РЕШЕНИЕ Копия
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25GV0004-01-2019-000259-55
6 октября 2020 года город Петропавловск – Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Сорокиной С.В., при секретаре судебного заседания Шутовой К.В., с участием административного истца и его представителя ЗЮА., представителя начальника 3 отдела и руководителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации БЯН., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело об оспаривании бывшим военнослужащим войсковой части № <...> Майоровым Сергеем Александровичем решения начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии с Майорова С.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Майоров оспорил решение начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав в иске, что допущено нарушение его права на обеспечение жилым помещением, гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а должностным лицом нарушено положение п.13 ст. 15 названного Закона, содержащее запрет на исключение военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями на момент увольнения с военной службы, из списка очередников на получение жилых помещений.
Заинтересованные лица на стороне административного истца МВВ., МПС., МАС., а также заинтересованные лица на стороне административного ответчика – Министерство обороны Российской Федерации и начальник ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения иска, в суд не явились, об отложении разбирательства дела суд не просили.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования, просили признать незаконным вышеуказанное решение должностного лица и возложить обязанность по восстановлению Майорова С.А. на учете нуждающихся в получении постоянного жилого помещения с 20 ноября 2012 года - даты принятия на такой учет. В обоснование административный истец привел довод об отсутствии законных оснований для снятия его с учета нуждающихся, поскольку не соответствующих действительности сведений в орган, осуществляющий принятие на учет, им представлено не было, а обстоятельства нахождения его с июля 2010 года на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений для постоянного проживания в составе семьи супруги – военнослужащей МВВ., были известны должностному лицу при принятии его 20 ноября 2012 года на самостоятельный учет в качестве нуждающегося. Полагая, что учет супругов-военнослужащих в качестве нуждающихся в получении жилого помещения как самостоятельно, так и одновременно в составе семьи супруга не влечет повторного обеспечения жилыми помещениями и не может являться основанием для снятия одного из них с такого учета.
Представитель административного истца в судебном заседании привела доводы о том, что нарушено право Майорова на обеспечение жилыми помещениями, поскольку он 29 мая 2020 года необоснованно снят с учета нуждающихся, несмотря на то, что он отвечает предусмотренным Законом требованиям, предъявляемым к лицам, которые вправе состоять на таком учете.
В обоснование правомерности оспариваемых действий представитель начальника 3 отдела и руководителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в объяснениях привела доводы о том, что в ходе проверки 3 отделом обоснованности состояния на учете нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащих выявлено, что супруги Майоровы состоят на учете нуждающихся в получении жилых помещений за счет средств Министерства обороны Российской Федерации как самостоятельно, так и в качестве членов семьи друг друга. В целях исключения необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» начальником 3 отдела принято решение о снятии Майорова С.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку свое волеизъявление о порядке реализации права на обеспечение жилым помещением административный истец и члены его семьи выразили при принятии на учет в составе семьи МВВ. и основания для повторного учета Майорова в качестве нуждающегося в жилых помещениях отсутствовали.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов учетных дел следует, что Майоров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет, приказом воинского должностного лица ДД.ММ.ГГГГ г. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В период прохождения военной службы Майоров решением начальника 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в г. Реутов Московской области в составе семьи из 4 человек (он, супруга и двое несовершеннолетних детей) с даты подачи заявления, то есть с 20 ноября 2012 года.
В свою очередь, супруга административного истца – <...> МВВ., поступившая на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, уволенная с военной службы приказом должностного лица ДД.ММ.ГГГГ в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющая 17 полных лет выслуги на военной службе, совместно с членами семьи (она, супруг и двое несовершеннолетних детей) с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в г. Реутов Московской области.
После установления факта одновременного нахождения супругов Майоровых на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, решением начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Майоров С.А. первоначально был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи МВВ., затем решением этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № Майоров С.А. вновь принят в составе семьи МВВ. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и в этот же день оспариваемым решением начальника 3 отдела № Майоров снят с самостоятельного учета нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Как видно из единого реестра данных Министерства обороны Российской Федерации по жилью военнослужащих, МВВ. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в очереди на обеспечение жилым помещением составом семьи 4 человека, избранная форма обеспечения - в виде предоставления квартиры в городе Реутов Московской области.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, военный суд приходит к выводу о том, что должностное лицо нарушений прав административного истца не допустило, обоснованно приняв решение о снятии Майорова С.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Делая такой вывод, военный суд руководствуется следующим.
Как установлено ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, к категории которых относится супруга административного истца МВВ., признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15).
При этом граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Административный истец Майоров С.А., получивший офицерское звание до 1 января 1998 года в связи с окончанием военного образовательного учреждения профессионального образования, имеющий соответствующую выслугу лет на военной службе и уволенный с нее в связи с организационно-штатными мероприятиями, в силу абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также вправе претендовать на обеспечение совместно с проживающим с ним членами семьи на обеспечение жилищной субсидией либо жилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности, по своему выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено другими федеральными законами, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержится разъяснение, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, в связи с чем судам рекомендовано руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 69 Жилищного кодекса определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Из договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что МВВ. за счет фонда Елизовского городского поселения по договору социального найма на состав семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по месту прохождения ею военной службы в <адрес>, общей площадью 36,8 кв.м.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, административный истец с 2002 года состоит в браке с МВВ. и в составе семьи своей супруги-военнослужащей с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом административный истец избрал способ обеспечения жилым помещением в виде получения жилого помещения в составе семьи супруги - военнослужащей, что видно из заявления МВВ. от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ее составом семьи совместно с Майоровым С.А. на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а также собственноручной подписи в этом заявлении Майорова С.А.
При таких данных Майоров С.А., являясь членом семьи лица, проходившего военную службу по контракту, изъявивший желание и принятый установленным порядком на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи супруги, не вправе самостоятельно состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку одновременный учет супругов-военнослужащих может привести к необоснованному сверхнормативному предоставлению им жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года N 34-П, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2893-О, от 29 января 2015 года N 117-О, от 9 июня 2015 года N 1223-О, а также от 27 октября 2015 года N 2490-О, от 26 апреля 2016 года N 812-О. Согласно отмеченной позиции, необоснованное сверхнормативное предоставление военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, то есть получение военнослужащим и (или) членом его семьи жилья одновременно и в качестве участника НИС, и в иной форме (по договору социального найма, в собственность, субсидия и иное) недопустимо, а сам подобный военнослужащий и его супруг (супруга) обязаны выразить свое мнение, о том, каким способом получения жилья данные лица желают воспользоваться, о чем поставить в известность жилищные и иные соответствующие органы. Именно данное волеизъявление военнослужащего и его супруги (супруга), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 июля 2018 года N 34-П, подлежит учету жилищными органами при рассмотрении вопроса о постановке этого супруга (супруги) на жилищный учет. Соответственно, наличие волеизъявления Майорова о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в составе семьи супруги-военнослужащей, является основанием для жилищных органов принять решение о постановке его на жилищный учет именно в качестве члена семьи военнослужащего.
При этом военный суд учитывает, что нахождение административного истца в списке нуждающихся в жилом помещении совместно с супругой-военнослужащей еще не свидетельствует о фактической реализации им права на обеспечение жильем, гарантированного Федеральным законом «О статусе военнослужащих», ни самостоятельно, ни в качестве члена семьи военнослужащего, а является лишь формой учета его, как нуждающегося в жилье, до обеспечения таковым в установленном законом порядке, что не препятствует его волеизъявлению об обеспечении жилым помещением в иной форме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № <...> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ 7 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░