Дело №2а-103/2024
25RS0006-01-2023-002210-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Арсеньев 21 февраля 2024 года
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Белоусовой А.Г.,
при секретаре судебного заседания Бадановой Е.С.,
с участие старшего помощника прокурора г.Арсеньева Б..,
представителя КГУП «П.» Т.,
представителя А. округа Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Арсеньева в защиту прав неопределенного круга лиц к КГУП «П.» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Арсеньева Приморского края обратился в суд с вышеназванным административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц в обоснование которого указав, что по обращению гражданина прокуратурой г.Арсеньева проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере эксплуатации объектов теплоснабжения, по результатам которой установлено, что на протяжении участка теплосети, расположенной от дома <адрес>, установлено 3 пандуса. Указанные пандусы не соответствуют требованиям законодательства в части осуществления безопасного передвижения через тепловые сети, в том числе для маломобильных групп граждан. 01.06.2023 между А. и КГУП «П.» заключен договор аренды муниципального имущества №, предназначенного для теплоснабжения на территории Арсеньевского городского округа. В соответствии с п.2.2.6 договора КГУП «П.» обязано производить текущий и капитальный ремонт имущества, в соответствии с согласованной ремонтной программой, утвержденной главой А.. Реализуя принятые на себя обязательства, Арсеньевский филиал КГУП «П.» согласовало с А. ремонтную программу на 2023 год. В соответствии с утвержденной ремонтной программой Арсеньевский филиал КГУП «П.» обязан произвести восстановительный ремонт устройство пандуса через теплосеть от дома <адрес>, срок выполнения работ с 01.05.2023 по 30.09.2023. Однако по состоянию на 21.11.2023 указанные работы не выполнены. В связи с изложенным, с учетом уточнения прокурор г.Арсеньева просит признать незаконным бездействие КГУП «П.» по обустройству трех пандусов через тепловые сети на участке от дома <адрес> в соответствии с требованиями, установленными «ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования»; обязать КГУП «П.» организовать обустройство трех пандусов через тепловые сети на участке от дома <адрес> в соответствии с требованиями, установленными «ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора г.Арсеньева Б. поддержала уточненные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика КГУП «П.» Т. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований прокурора г.Арсеньева в соответствии с утвержденной ремонтной программой Арсеньевского филиала КГУП «П.» на 2024 год, согласно которой срок проведения работ по устройству пандусов через тепловую сеть от дома <адрес> установлен с 01.06.2024 до 30.09.2024. При этом пояснил, что пандусы на указанном участке будут сделаны раньше установленного Программой срока, как только станет тепло.
Представитель третьего лица А. Т. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных прокурором административных исковых требований.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Постановления А. № КГУП «П.» является единой теплоснабжающей организацией на территории Арсеньевского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ и предоставляет коммунальные услуги включающие в себя отопление, горячее водоснабжение.
ДД.ММ.ГГГГ между А. и КГУП «П.» заключен договор аренды муниципального имущества №, из п.2.2.6 которого следует, что КГУП «П.» обязано производить текущий и капитальный ремонт имущества в соответствии с согласованной ремонтной программой.
В соответствии с утвержденной ремонтной программой на 2023 год (корректировка на 01.06.2023) КГУП «П.» обязано провести восстановительный ремонт: устройство пандуса через теплосеть от дома <адрес>, срок выполнения данных работ с 01.05.2023 по 30.09.2023.
Из акта проверки от 13.11.2023 следует, что на протяжении участка теплосети, расположенной от дома <адрес>, установлены пешеходные переходы. Указанные пешеходные переходы не соответствуют требованиям законодательства в части осуществления безопасного передвижения через тепловые сети, в том числе для маломобильных групп граждан.
В связи с указанным 19.08.2022 и.о. прокурора г.Арсеньева начальнику Арсеньевского филиала КГУП «П.» и главе А. внесены представления об устранении нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в котором и.о. прокурора требовал в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона и не допущение подобных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих.
Из ответа директора Арсеньевского филиала КГУП «П.» от 26.09.2022 следует, что ремонтная программа теплового района «Арсеньевский» Арсеньевского филиала КГУП «П.» на 2023 год будет согласована с А. в декабре 2022 года. В рамках выполнения ремонтной программы на 2023 год вышеуказанные пешеходные переходы будут приведены в соответствие с требованиями законодательства.
Согласно ответу главы А. от 28.10.2022 в настоящее время наземный участок тепловой сети, проложенный от многоквартирного дома <адрес> оборудован тремя пешеходными переходами. Оборудовать тепловую сеть пешеходными переходами в соответствии с требованиями Российского законодательства в части безопасного передвижения граждан через тепловую сеть, в том числе и маломобильных, в 2022 году не представляется возможным. Бюджет городского округа на 2022 год полностью сформирован, статьи расхода определены. Низкий уровень собственных средств, недостаточность дотаций на полное выравнивание бюджетной обеспеченности городского округа из бюджета Приморского края не позволяют выполнить весь перечень расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органа местного самоуправления по вопросам местного значения. В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ все тепловые сети, в том числе и указанный участок, переданы на содержание в тепловой район «Арсеньевский» Арсеньевского филиала КГУП «П.». По информации, полученной от указанной ресурсоснабжающей организации, обустройство тепловой сети пешеходными переходами будет выполнено в рамках ремонтной программы на 2023 год. Ориентировочный срок выполнения ремонтного мероприятия с 01.06.2023 по 01.10.2023.
Из ответа главы А. от 07.11.2023 на требование прокурора о предоставлении информации следует, что в связи с большим объемом ремонтных работ, выявленных после гидравлических испытаний тепловых сетей, необходимостью подготовки тепловых сетей к отопительному сезону 2023-2024г.г. и учитывая первоочередность работ по ремонту тепловых сетей, работы по реконструкции пешеходных переходов планируется начать в конце 2023 года. Из сообщения директора Арсеньевского филиала КГУП «П.» от 03.11.2023 следует, что работы по реконструкции пешеходных переходов внесены в ремонтную программу на 2023 год, но в связи с большим объемом работ, выявленных после гидравлических испытаний тепловых сетей, необходимостью подготовки тепловых сетей к отопительному сезону 2023-2024г.г., учитывая первоочередность работ по ремонту тепловых сетей, начало работ по реконструкции пешеходных переходов перенесено на конец 2023 года. Выделение денежных средств на реконструкцию пешеходных переходов запланировано в рамках исполнения ремонтной программы 2023г.
КГУП «П.» утверждена ремонтная программа на 2024 год, согласно п.24 которой КГУП «П.» обязано провести капитальный ремонт: устройство пандуса через теплосеть от дома <адрес>, срок выполнения данных работ с 01.06.2024 по 30.09.2024.
Согласно пп.9 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 №190 ФЗ «О теплоснабжении» к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе относится, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Частью 5 ст.20 указанного Федерального закона предусмотрено, что теплоснабжающие организации обязаны в том числе организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, пунктом 3.2.1 которых установлено, что для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии железнодорожные пути и переезды, автодороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам, мосты, пешеходные дороги и переходы и др.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Приказом Росстандарта от 23.06.2022 №528-ст утвержден «ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования».
Указанным ГОСТом установлено, что требования к стационарным опорным устройствам и местам их установки (размещения) в помещениях зданий, сооружений, а также не земельных участках следует осуществлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, СП 59.13330.2020, СП 118.13330.2012, СП 54.13330.2016, СП 136.13330.2012 и стандартов и сводов правил на здания, сооружения, доступные для маломобильных групп населения.
Пунктом 4.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что его требования подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Согласно п.6.2.8 указанного СП 59.13330.2020 в размерах ограждений и поручней (высоты, длины завершающих их горизонтальных частей) допускается отклонение в пределах +/- 0,03 м.
В соответствии с пунктами 5.1.4 и 5.1.5 «ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования» длина свободного от крепежных элементов участка поручня должна быть не менее 300 мм. Форма и размеры стационарных опорных устройств должны обеспечивать максимальное удобство их захвата и стабильную фиксацию кисти руки для каждой конкретной ситуации в процессе пользования. Для этого поручни для взрослых людей должны иметь сечение, близкое к круглому, с описанным диаметром не более 50 мм и вписанным диаметром не менее 30 мм, поручни для детей должны быть круглыми диаметром 30 мм. Для поручней некруглого сечения для взрослых людей на лестницах допустим размер в самом широком месте до 60 мм.
Судом установлено и следует из материалов дела, что три пандуса, установленные на протяжении участка теплосети, расположенной от дома <адрес>, не соответствуют требованиям законодательства, имеют разрушения, помятые поручни, в связи с чем являются небезопасными для передвижения через тепловые сети, в том числе для маломобильных групп населения.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что теплоснабжающая организация обязана принимать меры по обеспечению безопасного передвижения граждан через участок тепловых сетей с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения, в связи с чем, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Довод административного ответчика КГУП «П.» о том, что работы по обустройству пандусов через спорные участки тепловых сетей будут проведены в соответствии с утвержденной ремонтной программой Арсеньевского филиала КГУП «П.» на 2024 год, которой предусмотрен срок их выполнения с 01.06.2024 до 30.09.2024, судом отклоняется, поскольку КГУП «П.» на основании договора аренды муниципального имущества, заключенного с А., как арендатор муниципального имущества сетей теплоснабжения обязано производить капитальный и текущий ремонт указанного имущества, вместе с тем несоответствие пешеходных переходов, установленных на протяжении указанного в иске участка тепловой сети, требованиям законодательства нарушает права граждан, в том числе маломобильных, на беспрепятственный и безопасный проход через участок тепловых сетей, а проведение теплоснабжающей организацией данных работ по обустройству переходов в более поздние сроки нарушает права неопределенного круга лиц и приводит к затягиванию восстановления их законных прав.
Удовлетворяя иск, суд также учитывает и то, что ремонт указанных пандусов был запланирован и на 2023 год, однако в 2023 году не был произведен.
Согласно ст.187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание позицию сторон, финансовые возможности административного ответчика, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок проведения работ - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175–180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░.» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░.» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 51261-2022. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ «░.» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 51261-2022. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06.03.2024░.