Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-102/2024 ~ М-37/2024 от 25.01.2024

Дело №2а-102/2024

Поступило в суд 25 января 2024 года

УИД: 54RS0№-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2024 года                                                                       с. Довольное

Доволенский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Буяновой Н.А.,

при секретаре Симинько Г.И.,

административного истца Соловьева А.С.,

с участием представителя административных ответчиков     Крыловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соловьева А. С. к ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский», Межмуниципальному отделу МВД России «Барабинский», Главному Управлению Министерства внутренних дел России по <адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Соловьев А.С. обратился в Доволенский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением к ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» о взыскании морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский».

В заявлении указал, что в период с 2012 года по 2017 год содержался в ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский». Условия содержания под стражей в указанный период не соответствовали установленным законодательством РФ, а именно:

- ИВС не был оборудован дезинфекционной камерой;

- отсутствовал санпропускник;

- отсутствовала емкость для дезинфекции столовой посуды и приборов;

- отсутствовал медицинский кабинет;

- отсутствовала комната для свиданий;

- отсутствовал душ, помыться было негде.

Данные нарушения условий содержания под стражей в ИВС причинили ему морально-нравственный вред, который выражается в чувствах обиды, унижения и несправедливости, ощущениях дискомфорта и стесненности.

Просил взыскать с ответчика компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ИВС в размере 100 000 рублей.

В судебном заседании Соловьев А.С. исковые требования поддержал по доводам административного искового заявления и пояснил, что в ИВС не осуществлялась дезинфекция вещей и их санитарная обработка, помыться было негде, он находился в ИВС с неприятным запахом, ощущал дискомфорт. При раздаче пищи не производилась дезинфекция посуды, в результате чего его здоровье подвергалось опасности. О нарушении его прав ему стало известно в 2023 году.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Межмуниципальный отдел МВД России «Барабинский», Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Представитель ответчиков - МО МВД России «Барабинский» и Министерства внутренних дел Российской Федерации по доверенности Крылова А.С. в судебном заседании требования Соловьева А.С. не признала, представила отзывы, в которых МО МВД России «Барабинский» и Министерство внутренних дел Российской Федерации возражают против удовлетворения исковых требований, по следующим основаниям:

Согласно информации начальника ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» согласно книге учета лиц содержащихся в ИВС (инв. № от ДД.ММ.ГГГГ) Соловьев А.С. содержался в ИВС ОП «Здвинское» за совершение преступления предусмотренного ч.2 ст.158 УК РФ в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того Соловьев А.С., согласно книге учета лиц, содержащихся в ИВС за административные правонарушения, (инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) содержался в ИВС ОП «Здвинское» за совершение административных правонарушений в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку ведение журналов по камерной рассадки подозреваемых и обвиняемых в ИВС нормативными документами, регламентирующими деятельность охранно-конвойной службы не предусмотрено, сотрудниками ИВС велись списки по камерной рассадке лиц содержащихся в ИВС, которые по окончанию календарного года уничтожались, в связи с чем, невозможно установить, в какой камере находился истец в спорный период.

В период содержания истца в ИВС действовали Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».

Согласно техническому паспорту ИВС построен в 1992 году, в 2020 году проведён капитальный ремонт.

В силу п. 135 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД от 22 ноября 2005 года № 950, подозреваемому или обвиняемому свидания с родственниками и иными лицами предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, но не более двух свиданий в месяц продолжительностью до трех часов каждое. Разрешение действительно только на одно свидание.

Согласно журнала регистрации жалоб и заявлений лиц, содержащихся в ИВС от ДД.ММ.ГГГГ инв. №, за периоды содержания Соловьева А.С. в ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» заявлений на проведение свиданий от Соловьева или от его родственников не поступали, таким образом, отсутствием комнаты для свиданий права и законные интересы истца не нарушались и не ограничивались.

В ИВС отсутствовал медицинский кабинет, в штатном расписании МО МВД России «Барабинский» отсутствует должность медицинского работника. Приказом МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 года № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» установлено, что в случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС – дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника либо бригаду скорой помощи.

О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом, в жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждающимся в медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.

Сотрудниками ИВС ведется журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Барабинский». Согласно журналу медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Барабинский» (инв. №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) Соловьев А.С. за указанные периоды за медицинской помощью не обращался, таким образом, отсутствием медицинского кабинета права и законные интересы истца не нарушались и не ограничивались.

Истцом не предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих то, в чем выразились его страдания и причиненный вред. Нарушений, которые могли бы повлечь причинение ущерба нематериальным благам истца, со стороны сотрудников ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» не допускалось.

Размер требуемой истцом денежной компенсации в размере 100 000 рублей ничем не обоснован. Не имеется доказательств причинения моральных и физических страданий, также не представлено обоснование их размера. Следовательно, основания для взыскания компенсации за нарушение условий содержания под стражей отсутствуют.

Пунктом 1 ч.3 ст.158 БК РФ предусмотрено, что по искам о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов от имени Российской Федерации, выступает распорядитель бюджета по ведомственной принадлежности.

Ст. 6 БК РФ определяет понятие главного распорядителя бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета). Это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.

ОП «Здвинское» является структурным подразделением МО МВД России «Барабинский» и, как видно из понятия ст.6 БК РФ, не является по своему статусу финансовым органом, так как осуществляет иные возложенные на него законом функции.

Кроме этого, ст. 158 БК РФ не наделяет свойствами казны сметы доходов и расходов бюджетных учреждений. Она возлагает обязанность главного распорядителя средств федерального бюджета выступать в суде от имени Российской Федерации в указанных случаях, но взыскание производится за счет казны РФ, а не за счет средств, поступающих по смете бюджетным учреждениям (п.12 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 01 июля 1996 года №6/8).

Согласно ч.1.ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пунктом 8 ст.219 КАС РФ установлено, что пропуск срока для обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

О предполагаемом нарушении прав, свобод и законных интересов Соловьеву А.С. стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель обратился с административным исковым заявлением в Доволенский районный суд Новосибирской области лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока для обращения в суд.

Просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым представитель административного ответчика просил отказать административному истцу в удовлетворении исковых требования, подтверждая все вышеуказанное представителем МО МВД России «Барабинский» и МВД РФ. Указав, что административный истец обратился с административным исковым заявлением спустя шесть и более лет с момента нахождения в ИВС, в связи с чем можно сделать вывод об отсутствии у истца заинтересованности в своевременной защите своих прав, а также о незначительности переживаний, положенных в основу иска.

Просил дело рассмотреть в его отсутствие, отказать в удовлетворении исковых требований Соловьева А.С. в полном объеме.

Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков Крылову А.С., изучив материалы дела, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Ст. 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин в праве обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

На основании пп.8, 9, 11 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 16 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту ФЗ № 103) настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии с требованиями данного ФЗ и положениями приказа МВД РФ от 22.11.2005 №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, в соответствии со ст. 23 вышеуказанного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются материально-бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно ст. 7 ФЗ №103 местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии со ст.9 ФЗ №103 изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел. Где находятся следственные изоляторы. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Согласно ст. 15 ФЗ №103 в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

На основании ст.22 ФЗ №103 подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

К нематериальным благам и неимущественным правам относится жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и места жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Таким образом, основанием для компенсации морального вреда является состав гражданского правонарушения, то есть обязанность по компенсации морального вреда наступает при одновременном наличии следующих условий:

-Наличие морального вреда;

-Противоправность действия (бездействия) нарушителя;

-Причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) нарушителя и вредом;

-Вина нарушителя (за исключением случаев, когда ответственность возникает без вины).

При рассмотрении данного дела, суд устанавливает, имело ли место нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Приказом МВД России от 22.11.2005 №950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии с п.2 Правил в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Приказом №686 от 17.10.2017 утверждено Положение о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Барабинский» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Барабинского и Здвинского муниципальных районов).

Согласно п. 4 раздела I Положения, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Новосибирской области по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами Главного управления, а также настоящим положением.

Из технического паспорта ИВС ПиО ОП «Здвинское» за 2011 год, следует, что в ИВС имеется 5 камер, туалет, раковина, комната для дежурного. Камеры оборудованы столом, урной для мусора, письменной информацией о правилах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, бочком для отправления естественных надобностей. В камерах на высоте уровня пола имеются оконные проемы 100х45 см., форточки отсутствуют. Над дверью в каждой камере имеются окна размером 15х15 см., в которых установлены плафоны закрытого типа с лампочкой, изнутри камеры плафоны защищены металлической решеткой, включение осуществляется из коридора ИВС. Имеется прогулочный двор с выходом на территорию, прилегающую к ИВС. Питание лиц осуществляется приносной пищей из столовой <адрес>.

Из материалов дела и пояснений представителя ответчиков следует, что в соответствии с книгой учета подозреваемых и обвиняемых содержащихся в ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» Соловьев А.С. периодически содержался в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» - в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ, был доставлен и содержался в ИВС в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - сутки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - двое суток; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - двое суток.

Согласно Книге учета лиц, содержащихся в ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» за административные правонарушения, Соловьев А.С. в связи с совершением административных правонарушений был доставлен и содержался в ИВС в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пять суток; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пять суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - двое суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6 суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - одиннадцать суток.

В указанные периоды от Соловьева А.С. каких-либо заявлений, жалоб на условия содержания не поступало.

Довод административного истца о том, что в ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» нет комнаты для свиданий, в связи с чем ему причинен моральный вред, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

В силу п. 135 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД от 22 ноября 2005 года № 950, подозреваемому или обвиняемому свидания с родственниками и иными лицами предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, но не более двух свиданий в месяц продолжительностью до трех часов каждое. Разрешение действительно только на одно свидание.

    В письменном разрешении на свидание, заверенном гербовой печатью, должно быть указано, кому и с какими лицами оно разрешается. На свидание с подозреваемым или обвиняемым допускаются одновременно не более двух взрослых человек.

    Согласно пункту 139 названных Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

    Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.

Согласно журналу регистрации жалоб и заявлений лиц, содержащихся в ИВС от ДД.ММ.ГГГГ инв. №, за периоды содержания Соловьева А.С. в ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» заявлений на проведение свиданий от Соловьева А.С. или от его родственников не поступали, таким образом, отсутствием комнаты для свиданий права и законные интересы истца не нарушались и не ограничивались.

Довод административного истца о причинении морального вреда отсутствием медицинского кабинета суд также считает несостоятельным в силу следующего.

Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (Зарегистрировано в Минюсте России 09 декабря 2005 года №7246) медицинский кабинет в ИВС не предусмотрен.

Согласно п.123 Приказа МВД России от 22 ноября 2005 года №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (Зарегистрировано в Минюсте России 09 декабря 2005 года №7246), подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.

В ИВС в штатном расписании МО МВД России «Барабинский» отсутствует должность медицинского работника.

П. 10 Приказа МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 года № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» установлено, что в случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС – дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника либо бригаду скорой помощи.

О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом, в жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждающимся в медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.

В соответствии с ч.1 ст. 14Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», лица, подвергнутые административному аресту, имеют право на получение первой помощи и медицинской помощи, в том числе при необходимости в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.59-61 Приказа МВД России от 10 февраля 2014 года №83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2014 года №32775), оказание медицинской помощи лицам, подвергнутым административному аресту, в месте отбывания административного ареста осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. В случае отсутствия медицинского работника места отбывания административного ареста в период поступления в место отбывания административного ареста вновь прибывших лиц, подвергнутых административному аресту, в целях установления наличия (отсутствия) телесных повреждений внешний осмотр указанных лиц осуществляется сотрудником места отбывания административного ареста одного пола с осматриваемым. При наличии жалоб на плохое самочувствие, по просьбе вновь поступившего или если состояние вновь поступившего не позволяет выразить свою волю, а также при наличии телесных повреждений дежурный обязан вызвать медицинского работника места отбывания административного ареста.

Сотрудниками ИВС ведется журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Барабинский».

Согласно журналу медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Барабинский» (инв. №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) Соловьев А.С. за указанные периоды за медицинской помощью не обращался, таким образом, отсутствием медицинского кабинета права и законные интересы истца не нарушались и не ограничивались.

В соответствии с п.43 Приказа МВД России от 22 ноября 2005 года №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (Зарегистрировано в Минюсте России 09 декабря 2005 года №7246), подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.

В соответствии с п.п.45.4 п.45 Приказа МВД России от 10 февраля 2014 года №83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2014 года №32775), лицам, подвергнутым административному аресту во временное бесплатное пользование выдаются: столовая посуда и столовые приборы (миска, кружка, ложка), только на время приема пищи.

Административными ответчиками не предоставлено доказательств, подтверждающих проведение дезинфекции столовой посуды и столовых приборов, в связи с чем довод административного истца Соловьева А.С. о том, что отсутствовала емкость для дезинфекции посуды и столовых приборов, суд находит состоятельным.

Довод административного истца Соловьева А.С. о том, что в ИВС отсутствовал душ и ему не предоставлялась возможность помыться, в данной части нашел свое подтверждение.

В соответствии с п.47 Приказа МВД России от 22 ноября 2005 года №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (Зарегистрировано в Минюсте России 09 декабря 2005 года №7246), не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

В соответствии с п.54 Приказа МВД России от 10 февраля 2014 года №83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2014 года №32775), не реже одного раза в неделю лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

В судебном заседании было установлено и подтверждается письменными материалами административного дела, что Соловьев А.С. содержался в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ, был доставлен и содержался в ИВС в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - сутки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - двое суток; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - двое суток.

Согласно книге учета лиц, содержащихся в ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» за административные правонарушения, Соловьев А.С. в связи с совершением административных правонарушений был доставлен и содержался в ИВС в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пять суток; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пять суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - двенадцать суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – семь суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – трое суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – семь суток; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - десять суток.

Как следует из п.24 Технического паспорта ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» (до его реконструкции) душ в ИВС отсутствовал, помыться возможности не было, доказательств обратного суду не представлено.

Довод административного истца Соловьева А.С. о том, что ИВС не был оборудован дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, суд находит состоятельным.

В соответствии с п.14 Приказа МВД России от 22 ноября 2005 года №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (Зарегистрировано в Минюсте России 09 декабря 2005 года №7246), в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

В соответствии с п.50 Приказа МВД России от 10 февраля 2014 года №83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2014 года №32775), лицам, доставленным в место отбывания административного ареста, предоставляется возможность помывки либо по решению медицинского работника проводится их санитарная обработка с дезинфекционной обработкой одежды, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере места отбывания административного ареста.

Представителями административных ответчиков суду не представлено доказательств наличия дезинфекционной камеры и санитарного пропускника или иных способов санитарной обработки одежды, постельных принадлежностей в период содержания Соловьева А.С. в ИВС.

Помещение ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» не было оборудовано санитарным пропускником и дезинфекционной камерой, как это установлено пунктом 14 Правил внутреннего распорядка ИВС. Указанный факт подтверждается Техническим паспортом ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский».

Судом при рассмотрении административного дела не установлено, что Соловьеву А.С. причинялись лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, с учетом практических требований режима содержания.

В судебном заседании нашли свое подтверждения доводы иска о несоответствии условий содержания истца в ИВС, поскольку, в нарушение требований законодательства, в ИВС отсутствовала дезинфекционная камера и санитарный пропускник, отсутствовала емкость для дезинфекции столовой посуды и столовых приборов, отсутствовал душ, доводы иска в указанной части нашли свое подтверждение.

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1).

На основании подпункта 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено понятие главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 13 Положения, в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» субъектом, обязанным возместить вред по правилам ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Р. Ф., от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ста. 6, подпункт 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В этом же пункте указано что, при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Что касается требований истца о взыскании компенсации морального вреда ввиду ненадлежащего содержания в ИВС в ОП «Здвинское», то суд приходит к следующему.

Обосновывая свои требования, Соловьев А.С. указал, что моральный вред он связывает только с ненадлежащим условием содержания в ИВС.

Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Данная норма введена Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ и не действовала, на момент содержания Соловьева А. С.

Рассматривая доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом Соловьевым А.С. срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему.

    В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Срок для обращения в суд может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Право на судебную защиту - как по буквальному смыслу закрепляющей его статьи 46 Конституции Российской Федерации, так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этой статьи с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации, в том числе с ее статьей 17 (части 1 и 2), а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, - является личным неотчуждаемым правом каждого человека (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года №6-П, от 21 января 2020 года №3-П, от 13.01.2022 №2-П и др.).

Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц, это означает, что правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости. Соответственно, устанавливаемые федеральным законодателем институциональные и процедурные условия реализации процессуальных прав должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать правильность и своевременность судебного решения, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов.

Суд не может согласиться с доводами административных ответчиков о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, поскольку требования административным истцом заявлены о взыскании компенсации морального вреда в силу положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность на которые не распространяется.

Ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно позиции, указанной в Кассационном Определении Верховного Суда РФ от 03.06.2020 №5КА20-19, требование административного истца о взыскании компенсации морального вреда является производным от основных требований публично-правового характера.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Главным финансовым органом Российской Федерации, распределяющим средства федерального бюджета, в том числе, выделяемых по подведомственности главным распорядителям бюджета, является в силу ст. 6 БК РФ - Министерство финансов РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства частично нашел свое подтверждение факт ненадлежащего содержания административного истца, в ИВС ОП «Здвинское» МО МВД России «Барабинский» в спорные периоды.

    При определении размера денежной компенсации суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела, отсутствие доказательств причинения вреда здоровью административного истца вследствие ненадлежащих условий содержания, продолжительность содержания в ненадлежащих условиях, индивидуальные особенности административного истца, степень его физических и нравственных страданий, и, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, полагает возможным взыскать в его пользу с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации денежную компенсацию в размере 13 000 рублей, в остальной части иска административному истцу надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

                                                     РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 13 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                               ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-102/2024 ~ М-37/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соловьев Александр Сергеевич
Ответчики
МВД РФ
ГУ МВД России по Новосибирской области
ОП "Здвинское" МО МВД России "Барабинский"
Суд
Доволенский районный суд Новосибирской области
Судья
Буянова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
dovolensky--nsk.sudrf.ru
25.01.2024Регистрация административного искового заявления
25.01.2024Передача материалов судье
29.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
29.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024Дело оформлено
13.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее