Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2а-596/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Некрасовское Ярославской области «10» октября 2023 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Захариковой Е.Е.
с участием ФИО 1., при секретаре Воробьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО 1 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО 2 об обязании поставить в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на учет в качестве бесхозяйных объекты недвижимости,
у с т а н о в и л:
ФИО 1 обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО 2 об обязании поставить в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на учет в качестве бесхозяйных объекты недвижимости, а именно: <адрес> указывая, что ФИО 1 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожной деятельности, у в ходе которой выявлены бесхозяйные объекты недвижимости, а именно <адрес>. По сведения Единого государственного реестра недвижимости, указанные объекты недвижимости не числятся. При таких обстоятельствах, непринятие возможных мер для реализации, возложенных на ФИО 2 полномочий по решению вопросов местного значения, является нарушением действующего законодательства и создает условия для нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Административный ответчик – ФИО 2, заинтересованное лицо - ФИО 3 в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованным лицом – ФИО 3 представлен отзыв, в котором указано, что автодорога <адрес>», к которой примыкает спорный участок, включена в перечень автомобильных дорог <адрес>, утвержденный постановлением ФИО 3 от ДД.ММ.ГГГГ №. Автодорога «<адрес>», к которой примыкает спорный участок, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности <адрес> и составляющих казну <адрес>, утвержденный постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (пункт 344 приложения 2 к указанному постановлению). Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Населенный пункт <адрес> в соответствии с Законом Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований <адрес>», статьей 4 Устава ФИО 2, входит в состав ФИО 2. Уполномоченным на обращение в орган регистрации прав с заявлением о принятии объекта на учет, является администрация ФИО 2
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованного лица.
В ходе судебного заседания ФИО 1. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что ФИО 1 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожной деятельности по жалобам жителей, проведено обследование данных подъездов <адрес>, было установлено, что по деревне проходят дороги и к указанным дорогам ведут участки дорог, которые ни за кем не зарегистрированы, не имеют собственника, а именно: <адрес>., указанные участки дорог находятся в плохом состоянии и требуют приведение в надлежащее состояние, по дорогам проезжает неограниченный круг лиц.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав позицию прокурора, оценив все в совокупности, суд считает административные исковые требования законными и обоснованными.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В судебном заседании установлено, что ФИО 1 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожной деятельности, у в ходе которой выявлены бесхозяйные объекты недвижимости, а именно <адрес>. Данные участки дорог ни за кем не закреплены не имеют собственника, находятся в плохом состоянии и требуют приведение в надлежащее состояние.
Автодорога «<адрес>», к которой примыкают спорные участки автодорог, включена в Перечень автомобильных дорог <адрес> согласно постановлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, имеет идентификационный номер № №, 5 категории, протяженностью 1,149 км.
Автодорога «<адрес>», к которой примыкают спорные участки автодорог, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящегося к государственной собственности <адрес> и составляющих казну <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « 83-п (пункт 344 приложения 2).
В реестре имущества, находящегося в муниципальной собственности <адрес> участок дороги <адрес> отсутствует запись, что подтверждается сообщением об отказе ФИО 4 <адрес> в выдаче выписки из реестра от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).
Как указано выше, органы местного самоуправления, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними. Кроме того, помимо органа местного самоуправления законодательством не предусмотрены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозного хозяйственного объекта недвижимого имущества, расположенного на территории сельского поселения.
Из материалов дела следует, что по спорным участкам дорог осуществляет проезд к <адрес>, о жителей неоднократно поступали жалобы о ненадлежащем содержании дорог, ремонт которых не может быть произведен в связи с отсутствием балансодержателя.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает обоснованными доводы прокурора, что в настоящее время спорные земельные участки дорог не имеет балансодержателя и собственника, непринятие мер по постановке его на учет создает угрозу для жизни и здоровья людей, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
- <░░░░░>
<░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░