УИД 66RS0023-01-2022-000276-87
Дело № 2а-283/2022
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2022
Решение
Именем Российской Федерации
г. Новая Ляля Свердловской области 17 июня 2022 года
Верхотурский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Талашмановой И.С.
при секретаре судебного заседания Вахрушевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова О.Ю. к Федеральному казенному учреждению Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания,
представителя административного ответчика ГУФСИН России по Свердловской области и заинтересованных лиц ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России Басалаевой Е.Б., представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Ромачуской Л.В.,
установил:
Кузнецов О.Ю. обратился в Верхотурский районный суд с иском к ФКУ МСЧ №66 ФСИН России, ГУФСИН Росси по Свердловской области о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания, в котором просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1 100 000 руб., причиненного ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области. В обоснование требований указал, что в период с 20.11.2021 по 24.12.2021 был этапирован в ФКУ ИК-55 ЦБ-5 для прохождения лечения по заболеванию «кандидозное поражение кожи», где у него наблюдалось улучшение, хотя в палатах был сильный мороз, максимальная температура была 14 градусов, за окном – 28-30 градусов, спать приходилось в одежде. Также присутствовали перебои со светом. Само здание было в аварийном состоянии, ремонт отсутствовал. Перед новогодними праздниками стали «развозить» больницу, включая всех лежащих больных, без выяснения, вылечился человек или нет. Прибыв в ФКУ ИК-54, он сразу почувствовал ухудшение состояния здоровья, плюс отморозил ноги и плохо ходил около месяца, каждый шаг сопровождался сильными болями, так как его не долечили. В связи с этим Кузнецов О.Ю. написал заявление на прием 27.12.2021. Его осмотрела фельдшер Л. и приняла заявление об этапировании в ФКУ ИК-2 ОБ-2 для прохождения лечения. 12.01.2022 его вызвала на прием начальник ФКУЗ МСЧ-22 Судничникова С.И., был проведен осмотр, по результатам которого улучшений не наблюдалось. Судничникова С.И. сказала истцу, что он будет этапирован первым этапом в ФКУ ИК-2 ОБ-2. В итоге, этап уехал 02.02.2022, куда истец не был включен. В этот период состояние здоровья истца ухудшилось, на лице образовались язвы, которые кровоточили, из-за чего он не мог даже умыться и побриться, происходили конфликты с администрацией, так как после сна вся наволочка была в крови. Начальник Судничникова С.И. проигнорировала данные обстоятельства, ее бездействие нарушило права административного истца. Просил взыскать с ФКУЗ МСЧ-66 компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб. за бездействие начальника Филиала ФКУЗ МСЧ-66 Судничниковой С.И., взыскать с ФКУЗ МСЧ-66 ЦБ-5 г.Ивдель 5 компенсацию в размере 100 000 руб. за нарушение условий содержания.
На основании определения суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУФСИН России по Свердловской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по СО, начальник ФКУЗ МСЧ-22 Судничникова С.И., ФКУ ИК-55 ЦБ-5 г.Ивдель, ФСИН России, Министерство финансов России.
Административный истец Кузнецов О.Ю. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, согласно справке ФКУЗ МСЧ-66 филиал ОТБ-6 от 27.05.2022 осужденный Кузнецов О.Ю. проходил лечение с 13.05.2022, продолжительность лечения не менее 6-8 месяцев, состояние здоровья тяжелое, принимать участие в судебном заседании посредством ВКС не может.
Представитель административного ответчика ГУФСИН России по Свердловской области и заинтересованных лиц ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России Басалаева Е.Б. полагала иск не подлежащим удовлетворению, так как истец уклонялся от терапии, которая ему была прописана и необходима. Доводы истца о сильном холоде в палате, в результате чего он отморозил ноги, не подтверждаются соответствующими доказательствами.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Ромачуская Л.В. в судебном заседании требования не признала, суду пояснила, что Кузнецов О.Ю. действительно проходил курс лечения в ЦБ-5 г.Ивдель с 21.11.2021 по 24.12.2021, прошел обследование и лечение, о чем имеются записи в его медицинской карте. Установлен диагноз – (диагноз обезличен) в связи с отказом от прохождения лечения. (диагноз обезличен) с наблюдением по 3 группе учета. Кузнецов О.Ю. отказывался принимать терапию, с ним неоднократно разговаривал, объясняли, что поражение кожи это побочная реакция из-за того, что он отказывается принимать терапию, иммунитет ослаблен. На момент когда он писал заявление о направлении его в ОБ-2, эта больница была закрыта, туда направляли только ковидных больных. Ему разъясняли, что как только сниму карантин, можно будет направить в плановом порядке, но карантин до сих пор не сняли. О том, что у него были отморожены ноги, об этом записей в карте нет, с подобными жалобами он не обращался.
Административный ответчик начальник ФКУЗ МСЧ-22 Судничникова С.И. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена, согласно справке от 23.05.2022 она с 06.04.2022 по настоящее время находится на листке освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности. Со слов представителя ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Ромачуской Л.В., Судничникова С.И. находится на длительной реабилитации после перенесенного инсульта.
Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-55 ЦБ-5 г.Ивдель в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, направил в суд возражения на административное исковое заявление, где указал, что Кузнецов О.Ю. прибыл 21.11.2021 в филиал «ЦБ-5» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России при ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по СО из ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по СО для прохождения курса лечения. Убыл обратно в ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по СО 24.12.2021. Кузнецов О.Ю. поступил в плановом порядке для проведения курса клинико-лабораторного обследования перед переосвидетельствованием МСЭ. При поступлении состояние удовлетворительное. За время нахождения в стационаре неоднократно отказывался от приема назначенных лекарственных препаратов, о чем составлены докладные записки, что подтверждается информацией, предоставленной филиалом ЦБ-5 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России. Просил в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов России в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, мнение по заявленным требованиям не выразил.
На основании положений ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, ч.ч. 1, 2 ст. 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст.ст. 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.ст. 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в г.Женева 30.08.1955), которые касаются общего управления заведениями и применимы ко всем категориям заключенных, независимо от того, находятся ли последние в заключении по уголовному или гражданскому делу и находятся ли они только под следствием или же осуждены, включая заключенных, являющихся предметом «мер безопасности» или исправительных мер, назначенных судьей, предусматривают следующее.
Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п. 10 ч. 1 Правил).
В помещениях, где живут и работают заключенные: a) окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; b) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения (п. 11 ч. 1 Правил).
Под охраной здоровья граждан Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понимает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (ст. 2).
На основании ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Организация и предоставление лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи осужденным к лишению свободы регулируются нормами ст.ст. 12, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ № 205 от 03.11.2005.
Порядок оказания медицинской помощи осужденным в условиях исправительных учреждений регламентируется Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».
Согласно п. 3 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», утвержденного совместными Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 640 и Министерства Юстиции Российской Федерации № 190 от 17.10.2005 организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Кузнецов О.Ю. прибыл в филиал «ЦБ-5» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России при ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по СО 21.11.2021 из ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по СО для прохождения курса лечения.
Убыл обратно в ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по СО 24.12.2021.
Согласно справке филиала ЦБ-5 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России от 11.04.2022, осужденный Кузнецов О.Ю. проходил курс лечения в инфекционном отделении филиала «Центральная больница № 5» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России (г.Ивдель). Дата поступления 21.11.2021, дата выписки 24.12.2021. Диагноз: (диагноз обезличен). Поступил в плановом порядке для проведения лечения, проведения курса клинико-лабораторного обследования перед переосвидетельствованием МСЭ. При поступлении состояние удовлетворительное. Из анамнеза: (диагноз обезличен) выявлена в МЛС в 2015 году. АРВТ не проводится (отказ от лечения). Инвалид II группы с 10.04.2019. С 01.05.2020 установлена III группа инвалидности с последующим переосвидетельствованием в X-2021 года. За время нахождения в стационаре неоднократно отказывался от приема назначенных лекарственных препаратов, о чем составлены докладные записки на имя начальника больницы от дежурных палатных медицинских сестер. На фоне лечения положительная динамика. Критерии качества достигнуты. По окончанию курса лечения выписан по основному месту содержания. Рекомендации даны: диспансерное наблюдение, выработка приверженности к АРВТ.
Согласно докладной от 16.12.2021 дежурной медсестры Лывиновой М.П., осужденный Кузнецов О.Ю. 15.12.2021 отказался от мазевых процедур, 16.12.2021 от приема таблеток.
Из докладной дежурной медсестры Шрайнер И.Р. от 16.12.2021 следует, что осужденный Кузнецов О.Ю. 15.12.2021 на вечерний прием таблеток отказался прийти, решив, что ему можно подойти тогда, когда ему удобно, на замечания медсестры не реагировал.
Из акта от 19.04.2022 МЧ-22 ФКУЗ МСЧ-66 следует, что осужденный Кузнецов О.Ю. отказался от принятия ПТТ.
Также, согласно актам ОБ-2 ФКУЗ МСЧ-66 от 30.03.2021, от 04.05.2021 Кузнецов О.Ю. отказался от обследования для переосвидетельствования на МСЭ, после осмотра инфекционистом отказался от приема АРВТ.
По данным заявки от 12.01.2022 «О согласовании этапа», МЧ-22 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России просило Б-2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России выдать наряд на Кузнецова О.Ю. для направления в стационар для обследования и лечения, с пометкой «запрос по настоятельной просьбе осужденного».
Письмом от 17.02.2022 филиал ОБ-2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России сообщил, что отделение больницы перепрофилировано под прием больных с новой коронавирусной инфекцией. В больнице в настоящее время отсутствует возможность принять плановых больных ввиду отсутствия мест и перелимита в общесоматическом корпусе. В выдаче наряда отказано. При наличии неотложных показаний для госпитализации в соответствии с п. 18 Приказа МЮ от 28.12.2017 № 258 вправе направить на лечение в больницу без получения наряда.
В материалы дела представлена копия медицинской карты административного истца, где указаны аналогичные, указанным выше, сведения относительно его состояния здоровья и данные обследований. Обращений по поводу отморожения ног и каких-либо иных жалоб на боли в ногах не зафиксировано.
Доказательств ненадлежащих условий содержания административного истца, а именно, несоблюдение температурного режима в камере, палате, где содержался Кузнецов О.Ю. сторонами не представлено, в материалах дела отсутствуют. В связи с чем, указанный довод Кузнецова О.Ю. не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Учитывая все имеющие в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что ухудшение состояния здоровья административного истца напрямую связано с его отказом от принятия необходимых препаратов, о чем медицинскими работниками составлены соответствующие акты. Каких-либо иных действий (бездействий) административных ответчиков нарушающих права и законные интересы административного истца судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Кузнецова О.Ю. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №66 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░