Дело № 2а-836/2023
43RS0003-01-2023-000188-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2023 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Игумнова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ибрагимовой К.Д.
при участии в судебном заседании представителя административного истца Зленко И.В. по доверенности от 02.02.2023;
представителя УФНС России по Кировской области Борисовой Ю.А. по доверенности от {Дата};
представителя ИФНС России по г. Кирову Караулова Д.Б. по доверенности от {Дата}
рассмотрел в судебном заседании административное дело {Номер}а-836/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к УФНС России по Кировской области и ИФНС России по г. Кирову о признании незаконным отказа в перерасчете налога на имущество за 2020 год и обязании произвести перерасчет налога на имущество,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, к УФНС России по Кировской области и ИФНС России по г. Кирову о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Кирову от {Дата} {Номер} и решения УФНС России по Кировской области от {Дата} {Номер} об отказе в перерасчете налога на имущество за 2020 год из расчета кадастровой стоимости здания 61958705,37 рублей и обязании ИФНС России по г. Кирову и УФНС России по Кировской области произвести перерасчет налога на имущество в отношении объекта недвижимости – нежилое здание по адресу: {Адрес} {Адрес}, кадастровый {Номер}{Дата} год из расчета кадастровой стоимости здания в размере 61958705,37 рублей.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление Росреестра по Кировской области, министерство имущественных отношений Кировской области, КОГБУ «Бюро технической инвентаризации», филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области.
В обоснование административного иска истец указал, что является собственником здания, расположенного по адресу: г. {Адрес}, кадастровый {Номер}, в отношении которого произведен расчет налога на имущество за 2020 год исходя из кадастровой стоимости в размере 182584602 рубля. Истец обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости в размере 61958705,37 рублей, действовавшей до произведенной в 2020 году переоценки кадастровой стоимости объекта. Считает решение налогового органа в отказе в перерасчете налога незаконным; полагает, что акт об определении кадастровой стоимости объекта принят с нарушением действующего законодательства, вследствие чего не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства по делу.
УФНС России по Кировской области против удовлетворения административного искового заявления возражает. Указывает, что при применении расчетов по налогу на имущество физических лиц за 2020 год принята кадастровая стоимость объекта в размере 182584602,9 рублей, отраженная в ЕГРН, дата начала применения кадастровой стоимости {Дата}; полагает, что отсутствуют основания для перерасчета налога на имущество физического лица за 2020 год.
ИФНС России по г. Кирову в представленном отзыве возражает против удовлетворения административного искового заявления. Указывает, что при применении расчетов по налогу на имущество физических лиц за 2020 год инспекцией применена актуальная кадастровая стоимость принадлежащего истцу объекта недвижимого имущества, представленная органом Росреестра.
Управление Росреестра по Кировской области в представленном отзыве указывает, что в связи с проведенной в 2019 году государственной кадастровой оценкой объектов недвижимого имущества в 2020 году применялись результаты ГКО, утвержденные распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от {Дата} {Номер}, согласно которым стоимость объекта истца составляла 61958705,37 рублей, {Дата} истцом подано заявление о государственном учете изменений объекта в части наименования здания с «Цех кожкартона» на «Торговый центр», что явилось основанием для переоценки и изменения кадастровой стоимости объекта.
Министерство имущественных отношений Кировской области в представленном отзыве указывает, что оставляет рассмотрение дела на усмотрение суда.
КОГБУ «БТИ» в представленном отзыве указывает, что сведения об объекте истца поступали в учреждение для проведения кадастровой стоимости дважды: 1. в перечне объектов, подлежащей государственной кадастровой оценке в 2019 году; 2. в перечне объектов, по которым в период проведения ГКО с 1 января по {Дата} в сведения ЕГРН были внесены изменения качественных и количественных характеристик объектов недвижимости, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости. На основании внесенных изменений в сведения об объекте недвижимости, была определена кадастровая стоимость объекта, которая составила 182584602,9 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 на удовлетворении требований административного иска настаивал.
Представители административных ответчиков ФИО5 и ФИО6 против удовлетворения требований административного иска возражали.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности ФИО2 находится здание торгового центра, расположенное по адресу: г. Киров, {Адрес}, кадастровый {Номер}.
ИФНС России по г. Кирову произведен расчет налога на имущество в отношении указанного объекта исходя из его кадастровой стоимости в размере 182584602,9 рублей.
ФИО2 обратился в ИФНС России по г. Кирову с заявлением о перерасчете размера налога на имущество исходя из предыдущей кадастровой стоимости объекта в размере 61958705,37 рублей. Указал, что кадастровая стоимость объекта в размере 182584602,9 рублей была определена в 2020 году, и должна применяться с {Дата}.
Письмом ИФНС России по г. Кирову от {Дата} {Номер} ФИО2 отказано в перерасчете налога на имущество.
ФИО2 обратился в УФНС России по Кировской области с жалобой на отказ в перерасчете налога на имущество.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В силу статьи 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, с учетом особенностей, установленных статьей 385.3 настоящего Кодекса.
Согласно статье 375 НК РФ если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, первоначальная кадастровая стоимость объекта истца утверждена распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от {Дата} {Номер} в размере 61958705,37 рублей. На момент определения указанной кадастровой стоимости объект истца имел наименование «цех кожкартона».
{Дата} в ЕГРН внесены изменения в отношении объекта истца в части смены наименования на «Торговый центр» на основании поступившего от истца заявления.
Указанные обстоятельства явились основанием для переоценки кадастровой стоимости объекта истца.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от {Дата} № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости. Форма акта об определении кадастровой стоимости, требования к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требования к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Актом об определении кадастровой стоимости КОГБУ «БТИ» от {Дата} № А-ОКС{Номер} определена кадастровая стоимость объекта истца в размере 182584602,9 рублей.
Указанные сведения внесены в ЕГРН в установленном порядке {Дата} с указанием даты начала применения кадастровой стоимости с {Дата}.
На основании пункта 1 статьи 403 НК РФ если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 403 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что изменение кадастровой стоимости обусловлено изменением качественных характеристик принадлежащего истцу объекта, доводы истца о применении кадастровой стоимости с нового налогового периода противоречат действующему законодательству.
Также суд отклоняет доводы истца о допущенных нарушениях при проведении кадастровой оценки спорного объекта недвижимого имущества.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что сведения о кадастровой стоимости объекта истца в размере 182584602,9 рублей, а также указание на применение данной кадастровой стоимости с {Дата} внесены в ЕГРН в установленном порядке.
Согласно пояснениям представителя истца, мер по оспариванию указанной кадастровой стоимости истец не предпринимал.
Налоговый орган, при исчислении налога на имущество, обоснованно руководствовался сведениями ЕГРН, которые имеют для него обязательный характер. Налоговый орган обязан принимать размещенные в ЕГРН сведения как достоверные и не имеет полномочий по их переоценке.
При указанных обстоятельствах суд не находит в действиях налогового органа признаков нарушения законодательства при отказе истцу в перерасчете налога на имущество и приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Кирову от {Дата} {Номер} и решения УФНС России по Кировской области от {Дата} {Номер} об отказе в перерасчете налога на имущество за 2020 год из расчета кадастровой стоимости здания 61958705,37 рублей и обязании ИФНС России по г. Кирову и УФНС России по Кировской области произвести перерасчет налога на имущество в отношении объекта недвижимости – нежилое здание по адресу: г. Киров, {Адрес}, кадастровый {Номер}{Дата} год из расчета кадастровой стоимости здания в размере 61958705,37 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.03.2023