Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1717/2024 ~ М-1154/2024 от 06.05.2024

37RS0010-01-2024-001989-80

Дело № 2а-1717/2024                                 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2024 г.                                                                                                       г. Иваново

      Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола помощником судьи Башариной П.О.,

     с участием помощника прокурора Ленинского района города Иваново Шепелина Антона Михайловича,

    представителя ответчика и заинтересованного лица Богомоловой Елены Владимировны,

    представителя заинтересованного лица - ООО «Народная компания» – Ульяновой Ирины Ивановны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново

    материалы дела по административному иску прокурора Ленинского района города Иванова в защиту неопределенного круга лиц к Администрации города Иваново о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор Ленинского района города Иванова обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации города Иваново о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия.

Административный иск обоснован тем, что прокуратурой Ленинского района г. Иваново на основании задания прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилья.

Постановлением Правительства Ивановской области от 22.12.2023 № 655-п многоквартирный дом 56/58 ул. Свободы г. Иваново исключен из Региональной программы капитального ремонта по основанию - физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) превышает 70 процентов.

Установлено, что администрация г. Иваново является собственником нескольких жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома.

     Прокуратурой Ленинского района г. Иваново установлено, что в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иваново ул. Свободы д. 56/58, вопрос о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не решался.

Вместе с тем, в указанном доме имеются жилые помещения, собственником которых является администрация г. Иваново, процент износа зданий составляет более 70%.

Таким образом, в нарушение приведенных положений законодательства администрацией г. Иваново не принято мер по повторному рассмотрению вышеуказанного многоквартирного дома в порядке, предусмотренном п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, на межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Целью Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 № 164-п, является эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, жилых домов блокированной застройки, домов, в которых имеется менее чем 5 квартир, а также многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70%.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Таким образом, администрацией г. Иваново не организован надлежащий контроль за выполнением обязанностей по содержанию, в том числе муниципального имущества, с жителями, проживающими в указанном многоквартирном доме, работа о признании многоквартирным домом аварийным, в целях предотвращения его разрушения и предупреждения возникновения угроз для проживающих в них гражданах не проводилась.

Непроведение мероприятий, отнесенных к компетенции межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной постановлением Администрации города Иванова от 06.10.2015 № 1976 (далее — Комиссия) ввиду отсутствия обращений собственников, проживающих в многоквартирных домах, не являются основанием для безусловного бездействия администрации города по указанному вопросу, так как администрация города сама является собственником жилых помещений, расположенных в данных домах.

В соответствии с п. 6 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Иванова, утвержденным Решением Ивановской городской Думы от 28.06.2006 № 169, контроль за использованием имущества, находящегося в собственности города Иванова, осуществляют Ивановская городская Дума, Администрация города Иванова в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом в пределах полномочий, установленных муниципальными правовыми актами города Иванова, а также Контрольно-счетная палата города Иванова.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Пунктом 1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Администрации г. Иванова от 05.02.2014 № 220, установлено, что получателями муниципальной услуги (Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» являются физические и юридические лица – собственники/наниматели) помещений муниципального жилищного фонда, их представители.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Исковое заявление подано прокурором в защиту прав неопределенного круга лиц – жителей г. Иваново, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права могут быть нарушены вследствие разрушения многоквартирного дома, не представляется возможным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 39, 218 КАС прокурор Ленинского района города Иванова просит суд признать бездействие администрации города Иваново по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Иваново, ул. Свободы, д. 56/58, выразившееся в непринятии мер к обращению с заявлением в межведомственную комиссию для инициирования процедуры по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

обязать администрацию города Иваново инициировать процедуру по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденную постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, подготовить и представить документы, определенные п. 45 «Положения о признанию помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодным) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу, для рассмотрения вопроса о признании непригодными для проживания многоквартирного дома по адресу: г. Иваново, ул. Свободы, д. 56/58, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Представитель административного истца - помощник прокурора Ленинского района города Иваново Шепелин А.М. заявленные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Администрации города Иванова Богомолова Е.В. и заинтересованного лица Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ многоквартирных домов Администрации города Иванова против заявленных исковых требований возражала, указывая на то, что административным истцом не приведены бесспорные доводы о наличии бездействия органа местного самоуправления, а так же не учтено то, что 30.05.2023 на заседании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной постановлением Администрации города Иванова от 06.10.2015 № 1976 (далее - Комиссия), проведена оценка многоквартирного жилого дома 56/58 по ул. Свободы.

Пунктом 44 Положения предусмотрено, что решение Комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

По решению Комиссии управлением ЖКХ было заказано техническое заключение, в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подготовленному ООО «Аквапласт», основанному на инструментальном обследовании дома, согласно выводам которого, физический износ и техническое состояние конструкций оценивается как ограничено-работоспособное.

Па дату заседания Комиссии дом числился в перечне многоквартирных домов, в отношении которых на период реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных па территории Ивановской области, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 № 164-п, планировалось проведение капитального ремонта общего имущества: крыши в 2021-2023гг., фасада в 2033- 2035гг.

На Комиссии принято решение о выявлении оснований для признания дома 56/58 по ул. Свободы подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение) требованиями, о чем издано соответствующее постановление Администрации города Иванова от 14.08.2023 № 1574. Копии указанных документов были направлены в адрес собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома, так же обозначенные документы были направлены в прокуратуру Ленинского района г. Иваново. В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» утверждены Правила, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в рамках данных правил управляющая компания несет обязательства перед собственниками за содержание общего имущества дома, устанавливает необходимость надлежащего содержания конструкций многоквартирного дома как общедомового имущества. В силу пункта 42 Правил управляющие компании отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления.

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» утвержден рекомендуемый перечень работ, относящихся к текущему ремонту, согласно которому к текущему ремонту относятся работы по устранению местных деформаций, восстановлению поврежденных участков, усилению элементов, частичной смене отдельных элементов, участков, восстановление работоспособности отдельных элементов и участков, а также рекомендуемый перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, где при капитальном ремонте производятся работы по комплексному устранению неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные.

Обязанностью управляющей организации является проведение текущего ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов или капитального ремонта в случае принятия собственниками помещений такого решения и утверждения порядка финансирования данных работ на общем собрании собственников согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

В связи с чем, в силу действующего жилищного законодательства и принятых обязательств управляющая организация обязана выполнять работы и оказывать услуги, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации имущества дома, по проведению регламентных работ в целях обеспечения безопасности проживающих и сохранения имущества.

                 Представитель заинтересованного лица - ООО «Народная компания» – Ульянова И.И. заявленные прокурором Ленинского района города Иванова требования поддержала, просила удовлетворить, дополнительно пояснив, что дом находится в разрушающемся состоянии, ремонту не пригоден.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Ивановской области, уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан - потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно требованиям пункта 7 данного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления.

Пунктом 45 указанного Положения установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения определенные документы, в числе которых - заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 42 Положения предусмотрено, что основанием для проведения комиссией оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения, могут являться заявление собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции либо заключение экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Во исполнение положений пункта 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ Правительством Ивановской области принято постановление от 25.06. 2021 № 301-п «Об утверждении Порядка, сроков проведения и источников финансирования реконструкции или сноса многоквартирных домов, исключенных из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах (далее - Порядок), согласно которому собственники многоквартирного дома исключенного из региональной программы вправе обратиться в межведомственную комиссию в целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в порядке установленном Положением.

          В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в течение 10 рабочих дней после исключения из региональной многоквартирных домов, указанных в пункте 2 Порядка, направляет адресные перечни таких домов в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ивановской области для информирования собственников помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах.

Между тем, надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям административного ответчика.

По существу оставлял решение вопроса об удовлетворении (отказе в удовлетворении) административного искового заявления и.о. прокурора Ленинского района г. Иваново на усмотрение суда, просил рассмотреть административное дело № 2а-1717/2024 в отсутствие представителя Правительства Ивановской области.

Представитель заинтересованного лица – НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» является специализированной некоммерческой организацией, учрежденной в организационно-правовой форме фонда Ивановской областью в Правительства Ивановской области во исполнение положений статьи 167, 178 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании Постановления Правительства Ивановской области от 17.12.2013 N 531-п (ред. от 02.03.2016) «О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» и является организацией, осуществляющей функции оператора, в целях реализации положений действующего законодательства для обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в домах, расположенных на территории Ивановской области, региональной программой капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 N 164-п.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

    2)    открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

    3)    осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

    4)    финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

    5)    взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

    6)    иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Положения п. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют технического заказчика как лицо, действующее в интересах застройщика. Таким образом, региональный оператор выступает как законный представитель собственников при организации выполнения капитального ремонта, что и выполняет региональный оператор надлежащим образом.

Анализ указанных норм жилищного и градостроительного законодательства свидетельствует о том, что деятельность регионального оператора является посреднической, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. В связи с этим региональный оператор не может рассматриваться в качестве исполнителя работ (услуг) по капитальному ремонту. Работы по капитальному ремонту общего имущества непосредственно региональным оператором не производятся, исполнителем услуг, оказанных собственникам в связи с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, региональный оператор не является, поскольку лишь организует проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлекает для выполнения данных работ подрядные организации, с которыми заключает договоры в качестве технического заказчика работ.

Согласно положений ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений.

    В соответствии с ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установлены Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, утверждена Постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 № 164-п. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

В соответствии с ч. 10 ст. 7 Закона Ивановской области от 27.06.2013 N 51-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области» краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в целях конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта утверждают Правительство Ивановской области, органы местного самоуправления в порядке, установленном постановлением Правительства Ивановской области.

Согласно п.п. 8, 9 Порядка утверждения краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2013 N 579-п Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления, в течение 2 месяцев с момента их поступления, формирует региональный проект плана реализации региональной программы на очередной краткосрочный период и направляет его на рассмотрение и утверждение Правительством Ивановской области. План реализации региональной программы утверждается постановлением Правительства Ивановской области.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона Ивановской области от 27.06.2013 N 51-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области» региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Ивановской области и включенных в утвержденные органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области муниципальные адресные программы (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также домов, в которых имеется менее чем три квартиры.

Приложение № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 № 164-п, содержит перечень многоквартирных домов, виды капитального ремонта, проведение которых запланировано в указанных многоквартирных домах, и сроки их проведения. При проведении актуализации региональной программы какие-либо многоквартирные дома на основании вышеперечисленных обстоятельств могут быть исключены из перечня домов, либо могут быть не включены в актуализированную редакцию региональной программы.

Согласно Постановления Правительства Ивановской области от 22.12.2023 № 655- п «О внесении изменений в Постановление Правительства Ивановской области от 30.04.2014 № 164-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области» многоквартирный дом по адресу: г. Иваново, ул. Свободы, д. 56/58, исключен из актуализированной редакции региональной программы капитального ремонта, в связи с тем, что был установлен физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) данного дома, который превышал семьдесят процентов.

В связи с этим начисление взносов на капитальный ремонт прекращается, а денежные средства, оплаченные собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт, подлежат возврату. Исходя из этого, у регионального оператора не имеется правовой обязанности и финансовой возможности по проведению капитального ремонта в указанном многоквартирном доме.

Поскольку региональный оператор только обеспечивает организацию проведения капитального ремонта в соответствии с региональной программой, то, следовательно, нарушение обязательств, предусмотренных законодательством, со стороны регионального оператора не допущено.

Представитель заинтересованного лица – Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, уведомленной о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явился, отзыва на иск не представил, направил Заключение № 14 об оценке соответствия многоквартирного дома № 56/58 по улице Свободы города Иваново 4 июля 2022 года по объекту многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Свободы, дом № 56/58.

Представитель заинтересованного лица – Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явился, отзыва на иск не представил.

Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и не оспаривалось, что прокуратурой Ленинского района г. Иваново на основании задания прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилья.

Постановлением Правительства Ивановской области от 22.12.2023 № 655-п многоквартирный дом 56/58 ул. Свободы г. Иваново исключен из Региональной программы капитального ремонта по основанию - физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) превышает 70 процентов.

Установлено, что администрация г. Иваново является собственником нескольких жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома.

     В указанном доме имеются жилые помещения, собственником которых является администрация г. Иваново, процент износа зданий составляет более 70%.

Прокуратурой Ленинского района г. Иваново установлено, что в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иваново ул. Свободы д. 56/58, вопрос о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не решался, чем и обосновано настоящее административное исковое заявление.

Как следует из Заключения № 14 об оценке соответствия многоквартирного дома № 56/58 по улице Свободы города Иваново 4 июля 2022 года по объекту многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Свободы, дом № 56/58, представленного Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области описание конструктивных элементов и особенностей дома (согласно визуальному осмотру МКД): количество этажей - 2, тип стен - кирпич.

В ходе визуального осмотра выявлено следующее: повреждения кирпичной кладки несущих стен МКД по периметру МКД в виде трещин, выкрашивания раствора из швов кирпичной кладки, выпадения кирпичей, повреждения отмостки МКД по периметру МКД в виде трещин, изгибов, произрастания травы, частичного отсутствия; повреждения и обрушения штукатурного слоя и кирпичной кладки цоколя МКД по периметру МКД; местные повреждения балконных плит квартир МКД со стороны уличного фасада (по улице Победы) в виде разрушения краев, защитного слоя бетона, сколов, оголения арматуры; в подъездах, тамбуре МКД выявлены местные повреждения штукатурного и окрасочного слоев стен и потолков в виде неоднотонности окраски, отслоений, пятен, трещин, следов протечек; повреждения деревянного напольного покрытия в подъездах № 1, 2, 3 в МКД (лестничные клетки, площадки и марши) в виде просадок, зыбкости, истирания, рассыхания и коробления досок, углубления в ступенях от истирания, ослабления крепления ограждений; неисправное состояние лестниц (прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, повреждение ступеней).

    В части выводов в заключении указано, что в ходе обследования Службой установлены факторы, влияющие на снижение работоспособности и несущей способности основных несущих конструкций, надежности МКД, приводящие к деформациям и ухудшению эксплуатационных свойств конструкций в МКД, что не соответствует требованиям пунктов 10, 11, 15, 16 раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 (далее — Положение).

Выявленные в ходе обследования факторы свидетельствуют о существующей опасности пребывания и проживания граждан в МКД, состояние несущих и ограждающих строительных конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию многоквартирного дома.

Указанные нарушения свидетельствуют о несоответствии МКД требованиям к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, установленным статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с пунктами 33, 34 Положения, ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также деформация несущих конструкций, свидетельствующая об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются основаниями для признания многоквартирного дома непригодным для проживания.

С учетом изложенного, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», постановлением Правительства Ивановской области от 18.09.2013 № 3"74-п «Об утверждении Положения о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области», а также в соответствии с Положением, заместителем начальника Службы было внесено предложение в соответствии с пунктами 42, 46 Положения рассмотреть на заседании межведомственной комиссии вопрос о проведении оценки соответствия помещений МКД требованиям, установленным Положением, проинформировать Службу в течение сроков, установленных действующим законодательством, о принятом межведомственной комиссией решении.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан - потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 данного Кодекса установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно требованиям п.7 данного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления.

Пунктом 45 указанного Положения установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения определенные документы, в числе которых - заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 42 Положения предусмотрено, что основанием для проведения комиссией оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, могут являться заявление собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции либо заключение экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. № 1082.

Постановлением Правительства Ивановской области от 25 июня 2021 г. № 301-п утвержден порядок, регламентирующий сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса многоквартирных домов, исключенных из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 № 164-п (далее - региональная программа) заключение может быть использовано собственниками помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирном доме для представления в порядке, предусмотренном пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (п.5.)

В соответствии с пунктом 3 приведенного порядка Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент) в течение 10 рабочих дней после исключения из региональной программы многоквартирных домов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, направляет адресные перечни таких домов в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ивановской области для информирования собственников помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах.

Таким образом, при наличии у органа местного самоуправления технического заключения, выполненного ООО «Аквапласт» (что не оспаривалось стороной административного ответчика) о неудовлетворительном, аварийном состоянии многоквартирного домова, представляющем опасность для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, либо иных граждан, а также при наличии у органа местного самоуправления возможности самостоятельного обращения в межведомственную комиссию, инициирования процедуры признания дома аварийным, Администрация г. Иванова никаких действенных мер к этому не предприняла, что не согласуется с вышеприведенными нормами законодательства, предписывающими необходимость обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на безопасное жилище, обеспечение контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что оспариваемым бездействием административного ответчика нарушаются права и законные интересы как жителей указанного многоквартирного дома, так и неопределенного круга лиц, в связи с возможным причинением вреда их жизни и здоровью в случае его разрушения, что противоречит требованиям федерального законодательства, а также не соответствует приоритетным направлениям государственной политики.

Судом также установлено, что Администрация г. Иванова также являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, что не оспаривалось стороной административного ответчика, в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью данных помещений, соответствием их требованиям законодательства, неправомерно бездействуя, не обращалась в комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого принимается решение, связанное с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Ссылки административного ответчика на отсутствие обращений нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и собственников жилых помещений, многоквартирного дома по вопросу признания дома аварийным не освобождают Администрацию г. Иванова от обязанности создания условий для осуществления гражданами права на безопасное жилище, обеспечение контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям административного ответчика.

При этом, суд отмечает, что заключение ООО «Аквапласт» является лишь поводом для обращения в соответствующую межведомственную комиссию по вопросу признания дома аварийным и подлежащим сносу. Проверка данного заключения на соответствие его требованиям действующего законодательства, а при необходимости истребование дополнительных документов и проведение дополнительных обследований входит в компетенцию данной комиссии в рамках процедуры, которую и просит инициировать прокурор.

При таких обстоятельствах совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод неопределенного круга лиц нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела судом, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Восстанавливая нарушенное право неопределенного круга лиц суд в соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ возлагает на Администрацию города Иваново обязанность инициировать процедуру по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, подготовить и представить документы, определенные п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, на межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для рассмотрения вопроса о признании не пригодным для проживания многоквартирного дома по адресу: г. Иваново, ул. Свободы, д. 56/58.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180, 226 КАС Российской Федерации,

Решил :

       ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

     ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 56/58, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2006 N 47, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░. 45 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 56/58, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

            ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

     ░░░░░                                                                     ░░░░░░░ ░. ░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2024 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1717/2024 ~ М-1154/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Иваново
Ответчики
Администрация города Иванова
Другие
ООО "НАРОДНАЯ КОМПАНИЯ"
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
Правительство Ивановской области
НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области"
Межведомственная комиссия по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации многоквартирных домов Администрации г.Иванова
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Уенкова Ольга Георгиевна
Дело на сайте суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
06.05.2024Регистрация административного искового заявления
06.05.2024Передача материалов судье
13.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2024Судебное заседание
17.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2024Дело оформлено
30.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее