РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2022 года г. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Комкова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ченикало М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Краснодарскому краю к Сай В.С. о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к Сай В.С. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени. Требования мотивированы тем, что в период с 04.06.2013 по настоящее время административный ответчик Сай В.С. состоит на учете в налоговом органе в качестве адвоката. В обоснование требований указано, что Сай В.С. в МИФНС № 14 по Краснодарскому краю предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014, 2015, 2016 года, в которой отражен полученный им доход в сумме 302 360 рублей. Не удержанная сумма налога составила 25 922 рубля. С учетом частичного погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц составляет 221 рубль за 2016 год, сумма пени 3 152 рубля. Задолженность по страховым взносам на обязательной медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: за 2013, 2014, 2015, 2016 годы составляет сумму в размере 16 825 рублей 35 копеек, сумма пени составляет 6 122 рубля 21 копейка. Административному ответчику направлялись требования на уплату налога пени, штрафа от 14.12.2016 № <....>, от 10.02.2017 № <....> от 19.06.2017 № <....>, от 25.08.2017 № <....> от 23.09.2017 № <....>. Однако, требования об уплате налога в добровольном порядке не исполнены. 08.10.2019 на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 153 Кореновского района Краснодарского края с Сай В.С. в пользу МИФНС № 14 по Краснодарскому краю взыскана задолженность по налоговым платежам в размере 113 626 рублей 03 копейки, а также государственная пошлина в размере 1736 рублей 26 копеек. Определением мирового судьи от 25.05.2020 № 2а-2624/2019 судебный приказ отменен, что послужило основанием для обращения в суд в порядке административного судопроизводства.
Просит взыскать с Сай В.С. в пользу МИФНС № 14 по Краснодарскому краю недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ – налог в размере 221 рубль за 2016 год; пени в размере 3 152 рубля 63 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: налог в размере 16 825 рублей 35 копеек, за 2013, 2014, 2015, 2016 годы; пеня в размере 6 122 рубля 21 копейка, а всего на общую сумму 26 321 рубль 19 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Краснодарскому краю не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Сай В.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения, согласно которым в удовлетворении административного искового заявления просил отказать, поскольку административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением. Так, административным истцом были направлены требования об уплате налогов: № <....> от 10.02.2017 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 670 рублей 24 копейки (со сроком исполнения до 06.03.2017), № <....> от 19.06.2017 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам в размере 13 912 рубля 06 копеек (со сроком исполнения до 07.07.2017), № <....> от 25.08.2017 об уплате налога на доходы физических лиц в размере 221 рубль и пени в размере 911 рублей 70 копеек (со сроком исполнения до 14.09,2017). Указанные требования оставлены без исполнения, в связи с чем 03.10.2019 (вх. № <....>) Межрайонная ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю обратилась в судебный участок № 153 Кореновского района Краснодарского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сай В.С. задолженности по налогам в размере 113626 рублей 03 копейки. В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Учитывая, что требованием № <....> от 10.02.2017 определён срок уплаты обязательных платежей и санкций до 06.03.2017, срок для обращения с заявлением в суд начал течь с 07.03.2017, и истёк 07.09.2017; требованием № <....> от 19.06.2017 определён срок уплаты обязательных платежей и санкций до 07.07.2017, срок обращения с заявлением в суд начал течь 08.07.2017, и истёк 08.01.2018; требованием № <....> от 25.08.2017 срок уплаты обязательных платежей определён до 14.09.2017, срок для обращения в суд с соответствующим заявлением начал течь 15.09.2017, и истёк 15.03.2018. Административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 03.10.2019, то есть с существенным пропуском установленного законом срока более чем на 1 год и 6 месяцев. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства, не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Поскольку судебный приказ отменён 25.05.2020, срок подачи административного иска истёк 26.11.2020 года. Фактически административное исковое заявление предъявлено налоговым органом только 25.07.2022, то есть с пропуском установленного срока более чем на 1 год и 7 месяцев.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу статьи 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год
В соответствии со статьей 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по мечту жительства налогоплательщика в срок не поздне 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 201 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с указанным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 РФ).
Из положений пункта 1 статьи 226 НК РФ следует, что Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами
В соответствии с пунктом 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
На основании пункта 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Из положений пункта 6 статьи 228 НК РФ следует, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 214.2 настоящего Кодекса, налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Судом установлено, что Сай В.С. с 04.06.2013 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика - <....>.
Административным ответчиком Сай В.С. в МИФНС № 14 по Краснодарскому краю предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014, 2015, 2016 годы, в которой отражен полученный им доход в сумме 302 360 рублей. Не удержанная источником выплаты сумма налога составила 25 922 рубля. С учетом частичного погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, сумма составила 221 рубль за 2016 год. В установленные НК РФ сроки административным ответчиком Сай В.С. налог уплачен не был, в связи с чем на сумму недоимки, в соответствии со статьей 75 НК РФ, налоговым органом начислены пени в размере 3 152 рубля 63 копейки.
Из материалов дела следует, что у административного имеется налоговая задолженность по страховым взносам на обязательной медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: за 2013, 2014, 2015, 2016 годы в размере 16 825 рублей 35 копеек. В установленные НК РФ сроки Сай В.С. налог уплачен не был на сумму недоимки налоговым органом начислены пени в размере 6 122 рубля 21 копейка.
В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления на уплату налога пени, штрафа от 14.12.016 № <....> от 10.02.2017 № <....> от 19.06.2017 № <....> от 25.08.2017 № <....> от 23.09.2017 № <....> Требования об уплате налога в добровольном порядке не исполнены.
08.10.2019 мировым судьей судебного участка № 153 Кореновского района Краснодарского края вынесен судебный приказ № 2а-2624/2019 о взыскании с Сай В.С. в пользу МИФНС № 14 по Краснодарскому краю взыскана задолженность по налоговым платежам в размере 113 626 рублей 03 копейки, а также государственная пошлина в размере 1736 рублей 26 копеек.
25.05.2020 определением мирового судьи судебного участка № 153 Кореновского района Краснодарского края вынесен судебный № 2а-2624/2019 отменен, в связи с поступившим от Сай В.С. заявлением об отмене судебного приказа, содержащим возражения относительно порядка его исполнения.
Из просительной части искового заявления следует, что административный истец просит взыскать с административного ответчика в недоимки по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ – налог в размере 221 рубль за 2016 год; пеня в размере 3 152 рубля 63 копейки; страховые взносы на обязательное на обязательной медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: налог в размере 16 825 рублей 35 копеек, за 2013, 2014, 205, 2016 годы; пеня в размере 6 122 рубля 21 копейка.
Статьей 48 НК РФ предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй - со дня отмены судебного приказа о взыскании налога и также составляет шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии со статьей 69 НК РФ налоговым органом налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 мая 2021 года № 1093-О, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
По запросу суда мировым судьей судебного участка № 153 Кореновского района представлено дело приказного производства № 2а-2624/2019, обозрев которое установлено следующее.
В связи с неисполнением Сай В.С. в установленные законом сроки обязанности по оплате страховых взносов налоговой инспекций в адрес налогоплательщика направлялись требования о взыскании обязательных платежей и санкций:
- от 14.12.016 № <....> (срок исполнения до 10.01.2017);
- от 10.02.2017 № <....> (срок исполнения до 06.03.2017);
- от 19.06.2017 № <....> (срок исполнения до 07.07.2017);
- от 25.08.2017 № <....> (срок исполнения до 14.09.2017);
- от 23.09.2017 № <....> (срок исполнения до 13.10.2017);
С заявлением о вынесении судебного приказа МИФНС № 14 по Краснодарскому краю обратились к мировому судье судебного участка № 153 Кореновского района 03.10.2019, 08.10.2019 вынесен судебный приказ о взыскании с Сай В.С. задолженности по налоговым платежам в размере 113 626 рублей 03 копейки.
В связи с поступившими от Сай В.С. возражениями относительно исполнения судебного приказа № 2а-2624/2019 от 08.10.2019 определением мирового судьи судебного участка № 153 Кореновского района от 25.05.2020 судебный приказ отменен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку срок исполнения налогового требования от 14.12.016 № <....> истек 10.01.2017; от 10.02.2017 № <....> истек 06.03.2017; от 19.06.2017 № <....> истек 07.07.2017; от 25.08.2017 № <....> истек 14.09.2017; от 23.09.2017 № <....> истек 13.10.2017, то с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган мог обратиться не позднее 10.07.2017, 06.09.2017, 07.01.2018, 14.03.2018, 13.04.2018.
Таким образом, обращение налогового органа с заявлением о взыскании с Сай В.С. задолженности по страховым взносам нарушает положения налогового законодательства о сроке обращения в суд с таким заявлением.
По смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа, при этом, сведения о том, когда налоговый орган узнал о наличии определения мирового судьи об отмене судебного приказа, сами по себе, не изменяют порядок начала исчисления названного срока.
В силу пункта 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Поскольку начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа, то, следовательно, исходя из приведенных норм закона, срок на обращение инспекции в суд с настоящим административным иском к административному ответчику был пропущен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Рассматриваемое административное исковое заявление подано в суд 25.07.2022, то есть с пропуском 6-ти месячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, а именно через 1 год и 2 месяца после вынесения определения от 25.05.2020 об отмене судебного приказа.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Из правовой позиции, высказанной в Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункта 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с чем, судом не может быть признано уважительной причиной пропуска срока для обращения с административным исковым заявлением в суд высокая загруженность в работе налогового органа.
У налогового органа имелось достаточно времени с 25.05.2020 для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. МИФНС № 14 является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента вынесения определения мирового судьи, материалы дела не содержат, налоговый орган должен был принять все возможные меры для своевременного обращения в суд и взыскания недоимки по налогам.
При таких обстоятельствах, поскольку МИФНС № 14 по Краснодарскому краю пропущен срок на подачу настоящего административного искового заявления, каких-либо уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с административным иском суду не представлено и в материалах дела не содержится.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 14 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░