ярославской области от 03.04.2020 № 303-п, установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок определения размера арендной платы).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки принимается кадастровая стоимость соответствующего земельного участка, за исключением случая, установленного пунктом 2.2 данного раздела Порядка.
Исходя из положений пункта 2.15 Порядка определения размера арендной платы, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 2.2 - 2.14 данного раздела Порядка, размер годовой арендной платы (А) рассчитывается по формуле А = КС x Ст x КИ с применением значений: КС - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); Ст - ставка арендной платы за земельный участок, установленная с учетом вида разрешенного использования земельного участка (процентов); КИ - коэффициент инфляции.
В соответствии с пунктом 2.20 Порядка определения размера арендной платы ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, приведены в приложении к Порядку.
Органы местного самоуправления городских округов города Рыбинска и города Ярославля для расчета размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, вправе установить по отдельным видам разрешенного использования земельных участков ставку арендной платы за земельный участок, равную максимальной ставке арендной платы за земельный участок. Максимальные ставки арендной платы за земельные участки приведены в графе 5 таблицы ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (приложение к Порядку).
Пунктом 5.6 Приложения установлены ставки арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)»: 6,6% - для земельных участков, расположенных на территории городских округов городов Рыбинск и Ярославль; 1,5 % - для земельных участков, расположенных на территории городского округа города Переславля-Залесского и городских и сельских поселений Ярославской области; 11,6% - максимальная ставка арендной платы за земельный участок.
Постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 № 116 утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Согласно пункту 3.2.22 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области для обеспечения реализации основных направлений деятельности и установленных полномочий департамент выполняет следующие функции: подготавливает и направляет на утверждение Правительства области нормативные правовые акты об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
В соответствии с приказом директора департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 02.09.2019 № 122/1 образована рабочая группа по разработке изменений Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (далее - Рабочая группа), утверждено положение о ней.
12.12.2019 директором департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области утвержден подготовленный Рабочей группой Расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленных в аренду без торгов (далее также Расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы).
Административный истец обратился в суд с требованием о признании недействующим оспариваемого постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п (в редакции постановления Правительства Ярославской области от 03.04.2020 № 303-п) в части установления ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля и города Рыбинска в размере 6,6 %, максимальной ставки арендной платы за земельный участок в размере 11,6% по виду разрешенного использования «Водный спорт» (код 5.1.5) в Приложении к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (пункт 5.6), поскольку он не соответствует принципу экономической обоснованности и принципу предсказуемости.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К основным принципам определения арендной платы в частности относится принцип экономической обоснованности в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.02.2017 № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и признаны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета оспариваемых значений ставки арендной платы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы в целях применения принципа экономической обоснованности рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
При установлении ставки арендной платы рекомендуется в том числе учитывать: положения документов, определяющих целевое назначение земельного участка; наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон); возможность создания арендатором неотделимых улучшений земельного участка; необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке; наличие права арендатора на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьим лицам (например, право на предоставление земельного участка в субаренду, передачу его в залог влияет на увеличение размера арендной платы); субсидии, предоставляемые арендатору за счет бюджета в целях поддержки деятельности, осуществляемой им на данном земельном участке; обстоятельства, имеющие значение для развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 4 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы).
Расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленных в аренду без торгов, утвержденный директором департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области 12.12.2019, вопреки доводам административных ответчиков, не подтверждает соблюдение принципа экономической обоснованности при определении размера арендной ставки для земельных участков с видом разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)» и не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по делу.
Судом установлено, что при определении размера арендной ставки земельных участков с видом разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)» доходность не устанавливалась и не учитывалась, многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков с видом разрешенного использования «Водный спорт» не проводился. Расчетов на основе такого анализа значений, влияющих на размер арендной платы, представленный документ не содержит.
Административным истцом представлен Отзыв на указанный Расчет и финансово-экономическое обоснование арендной платы, составленный оценщиком ООО «Прооценщик» ФИО11, в котором указывается на его несоответствие принципу экономической обоснованности, приводятся соответствующие мотивы, по которым оценщик пришел к указанному выводу. Изложенные в Отзыве выводы поддержаны ФИО11, допрошенным в качестве свидетеля, в судебном заседании им даны дополнительные пояснения.
В частности, в Отзыве на Расчет и финансово-экономическое обоснование арендной платы и дополнительно в судебном заседании свидетелем ФИО11 было указано, что из содержания расчета и финансово-экономического обоснования следует, что в разделе «3.3 Определение ставок арендной платы на основе рыночных данных» некорректно использован временной интервал. В указанном разделе содержится указание на временной интервал государственной регистрации договоров аренды земельных участков 01.01.2016 - 31.03.2019 гг. В качестве обоснования указано на временные интервалы границ мониторинга соответствующих сегментов рынка земельных участков при расчете их кадастровой стоимости согласно отчету о государственной кадастровой оценке.
Вместе с тем, кадастровая стоимость земельных участков, использованных в расчетах, была определена на конкретную дату – 01.01.2019, при определении кадастровой стоимости использовались аналоги, которые предлагались к продаже в 2018 году. Договоры аренды, из которых были использованы сведения о размере арендной платы, относились к различным периодам, в том числе 2016, 2017 году. При этом корректировка на дату не вводилась, не обосновывалась возможность использования данных сведений.
Данные обстоятельства, по мнению свидетеля ФИО11, привели к искажению расчетов.
В Отзыве на расчет и финансово-экономическое обоснование также указывается, что доходность земельного участка при их составлении не устанавливалась и не учитывалась. Многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ природных условий, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности организаций, государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, предоставляемых субсидий, иных показателей, объективно отражающих возможности арендаторов, расчетов на основе такого анализа значений, влияющих на размер арендной платы, представленный документ не содержит. Отсутствует в нем и анализ обоснованности изменения размера арендной платы.
Использование в расчете арендной платы в качестве одного из показателей кадастровой стоимости земельного участка само по себе об экономической обоснованности расчета размера арендной платы не свидетельствует.
Дополнительно к изложенному в Отзыве на Расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы, свидетель ФИО11 пояснил, что ссылка на использование сведений Отчета о государственной кадастровой оценке не состоятельна, поскольку данный Отчет не учитывает такой фактор, как доходность земельных участков, при подготовке Отчета о государственной кадастровой оценке доходный подход не использовался.
Кроме того, в своем Отзыве специалистом ФИО11 указывается, что из содержания Расчета и финансово-экономического обоснования ставок арендной платы усматривается, что ставка арендной платы для сегмента «Водный спорт (5.1.5)» была определена на основании рыночных данных (отчеты о рыночной стоимости ежегодной арендной платы), полученных из сегмента «Предпринимательство» (4), разделов – деловое управление (4.1), рынки (4.3), магазины (4.4), без корректировки на разное функциональное назначение земельных участков, что не соответствует рыночным данным, нарушен принцип экономической обоснованности.
В данном обосновании не раскрыт механизм формирования ставки аренды для сегмента «Водный спорт (5.1.5)».
В Отзыве на Расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы ФИО11 приводятся аналитические данные СтатРиелт, согласно которым разница между видами разрешенного использования: деловое управление (4.1); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2); рынки (4.3); магазины (4.4); спорт (5.1), - составляет (1,07/0,07), 15 раз. Таким образом, использование одних исходных данных для определения ставки неверно.
Дополнительно к изложенному в Отзыве на Расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы, свидетелем ФИО11 в судебном заседании указано, что, действительно, согласно Методике определения кадастровой стоимости земельные участки с видом разрешенного использования «Водный спорт» относятся к сегменту «Предпринимательство». К этому же сегменту относятся, в том числе земельные участки с видом разрешенного использования «магазины», «торгово-офисная недвижимость», «рынки» и т.д.; данные земельные участки неравнозначны, в любом случае, будут иметь разную доходность. Для земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «водный спорт» с учетом их функционального назначения и других факторов потребуется введение понижающих корректировок при сопоставлении их с иными земельными участками, относящимися к сегменту «Предпринимательство». При этом, введение корректировок на вид разрешенного использования даже внутри одного сегмента является обязательным. В данном случае, арендные ставки определены для всего сегмента «Предпринимательство», без введения соответствующих корректировок на вид разрешенного использования.
Согласно Отзыву на Расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы при расчете арендной ставки расчетным путем использована скидка, побуждающая платежеспособного собственника улучшений отказаться от выкупа земельного участка в пользу долгосрочной аренды, которая немотивированно определена как скидка на торг.
Оснований не доверять изложенным в Отзыве на Расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы выводам об их несоответствии принципу экономической обоснованности не имеется. Данный Отзыв составлен оценщиком ФИО11, имеющим экономическое образование, обладающим специальными познаниями в области оценочной деятельности, соответствующие документы к Отзыву приложены. В судебном заседании свидетелем ФИО11 данный Отзыв поддержан, даны дополнительные пояснения.
Доводы специалиста административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 предусмотрено определение размера арендной платы, в том числе исходя из принципа предсказуемости, в соответствии с которым расчет размера арендной платы заключается в определении в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Согласно пункту 7 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы в целях применения принципа предсказуемости при установлении порядка определения размера арендной платы целесообразно исходить из положений гражданского законодательства Российской Федерации, предполагающих в том числе недопустимость частого изменения платы по договору (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ).
В целях реализации принципа предсказуемости рекомендуется при определении размера арендной платы учитывать положения: документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (например, положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития макрорегиона), значимых для развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития; стратегий социально-экономического развития, иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 8 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы).
В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы в целях реализации принципа предсказуемости в порядке определения размера арендной платы целесообразно предусмотреть случаи и минимальные сроки пересмотра арендной платы, в том числе с учетом положений статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также исчерпывающий перечень случаев, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Исходя из положений пункта 2.20 Порядка определения размера арендной платы, изменение арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия решения органа местного самоуправления. При этом конкретные условия, при которых возможно установление максимального значения ставки арендной платы (11,6%), а также основания для ее применения в оспариваемом постановлении не приведены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что установление административным ответчиком рассматриваемых ставок арендной платы 6,6 % и 11,6% за земельный участок по виду разрешенного использования «Водный спорт (5.1.5)» противоречит предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 принципу экономической обоснованности и принципу предсказуемости.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемые положения постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п (в редакции постановления Правительства Ярославской области от 03.04.2020 № 303-п) подлежат признанию недействующими. Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (пункт 38), если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что оспариваемое решение длительное время применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций, а потому полагает, что названный выше нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном периодическом печатном издании «Документ-Регион».
Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ 5.6 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2008 ░░░░ №710-░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6,6%, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 11,6% ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░ (5.1.5)».
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ - ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2023 ░░░░