УИД 71RS0001-01-2024-001536-96
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июля 2024 года г. Алексин Тульской области
Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Барановой Л.П.,
при секретаре Богдановой Т.В.,
с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Ханиева Д.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского межрайонного суда Тульской области административное дело № 2а-1128/2024 по административному исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО город Алексин о понуждении к проведению общего собрания собственников многоквартирного жилого дома,
установил:
Алексинский межрайонный прокурор Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства на территории МО город Алексин.
Установлено, что на территории муниципального образования г. Алексин расположен многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в котором более чем четыре квартиры. В указанном многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья, управление жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом не осуществляется.
В период с 2023 года по истекший период 2024 года собрания собственников помещений по вопросу избрания совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета о создании товарищества собственников жилья не проводилось.
При этом, органами местного самоуправления муниципального образования г. Алексин в нарушение ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ в установленный законом срок общее собрание собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме с повесткой дня об избрании совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета, или о создании товарищества собственников жилья, не созывалось.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования г. Алексин внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Указанное представление рассмотрено, признано обоснованным, однако, до настоящего времени созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме об избрании совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья, администрацией муниципального образования г. Алексин в полном объеме не осуществляется.
Не проведение указанного мероприятия собственниками многоквартирного жилого дома, а также бездействие администрации муниципального г. Алексин не позволяет реализовать правовой механизм, обеспечивающий создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным, обращение прокурора в суд с данным иском также обусловлено тем, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться, в том числе в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, круг которых законодательством не ограничен и не определён.
На основании изложенного, административный истец просил обязать администрацию муниципального образования г. Алексин в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> с повесткой дня об избрании совета многоквартирного домов, в том числе председателя совета, или о создании товарищества собственников жилья.
Определением суда от 11.07.2024 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Открытие».
В судебном заседании помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Ханиев Д.Т. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО город Алексин в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения административный ответчик извещен надлежащим образом. Ранее в адресованных суду письменных возражениях представитель административного ответчика по доверенности Кулиничева Н.А. просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Открытие» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения заинтересованное лицо извещено надлежащим образом.
Суд, с учётом мнения участника процесса и положений ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся надлежащим образом извещенных лиц.
Выслушав пояснения помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Ханиева Д.Т., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Частью 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 15 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
Согласно положений ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; самостоятельно управляет муниципальной собственностью, а также решает иные вопросы местного значения.
Статьей 2 ЖК РФ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено); доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 161.1 ЖК РФ, в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ГК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Проведенной проверкой установлено, что на территории муниципального образования г. Алексин расположен многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в котором более чем четыре квартиры. В указанном многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья, управление жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом не осуществляется.
В период с 2023 года по истекший период 2024 года собрания собственников помещений по вопросу избрания совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета о создании товарищества собственников жилья не проводилось.
При этом, органами местного самоуправления муниципального образования город Алексин в нарушение ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ в установленный законом срок общее собрание собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме с повесткой дня об избрании совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета, или о создании товарищества собственников жилья, не созывалось.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования г. Алексин внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищных прав граждан, из которого следует, что несмотря на то, что решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений вышеуказанных многоквартирных домов не принято, администрацией МО город Алексин не реализованы полномочия по созыву общего собрания собственников помещений в указанных многоквартирных домах, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.
Как следует из сообщения главы администрации МО город Алексин от ДД.ММ.ГГГГ, указанное представление Алексинской межрайонного прокуратуры рассмотрено, сообщено, что на территории муниципального образования город Алексин расположено 712 многоквартирных домов, в части из них жители по собственной инициативе создали Совет МКД. Администрацией МО г. Алексин на постоянной основе ведется работа с жителями многоквартирных домов напрямую, через комитеты территориального общественного самоуправления, управляющие компании и иные общественные организации о необходимости принятия мер по управлению многоквартирными домами, такими как, в том числе, избрание способа управления, Совета МКД, поскольку проведение общих собраний собственников с повесткой дня лишь об избрании Совета МКД не обеспечит такой МКД всеми видами работ и услуг по его управлению. Данные действия возможны лишь при непосредственном участии управляющих компаний, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования город Алексин. С этой целью управляющим компаниям предложено активизировать работу по проведению с собственниками МКД общих собраний собственников с вопросами в повестке дня, включающими в себя и вопрос определения Совета МКД. Одновременно сообщено, что администрация МО город Алексин направила запросы в управляющие компании о предоставлении реестров собственников МКД для организации проведения общего собрания собственников с необходимой повесткой.
Однако, до настоящего времени созыв общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме об избрании совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья, администрацией муниципального образования г. Алексин в полном объеме не осуществляется.
Согласно ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ, совет многоквартирного дома: обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу; представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме; представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией; осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме; представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе; осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Как следует из сообщения главы администрации МО город Алексин от 19.07.2024, в МКД по адресам: <адрес>, выбрана управляющая организация ООО «Открытие» по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. Проведение общих собраний собственников по выбору совета многоквартирного дома является предметом рассмотрения административных дел в Алексинском межрайонном суде Тульской области. По результату вынесенного решения орган местного самоуправления примет меры по исполнению.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком администрацией муниципального образования город Алексин не приняты достаточные меры по проведению созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с включением в повестку дня собрания вопросов об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета, или о создании товарищества собственников жилья.
Не проведение указанного мероприятия собственниками многоквартирного жилого дома, а также бездействие администрации муниципального г. Алексин не позволяет реализовать правовой механизм, обеспечивающий создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться, в том числе в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, круг которых законодательством не ограничен и не определён.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
С учетом изложенного, заявленные административные исковые требования Алексинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд, в частности, устанавливает срок исполнения решения.
Поскольку для исполнения решения суда административному ответчику требуются временные затраты, суд полагает возможным обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу созвать общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по указанному адресу, с включением в повестку дня собрания вопросов об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета, или о создании товарищества собственников жилья, что, по мнению суда, не нарушает баланса интересов сторон и не отдаляет защиту прав заинтересованных лиц на значительный срок.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░