Дело № 2а-699/2024
76RS0008-01-2024-000755-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2024 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М. при секретаре Масальской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.о. г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» о понуждении оборудовать контейнерную площадку,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Переславский районный суд Ярославской области с административным иском, просит обязать администрацию городского округа г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» оборудовать контейнерную площадку по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, с. Дубровицы, ул. Крутец, около д.9, ограждением в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка в отношении администрации г.о.г. Переславля-Залесского, в ходе которой установлено, что на территории г.о. г. Переславль-Залесский имеется большое количество не обустроенных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерных площадок. Администрацией городского округа город Переславль-Залесский в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» сформирован реестр мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов. Большая часть данных мест располагается на муниципальных земельных участках либо на территории, государственная собственность на которые не разграничена. Реестр мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов размещен на официальном сайте администрации городского округа г. Переславль-Залесский https://admpereslavl.ru/reestr-mest-ploschadok-tverdyh- kommimalnyh-othodov. В данный реестр включена контейнерная площадка по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, с. Дубровицы, ул. Крутец, около д.9. Установлено, что на указанной контейнерной площадке расположены 3 металлических контейнера для сбора мусора. Вместе с тем, у контейнерной площадки отсутствует ограждение, что подтверждается справкой о проверке, фотографиями, сделанными в ходе проверки. В августе 2019 года межрайонной прокуратурой проводилась проверка в отношении администрации городского округа город Переславль-Залесский, в ходе которой установлено, что на территории городского округа город Переславль-Залесский имеется большое количество не обустроенных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерных площадок. По результатам проверки межрайонной прокуратурой 02.09.2019 главе городского округа город Переславль-Залесский внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего времени рассматриваемая контейнерная площадка не обустроена. Ненадлежащее обустройство контейнерных площадок провоцирует попадание токсичных отходов, также продуктов гниения и брожения в почву, подземные воды, способствует загрязнению окружающей среды. Отсутствие оборудованной контейнерной площадки по указанному адресу может привести к загрязнению окружающей среды (почвы, почвенных вод); способствует попаданию в почву продуктов гниения, разложения, которые поступают в грунтовые воды. Пластиковые отходы содержат в себе красители, которые под воздействием влаги также попадают в почву и почвенные воды; пластик плохо разлагаем. Таким образом, администрацией городского округа, МКУ «Центр развития» допущены нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании старший помощник Переславского межрайонного прокурора Гришан Е.Н. требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации городского округа город Переславль-Залесский в судебном заседании по доверенности Максимова О.А. пояснила, что ограждение отсутствует только с одной стороны. Просила увеличить срок исполнения решения суда в связи с недостаточностью бюджетных средств.
Представитель административного ответчика МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» в судебном заседании по доверенности Изотова Н.А. поддержала доводы администрации г.о. г. Переславль-Залесский.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель заинтересованного лица Управления муниципальной собственности Администрации г. Переславля-Залесского в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель заинтересованного лица ООО «Хартия» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, обязательным условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права на момент рассмотрения дела. Обязанность доказывать факт нарушения прав, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п.1 части 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое бездействие носит длящийся характер, суд приходит к выводу, что срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением, административным истцом не пропущен.
Проверяя в соответствии с ч.8, п.п.3, 4 ч.9 ст. 226 КАС РФ законность оспариваемых решений, действий, бездействий, полномочия административных ответчиков на принятие решений и совершение действий, порядок и основания принятия, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По результатам проверки межрайонной прокуратурой 02.09.2019 главе г.о. г. Переславль-Залесский вынесено представление о выявленных нарушениях требований п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которое было рассмотрено 08.10.2019 года и удовлетворено.Однако, до настоящего времени рассматриваемая контейнерная площадка по адресу: Ярославская область, г.о. г. Переславль-Залесский, с. Дубровицы, ул. Крутец, около д. 9, не имеет ограждения с одной стороны (л.д.49-51). Данные обстоятельства подтверждаются фотоматериалами, сторонами не оспариваются.
Указанные факты являются нарушением требований ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
Органом местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» сформирован реестр мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, в данный реестр включена, в том числе, площадка по адресу: Ярославская область, г.о. г. Переславль-Залесский, с. Дубровицы, ул. Крутец, около д. 9. Данный реестр размещен на официальном сайте администрации городского округа г. Переславль-Залесского (л.д.54).
Согласно п.18 ст.14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Охрана окружающей среды - деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Помимо этого, органы местного самоуправления должны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Отсутствие оборудованной контейнерной площадки по адресу: Ярославская область, г.о. г. Переславль-Залесский, с. Дубровицы, ул. Крутец, около д. 9, может привести к загрязнению окружающей среды (почвы, почвенных вод); способствует попаданию в почву продуктов гниения, разложения, которые поступают в грунтовые воды. Пластиковые отходы содержат в себе красители, которые под воздействием влаги также попадают в почву и почвенные воды; пластик плохо разлагаем.
В соответствии с Уставом МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесского», учредителем является муниципальное образование городской округ г. Переславля-Залесского, функции и полномочия от имени городского округа выполняет администрация городского округа. На организацию возложены полномочия по осуществлению организации работ по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, администрацией городского округа, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» допущены нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Разрешая исковые требования прокурора, суд учитывает, что в течение длительного периода времени (с 2019г.) административными ответчиками меры, направленные на устранение выявленных нарушений, до конца не реализованы.
В связи с чем условия, предусмотренные статьями 218, 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными, имеются.
Суд полагает, что срок исполнения решения суда подлежит установлению в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок исполнения возложенной на ответчиков обязанности являются достаточными. Возможность организовать проведение работ в течение заявленного периода у административных ответчиков имеется. Само по себе недостаточное финансирование не может является основанием для столь длительного неисполнения решения суда.
Учитывая изложенное, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, с возложением на административных ответчиков обязанности по осуществлению ремонта ограждения, которым оборудована контейнерная площадка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1027600688917 ░░░ 7604008189) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ (░░░░ 1027601048727 ░░░ 7608004065), ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░» (░░░░ ░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░░░░░ ░. 9 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.08.2024 ░░░░.