УИД: 66RS0009-01-2023-001023-59 Дело № 2а-1313/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Тагил 09 июня 2023 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Гуриной С.А.,
при секретаре Гладыш А.А.,
с участием
представителя административного истца Панченко А.В.,
представителя административного ответчика Федуловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соловьева И.А. к Администрации города Нижний Тагил, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным отказа в рассмотрении обращения,
У С Т А Н О В И Л:
Соловьев И.А. обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным отказа в рассмотрении обращения.
В обоснование административного иска указано, что Соловьеву И.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, разрешенное использование – коммунальное обслуживание. С целью изменения вида разрешенного использования земельного участка Соловьев И.А. обратился к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в Генеральный план городского округа и Правил землепользования и застройки в части изменения функционального и градостроительного зонирования, с целью размещения крематория; о внесении изменений в градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки путем добавления условно разрешенного вида использования в территориальную зону П-2 допускающего строительство крематория.
ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком в ответ на обращение было отказано в удовлетворении заявления. Ответчик сослался на отсутствие соблюдения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов». Вопрос внесения изменений в градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил путем добавления условно разрешенного вида использования в территориальной зоне П-2 не был рассмотрен, ответ до настоящего времени не дан. Ответчик, ссылаясь на нарушения СанПиН, не рассмотрел приложенный к заявлению расчет санитарно-защитной зоны, который указывал на отсутствие нормативной СЗЗ.
Просит признать незаконным отказ в рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ. №, обязать ответчиков устранить нарушение прав административного истца путем рассмотрения заявления в полном объеме.
Определение от 10.05.2023г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Комиссия по землепользованию и застройке города Нижний Тагил.
Административный истец Соловьев И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Панченко А.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в иске и заявленные требования. Суду пояснил, что факт наличия иных обращений Соловьева И.А. не свидетельствует о том, что он не имеет права на получение ответов на все его обращения. Полагал, что в ответе от ДД.ММ.ГГГГ. не были даны ответы на все вопросы, содержащиеся в обращении Соловьева И.А., обращение в полном объеме не рассмотрено, заявление Соловьева И.А. было рассмотрено без учета Положения о Комиссии по землепользованию и застройке города Нижний Тагил
Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил - Федулова А.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований, по доводам, изложенным в письменном возражении. Суду пояснила, что от Соловьева И.А. после оспариваемого ответа поступали иные обращения, которых было около шести, на все из них были даны ответы. Обращение Соловьева было рассмотрено надлежащим образом и в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ. на поставленные в обращении вопросы был дан полный, мотивированный ответ. Несогласие с ответом не свидетельствует о том, что обращение Соловьева И.А. не было рассмотрено. Ответ на обращение был дан Администрацией города, так как заявитель не обращался в Комиссию по землепользованию и застройке города Нижний Тагил. Дан ответ об отказе во внесении изменений в документы территориального планирования – генеральный план и в документы градостроительного зонирования – Правила землепользования и застройки города. Санитарная зона 500м. установлена нормами СанПин, в нее попадают и жилые дома и территории садоводческих товариществ и земельные участки, которые переданы в аренду с аукциона под пищевую промышленность.
Представитель административного ответчика Администрации города Нижний Тагил, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Судом установлено, что Соловьев И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6456 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – коммунальное обслуживание, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Также Соловьев И.А. является собственником нежилого здания – цеха ширпотреба, с кадастровым номером №, площадью 1721,6 кв.м., расположенного на указанном земельном участке.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО10. запрещено использовать нежилое здание с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу <адрес> для организации места погребения – крематория, не в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования земельного участка, запрещено осуществлять деятельность по кремации. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судом было установлено, что указанный земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной в составе правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил (утв. Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012г. № 61) располагается в зоне П-2 – зона производственно-коммунальных объектов III-Vкласса опасности.
Согласно градостроительному регламенту, данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных зон из предприятий и коммунально-складских объектов не выше III класса опасности с санитарно-защитной зоной 300 - 50 метров. Допускаются некоторые коммерческие услуги, способствующие развитию производственной деятельности. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований.
Для территориальной зоны П-2 «Зона производственно-коммунальных объектов III - V класса опасности» в соответствии с ее градостроительным регламентом, утвержденным решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 № 61, к вспомогательным видам разрешенного использования относится деловое управление. К условно разрешенным видам использования отнесены хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; хранение автотранспорта; ветеринарное обслуживание; магазины; общественное питание; объекты дорожного сервиса; площадки для занятий спортом; проведение научных исследований.
Основными видами разрешенного использования земельных участков, располагающихся в указанной территориальной зоне, являются обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; служебные гаражи; производственная деятельность; тяжелая промышленность; автомобилестроительная промышленность; легкая промышленность; фармацевтическая промышленность; пищевая промышленность; нефтехимическая промышленность; строительная промышленность; энергетика; связь; склады; складские площадки; целлюлозно-бумажная промышленность; железнодорожный транспорт; автомобильный транспорт; обеспечение внутреннего правопорядка; коммунальное обслуживание.
Прокурором в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в нежилом здании в настоящее время установлена мобильная печь для кремации - печь крематор биологических отходов Mobil cremator 40 HQ container, присоединенная к сетям газоснабжения.
Судом указано, что использование здания и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, не в соответствии с видом их разрешенного использования и не по целевому назначению, эксплуатация Соловьевым И.А. мобильной печи для кремации в целях сжигания человеческих останков без разрешительной документации (разработанных и согласованных предельно-допустимых выбросов, проекта санитарно-защитной зоны, в отсутствии надлежащим образом оборудованного отвода стоков сточных вод, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, вызвало большой общественный резонанс и социальную напряженность у населения, проживающего в районе расположения указанных объектов.
Согласно ст. 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Статьей 33 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено Порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Согласно ч.2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
- несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
- поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
- поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
- несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
- несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
- установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения;
- принятие решения о комплексном развитии территории;
- обнаружение мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований.
Согласно ч.3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения.
Комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (ч.4 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ).
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 26.01.2015г. № 7-ГП утверждено Положение о Комиссии по землепользованию и застройке города Нижний Тагил. Комиссия является постоянно действующим консультативным органом городского округа по координации подготовки, согласования, обсуждения и внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования.
ДД.ММ.ГГГГ. Соловьев И.А. обратился к главе города Нижний Тагил, просил принять к рассмотрению предложение по внесению изменений в Генеральный план городского округа Нижний Тагил и Правила застройки и землепользования города Нижний Тагил в части изменения градостроительной зоны П-2 на С-2 в отношении земельного участка по <адрес>. Либо просил рассмотреть вариант корректировки Правил землепользования и застройки в части условно-разрешенных видов градостроительной зоны П-2, путем добавления в условно-разрешительные виды использования кода 12.1 «Ритуальная деятельность».
В Управление архитектуры и градостроительства города Нижний Тагил административный истец с данным заявление не обращался, в Комиссию по землепользованию и застройке г. Нижний Тагил Соловьев И.А. с указанными предложениями не обращался.
Обращение Соловьева И.А. было рассмотрено, ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией города Нижний Тагил на обращение был дан ответ о том, что на земельном участке с кадастровым номером № размещение крематория невозможно, в связи с чем отказано во внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
В ответе указано, что размещение крематория на земельном участке невозможно, поскольку согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов» крематории с однокамерной печью относятся к объектам 2 класса опасности, имеют санитарно-защитную зону 500 метров. Документами территориального планирования и градостроительного зонирования на испрашиваемой территории предусмотрено развитие производственной деятельности, были сформированы и предоставлены с торгов земельные участки с видом разрешенного использования – пищевая промышленность (кадастровые номера участков №). Земельные участки, на которых планируется развитие пищевой промышленности расположены на расстоянии 25 и 64 места от земельного участка, на котором планируется размещение крематория. В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного влияния на продукцию, среду обитания и здоровье человека. На расстоянии 212 и 255 метров от земельного участка, на котором планируется размещение крематория расположены территории садоводческих товариществ «<...>», в 457 метрах находится многоквартирный жилой дом по <адрес>.
Административный истец полагает данное решение незаконным, необоснованным, указывая, что его обращение было рассмотрено не в полном объеме, не был дан ответ на обращение в части внесения изменений в градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки путем добавления условно разрешенного вида использования в территориальную зону П-2 допускающего строительство крематория, также указывает, что ответчиком не был рассмотрен приложенный к заявлению расчет санитарно-защитной зоны.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца о том, что его обращения было рассмотрено не в полном объеме, поскольку не дан ответ на предложение рассмотреть вариант корректировки Правил землепользования и застройки в части дополнения условно-разрешенных видов градостроительной зоны П-2, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ. на обращение Соловьева И.А. следует, что Администрация города Нижний Тагил по результатам рассмотрения предложений Соловьева И.А. о внесении изменений в Генеральный план городского округа Нижний Тагил и Правила застройки и землепользования города Нижний Тагил отказало во внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
Документом территориального планирования является Генеральный план городского округа Нижний Тагил, Правила застройки и землепользования города Нижний Тагил являются документом градостроительного зонирования.
Указанным ответом Администрация города Нижний Тагил отказало во внесении изменений как в документы территориального планирования, так и в документы градостроительного зонирования. Данный ответ свидетельствует об отказе во внесении изменений, предложенных Соловьевым И.А. в своем обращении от ДД.ММ.ГГГГ., как в части изменений градостроительной зоны П-2 на С-2 в отношении земельного участка по <адрес>, так и в части изменений, путем добавления в условно-разрешительного вида использования с кодом 12.1 «Ритуальная деятельность» в градостроительную зону П-2.
Ритуальная деятельность является основным видом разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне С-2 (<...>), градостроительный регламент которой также утвержден решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 № 61.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков запрашиваемый вид разрешенного использования с кодом классификатора 12.1 – ритуальная деятельность, включает в себя размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения, размещение соответствующих культовых сооружений, осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, организация похорон и предоставление связанных с ними услуг включает в себя захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков; предоставление услуг по похоронам или услуг кремации; аренду оборудованного места в ритуальном зале; сдачу в аренду или продажу мест для захоронения; обслуживание могил и мавзолеев; изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей, сооружение склепов и мемориальных комплексов; изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.; высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей.
Развитие ритуальной деятельности в территориальной зоне П-2, предусматривающей развитие тяжелой, автомобильной, легкой, фармацевтической и пищевой промышленности не предусмотрено и не планируется в связи с отсутствием возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.
Согласно Градостроительному кодексу РФ вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Несогласие административного истца с отказом во внесении изменений в Генеральный план городского округа Нижний Тагил и Правила застройки и землепользования города Нижний Тагил, не свидетельствует о нарушении его прав на рассмотрение обращения и получения мотивированных ответов на поставленные в обращении вопросы.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, обращение Соловьева И.А. была рассмотрено Администрацией города Нижний Тагил в установленные сроки, на обращение дан мотивированный ответ на все поставленные вопросы. На основании изложенного, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.