03RS0006-01-2024-001615-33
Дело №2а-2093/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г.Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе председательствующего судьи Мухаметовой Г.А., при секретаре: Мардановой Р.Р.,
Представителя административного истца, Гильмановой Элины Рашидовны- Гареевой Натальи Юрьевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
Представителя административных ответчиков, судебного пристава-исполнителя Орджоникидзевского РОСП г.Уфы РБ Хафизовой Гульфины Айратовны/ начальника отдела старшего судебного пристава-исполнителя Орджоникидзевского РОСП г.Уфы Валиева И.Р. –Салаховой Айгуль Маулетовны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гильмановой Элины Рашидовны к судебному приставу-исполнителю Орджоникидзевского РОСП г. Уфы Хафизовой Г.А., начальнику Орджоникидзевского РОСП г. Уфы Валиеву И.Р., ГУФССП России по <адрес> о признании бездействий (действий) судебного пристава - исполнителя незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Гильманова Элина Рашидовна обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Орджоникидзевского РОСП г. Уфы Хафизовой Г.А., начальнику Орджоникидзевского РОСП г. Уфы Валиеву И.Р. о признании бездействий (действий) судебного пристава - исполнителя незаконными. В обоснование требований указала на то, что истец обратилась за юридической помощью к юристу Гареевой Н.Ю. с просьбой проверить задолженность в ССП. После проверки через сайт ФССП по РБ выявлены исполнительные производства № ИП возбужденное на основании судебного приказа по делу 2-627/2020 <адрес> как истец не знала об этом приказе и его не получала, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в мировой суд в судебный участок № по <адрес> г. Уфы с заявлением об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу №г. ДД.ММ.ГГГГ представитель по доверенности Гареева Н.Ю. получила нарочно в мировом суде определение об отмене судебного приказа и лично отвезла в канцелярию Орджоникидзевского РОСП заявление о прекращении исполнительного производства в связи с отменой судебного приказа, о чем имеется печать и подпись сотрудника канцелярии о принятии данного заявления с приложением оригинала определения суда об отмене судебного приказа. Однако до сих пор судебный пристав - исполнитель Орджоникидзевского отдела ССП Хафизова Г.А. не выдала и не направила в ее адрес постановления о прекращении исполнительных производств, возбужденного на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № по <адрес> г. Уфы от 10.06.2020г. Также на Гильманову Э.Р. как должника по исполнительному производству наложены ограничения в виде запрета выезда за пределы РФ, тем самим нарушены ее права на перемещение и незаконно ограничен выезд за пределы РФ на отдых. В силу п. 4 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Об отмене судебного приказа выносится определение, которое обжалованию не подлежит. Отмена судебного приказа влечет прекращение всех действий по принудительному взысканию. В целях прекращения исполнительного производства по судебному приказу, который был отменен, вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о прекращении исполнительного производства. К указанному заявлению следует приложить надлежащим образом заверенную копию определения суда об отмене ранее выданного судебного приказа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства. Суд, выдавший судебный приказ и располагая сведениями о предъявлении исполнительного документа к исполнению и возбуждении исполнительного производства, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, вправе потребовать возвращения исполнительного документа. Согласно ч. 4 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем." Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве". Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Просит суд признать действия судебного пристава исполнителя Орджоникидзевского отдела РОСП Хафизовой Г.А. по исполнительным производствам № ИП от 04.09.2020г., возбужденных на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № по <адрес> г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ в не вынесении постановления о прекращении исполнительных производства в связи с отменой судебного акта и не направления его в адрес должника Гильмановой Э.Р. не законными. Обязать судебного пристава - исполнителя Орджоникидзевского отдела РОСП Хафизову Г.А. вынести постановление о прекращении исполнительных производств по исполнительным производствам № ИП от 04.09.2020г. Обязать судебного пристава - исполнителя Орджоникидзевского отдела РОСП Хафизову Г.А вынести постановления о снятии всех наложенных в рамках исполнительных производств ограничительных мер - запрета на выезд из России, ареста на счета в банках.
Определением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к участию в административном деле в качестве соответчика ГУ ФССП России по РБ.
Определением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечено ООО МФК «Займер».
Административный истец Гильманова Э.Р. в суд не явилась, о дне и времени слушания дела была извещена.
Представитель административного истца Гильмановой Э.Р. – Гареева Н.Ю., в суде просила требования удовлетворить по мотивам указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков, судебного пристава-исполнителя Орджоникидзевского РОСП г.Уфы РБ Хафизовой Гульфины Айратовны/ начальника отдела старшего судебного пристава-исполнителя Орджоникидзевского РОСП г.Уфы Валиева И.Р. –Салаховой Айгуль Маулетовны в судебном заседании просила в иске отказать так как исполнительное производство окончено из-за невозможности взыскания, а судебный приказ был отменен намного позже. Судебный приказ был возращен взыскателю. Представила отзыв и копию исполнительного производства № ИП от 04.09.2020г.
Административные ответчики представитель ГУ ФССП России по РБ, в суд не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель заинтересованного лица ООО МФК «Займер», в суд не явился, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
С учетом имеющихся в деле извещений, суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав - исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно ч.1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом- исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - ФЗ «Об исполнительном производстве») предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах» принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возлагается на судебного пристава-исполнителя. В компетенцию названного должностного лица входит совершение любых не противоречащих закону действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1)указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2)подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникает реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органа организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникают в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительна: действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документ; установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Орджоникидзевского РОСП г. Уфы по РБ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Гильмановой Э.Р. в пользу ООО МФК "Займер" на основании судебного приказа № на сумму <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах:
1)законности;
2)своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3)уважения чести и достоинства гражданина;
4)неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);
5)соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель Орджоникидзевского РОСП г.Уфы Лукинская А.К. ограничила выезд из РФ Гильмановой Э.Р. сроком на 6 месяцев с момента вынесения данного постановления до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель Орджоникидзевского РОСП г.Уфы Лукинская А.К. ограничила выезд Гильмановой Э.Р. сроком на 6 месяцев до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель Орджоникидзевского РОСП г.Уфы ограничила выезд Гильмановой Э.Р. на 6 месяцев с момента вынесения данного постановление до ДД.ММ.ГГГГ.
Актом выхода по месту жительства должника от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель Пудова Ж.В. совершила выход по месту жительства должника в результате чего установила о том, что должник по данному адресу не проживает, местонахождение его имущества не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель Орджоникидзевского РОСП г.Уфы Пудова Ж.В. отменила временное ограничение права на выезд из РФ Гильмановой Э.Р. в связи с невозможностью взыскания.
Данное постановление направлено ПС ФСБ России через ВЕБ-СЕРВИС и Гильмановой Э.Р.через ЕПГУ.
Пограничная служба ФСБ России направила уведомление об исполнении указав, что постановление о снятии ограничения права выезда вынесенное по исполнительному производству №-ИП исполнено (л.д.61).
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель Орджоникидзевского РОСП Г.Уфы Пудова Ж.В. установила что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо поучить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей находящихся на счетах во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случаев когда предусмотрен розыск.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено и возвращено взыскателю в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях. Данное постановление направлено Гильмановой Э.Р. через ЕПУ.
В случае поступления исполнительного документа в форме электронного документа выносится постановление об окончании исполнительного производства. В случае поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов на бумажном носителе выносится постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
В исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.
При окончании исполнительного производства в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1. 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, по которому окончено исполнительное производство, хранится в электронном виде.
Как разъяснено в п. 30 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 50, в случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу п. 4 ч. 2 комментируемой статьи возбужденное по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению СПИ в отмененной или измененной части.
В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В случае, если исполнительный документ поступил в подразделение судебных приставов на бумажном носителе, судебный пристав-исполнитель делает в нем отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае, если исполнительный документ поступил в подразделение судебных приставов в форме электронного документа, информация о полном или частичном исполнении требования исполнительного документа указывается в постановлении о прекращении исполнительного производства.
Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению (ст. 43 ФЗ №).
Исполнительный документ отменен после окончания и возвращения оригинала ИД взыскателю.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. Отсутствие хотя бы одного их указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Таким образом, в силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 195 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░ 04.09.2020░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░. ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░ 04.09.2020░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2024 ░░░░.