Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-179/2020 ~ М-164/2020 от 03.09.2020

                                                    РЕШЕНИЕ                                               Копия

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                  25GV0004-01-2019-000259-55

    6 октября 2020 года                                  город Петропавловск – Камчатский

    35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Сорокиной С.В., при секретаре судебного заседания Шутовой К.В., с участием административного истца и его представителя ЗЮА., представителя начальника 3 отдела и руководителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации БЯН., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело об оспаривании бывшим военнослужащим войсковой части № <...> Майоровым Сергеем Александровичем решения начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии с Майорова С.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

                                                   установил:

    Майоров оспорил решение начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав в иске, что допущено нарушение его права на обеспечение жилым помещением, гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а должностным лицом нарушено положение п.13 ст. 15 названного Закона, содержащее запрет на исключение военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями на момент увольнения с военной службы, из списка очередников на получение жилых помещений.

               Заинтересованные лица на стороне административного истца МВВ., МПС., МАС., а также заинтересованные лица на стороне административного ответчика – Министерство обороны Российской Федерации и начальник ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения иска, в суд не явились, об отложении разбирательства дела суд не просили.

               В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования, просили признать незаконным вышеуказанное решение должностного лица и возложить обязанность по восстановлению Майорова С.А. на учете нуждающихся в получении постоянного жилого помещения с 20 ноября 2012 года - даты принятия на такой учет. В обоснование административный истец привел довод об отсутствии законных оснований для снятия его с учета нуждающихся, поскольку не соответствующих действительности сведений в орган, осуществляющий принятие на учет, им представлено не было, а обстоятельства нахождения его с июля 2010 года на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений для постоянного проживания в составе семьи супруги – военнослужащей МВВ., были известны должностному лицу при принятии его 20 ноября 2012 года на самостоятельный учет в качестве нуждающегося. Полагая, что учет супругов-военнослужащих в качестве нуждающихся в получении жилого помещения как самостоятельно, так и одновременно в составе семьи супруга не влечет повторного обеспечения жилыми помещениями и не может являться основанием для снятия одного из них с такого учета.

                Представитель административного истца в судебном заседании привела доводы о том, что нарушено право Майорова на обеспечение жилыми помещениями, поскольку он 29 мая 2020 года необоснованно снят с учета нуждающихся, несмотря на то, что он отвечает предусмотренным Законом требованиям, предъявляемым к лицам, которые вправе состоять на таком учете.

               В обоснование правомерности оспариваемых действий представитель начальника 3 отдела и руководителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в объяснениях привела доводы о том, что в ходе проверки 3 отделом обоснованности состояния на учете нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащих выявлено, что супруги Майоровы состоят на учете нуждающихся в получении жилых помещений за счет средств Министерства обороны Российской Федерации как самостоятельно, так и в качестве членов семьи друг друга. В целях исключения необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» начальником 3 отдела принято решение о снятии Майорова С.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку свое волеизъявление о порядке реализации права на обеспечение жилым помещением административный истец и члены его семьи выразили при принятии на учет в составе семьи МВВ. и основания для повторного учета Майорова в качестве нуждающегося в жилых помещениях отсутствовали.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.

Из материалов учетных дел следует, что Майоров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет, приказом воинского должностного лица ДД.ММ.ГГГГ г. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В период прохождения военной службы Майоров решением начальника 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в г. Реутов Московской области в составе семьи из 4 человек (он, супруга и двое несовершеннолетних детей) с даты подачи заявления, то есть с 20 ноября 2012 года.

В свою очередь, супруга административного истца – <...> МВВ., поступившая на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, уволенная с военной службы приказом должностного лица ДД.ММ.ГГГГ в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющая 17 полных лет выслуги на военной службе, совместно с членами семьи (она, супруг и двое несовершеннолетних детей) с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в г. Реутов Московской области.

После установления факта одновременного нахождения супругов Майоровых на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, решением начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Майоров С.А. первоначально был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи МВВ., затем решением этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № Майоров С.А. вновь принят в составе семьи МВВ. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и в этот же день оспариваемым решением начальника 3 отдела № Майоров снят с самостоятельного учета нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Как видно из единого реестра данных Министерства обороны Российской Федерации по жилью военнослужащих, МВВ. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в очереди на обеспечение жилым помещением составом семьи 4 человека, избранная форма обеспечения - в виде предоставления квартиры в городе Реутов Московской области.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, военный суд приходит к выводу о том, что должностное лицо нарушений прав административного истца не допустило, обоснованно приняв решение о снятии Майорова С.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Делая такой вывод, военный суд руководствуется следующим.

Как установлено ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, к категории которых относится супруга административного истца МВВ., признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15).

При этом граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Административный истец Майоров С.А., получивший офицерское звание до 1 января 1998 года в связи с окончанием военного образовательного учреждения профессионального образования, имеющий соответствующую выслугу лет на военной службе и уволенный с нее в связи с организационно-штатными мероприятиями, в силу абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также вправе претендовать на обеспечение совместно с проживающим с ним членами семьи на обеспечение жилищной субсидией либо жилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности, по своему выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено другими федеральными законами, относятся:

- супруга (супруг);

- несовершеннолетние дети;

- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержится разъяснение, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, в связи с чем судам рекомендовано руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 ст. 69 Жилищного кодекса определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Из договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что МВВ. за счет фонда Елизовского городского поселения по договору социального найма на состав семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по месту прохождения ею военной службы в <адрес>, общей площадью 36,8 кв.м.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, административный истец с 2002 года состоит в браке с МВВ. и в составе семьи своей супруги-военнослужащей с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом административный истец избрал способ обеспечения жилым помещением в виде получения жилого помещения в составе семьи супруги - военнослужащей, что видно из заявления МВВ. от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ее составом семьи совместно с Майоровым С.А. на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а также собственноручной подписи в этом заявлении Майорова С.А.

               При таких данных Майоров С.А., являясь членом семьи лица, проходившего военную службу по контракту, изъявивший желание и принятый установленным порядком на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи супруги, не вправе самостоятельно состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку одновременный учет супругов-военнослужащих может привести к необоснованному сверхнормативному предоставлению им жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

             Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года N 34-П, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2893-О, от 29 января 2015 года N 117-О, от 9 июня 2015 года N 1223-О, а также от 27 октября 2015 года N 2490-О, от 26 апреля 2016 года N 812-О. Согласно отмеченной позиции, необоснованное сверхнормативное предоставление военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, то есть получение военнослужащим и (или) членом его семьи жилья одновременно и в качестве участника НИС, и в иной форме (по договору социального найма, в собственность, субсидия и иное) недопустимо, а сам подобный военнослужащий и его супруг (супруга) обязаны выразить свое мнение, о том, каким способом получения жилья данные лица желают воспользоваться, о чем поставить в известность жилищные и иные соответствующие органы. Именно данное волеизъявление военнослужащего и его супруги (супруга), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 июля 2018 года N 34-П, подлежит учету жилищными органами при рассмотрении вопроса о постановке этого супруга (супруги) на жилищный учет. Соответственно, наличие волеизъявления Майорова о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в составе семьи супруги-военнослужащей, является основанием для жилищных органов принять решение о постановке его на жилищный учет именно в качестве члена семьи военнослужащего.

            При этом военный суд учитывает, что нахождение административного истца в списке нуждающихся в жилом помещении совместно с супругой-военнослужащей еще не свидетельствует о фактической реализации им права на обеспечение жильем, гарантированного Федеральным законом «О статусе военнослужащих», ни самостоятельно, ни в качестве члена семьи военнослужащего, а является лишь формой учета его, как нуждающегося в жилье, до обеспечения таковым в установленном законом порядке, что не препятствует его волеизъявлению об обеспечении жилым помещением в иной форме.

              На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № <...> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ 7 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░                                                    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-179/2020 ~ М-164/2020

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Майоров Сергей Александрович
Ответчики
ВРУЖО
Другие
Березина Яна Николаевна
Суд
35 гарнизонный военный суд (Камчатский край)
Судья
Сорокина Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
35gvs--kam.sudrf.ru
03.09.2020Регистрация административного искового заявления
03.09.2020Передача материалов судье
04.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2020Подготовка дела (собеседование)
14.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2020Судебное заседание
06.10.2020Подготовка дела (собеседование)
06.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2020Судебное заседание
06.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2021Дело оформлено
03.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее