РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2020 года
Одинцовский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Лосевой Н.В.
при секретаре Дубицкой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-6687\2020 по заявлению Заместителя военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о признании информации, размещенной на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд иском к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о признании информации, размещенной на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указал, что 60 военной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по URL-адресам: ..... и ....., размещена информация о способах и методах уклонения от прохождения военной службы по призыву.
Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные приборы учета может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют.
Размещение в свободном доступе информации о способах уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы способствует совершению преступлений, тем самым нарушает публичные интересы Российской Федерации.
Представитель истца пом.прокурора ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил,
Изучив и проанализировав материалы дела, суд пришел к следующему.
Интернет представляет собой особую информационную среду, поведение в которой не регламентируется специальными правилами, действующими в различных сферах правоотношений, что в ответ допускает функцию контроля за распространением информации в "Интернете" с целью защиты конституционных начал.
Глава 2 Конституции Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина, подтверждая их признание согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (части 1 статьи 17).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17).
Одновременно с этим осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
К числу таких конституционных гарантий прав и обязанностей, обеспечиваемых правосудием, относится закрепленное в статье 57 Конституции РФ узаконение, в соответствии с которым каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, из чего следует вывод, что государство в интересах всего общества должно обеспечивать создание надлежащих условий исполнения налоговой обязанности.
В силу части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Одной из сфер судебного контроля согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) является признание информации распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Под информацией в смысле данного Закона понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 части 2 Закона о защите информации).
Следовательно, сообщения и данные в любой форме, включая форму рекламы, искажающие принцип, в соответствии с которым каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, применительно к части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть запрещены к распространению на основании судебного решения, как необходимое действие в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Положениями ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения бороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информация системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьёй 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон о воинской обязанности) либо имеют право на замену её альтернативной гражданской службой.
Закон о воинской обязанности в пункте 1 статьи 1 под воинской обязанностью граждан Российской Федерации, помимо прочего, предусматривает призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о воинской обязанности прохождение военной службы гражданами России осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
При этом статья 23 Закона о воинской обязанности и военной службе содержит исчерпывающий перечень оснований для освобождения от призыва на военную службу, от исполнения воинской обязанности, а также определяет категорию граждан, не подлежащих призыву на военную службу и основания для предоставления отсрочки для призыва.
Процесс призыва на военную службу, предоставления отсрочки и полного освобождения от него регламентируется разделом IV Закона о воинской обязанности, а также изданным в его развитие нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственными актами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы по призыву.
Оснований для освобождения от призыва на военную службу в связи со снятием с регистрационного учёта по месту жительства, получением личного дела призывника для фиктивной передачи в другой военный комиссариат, постановкой на специализированный учёт к врачу-психиатру без наличия соответствующего диагноза, дачей взятки должностному лицу, симуляцией либо аггравацией симптомов болезни Закон о воинской обязанности не предусматривает.
Более того пунктом I статьи 7 Закона о воинской обязанности определено, что за совершение подобных действий лица их совершившие привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из уголовно-наказуемых деяний в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации) является уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
При этом согласно разъяснением Верховного Суда Российской Федерации, транслированным в пункте 4 постановления Пленума от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» как уклонение от призыва на военную службу следует квалифицировать получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, подлога документов или иного обмана.
Таким образом, размещение в свободном доступе информации о способах уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы способствует совершению преступлений, тем самым нарушает публичные интересы Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной 60 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по URL-адресам: ....., размещена информация о способах и методах уклонения от прохождения военной службы по призыву.
Изучением информации, размещённой по указанным URL-адресам, установлено, что описание способов и методах уклонения от военной службы содержит конкретное описание тех или иных действий, необходимых для освобождения от призыва на военную службу: снятие с регистрационного учёта по месту жительства, получение личного дела призывника для фиктивной передачи в другой военный комиссариат, постановка на специализированный учёт к врачу-психиатру без наличия соответствующего диагноза, дача взятки должностному лицу, симуляция либо аггравация симптомов болезни.
Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные приборы учета может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют.
Вход на вышеуказанные сайты осуществлён через поисковую систему Google Search посредством запроса: «Как откосить от армии».
Аналогичные результаты получены и при использовании поисковой системы Яндекс. Поиск.
В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Интернет-сайты по URL-адресам: ..... отсутствуют.
В целях ограничения доступа к страницам сайта в сети «Интернет», содержащим запрещённую информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Суд приходит к выводу, что действующим законодательством установлена необходимость признания информации о способах уклонения от прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы неопределенным кругом лиц, размещенную на сайтах в сети Интернет: ..... информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ URL-░░░░░░░: ..... ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ..... ░
..... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: