Мотивированное решение составлено 21 июня 2024 года
Дело № 2а-1499/2024
УИД 76RS0017-01-2024-001465-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Урожаевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
17 июня 2024 года
административное дело по административному иску ОАО «РЖД» в лице Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» к судебному приставу-исполнителю Ярославского РОСП УФССП по Ярославской области Шубиной Любови Александровне, УФССП по Ярославской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
ОАО «РЖД» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ярославского РОСП УФССП по Ярославской области Шубиной Любови Александровне, УФССП по Ярославской области, Административный истец просил уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству № 25364/24/76024-ИП на основании исполнительного листа серии ФС № 018422345 от 06.05.2022.
Представитель административного истца по доверенности Шемякин Д.С. в суде иск поддержал в объеме заявленных требований.
Административные ответчики в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ярославского РОСП УФССП по Ярославской области Шубина Л.А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие с принятием решения на усмотрение суда.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона № 229 установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11, 17).
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон, Закон об исполнительном производстве) предусматривает следующие положения:
- исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1);
- исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2);
- исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3);
- должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6);
- суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»:
- суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве) (п. 74);
- при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п. 75);
- по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п. 78).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Кировского районного суда г. Ярославля от 22.12.2021 по делу №2-4483/2021 на ОАО «РЖД» возложена обязанность по выполнению работ по содержанию и ремонту железнодорожных пассажирских платформ на станции Телищево в срок до 31.07.2022, а именно:
- привести береговые и островные платформы, расположенные на станции Телищево и остановочном пункте Депо Северной железной дороги в соответствие с нормами по высоте и расстоянию от оси железнодорожного пути;
- оборудовать освещение на боковой низкой платформе, островной низкой платформе остановочного пункта Депо и островной низкой платформе станции Телищево;
- оборудовать тактильно-контрастными указателями для лиц с ослабленным зрением боковые низкие платформы, островные низкие платформы остановочного пункта Депо и островной низкой платформы станции Телищево.
Решение суда вступило в законную силу 05.05.2022.
В целях исполнения судебного акта ОАО «РЖД» требования частично исполнены, а именно оборудовано освещение боковой низкой платформы и островной низкой платформы остановочного пункта Депо.
Определением от 10.02.2023 ОАО «РЖД» предоставлена отсрочка исполнения решения Кировского районного суда г. Ярославля от 22.12.2021 сроком до 01.05.2023.
В Ярославском РОСП УФССП России по Ярославской области в отношении ОАО «РЖД» 19.02.2024 возбуждено исполнительное производство № 25364/24/76024-ИП на основании исполнительного листа серии ФС № 018422345 от 06.05.2022.
В связи с получением 26.02.2024 постановления от 19.02.2024 № 25364/24/76024-ИП о возбуждении исполнительного производства ОАО «РЖД» обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения.
Определением Кировского районного суда г. Ярославля от 15.03.2024 по материалу № 13-695/2024 в отсрочке исполнения решения от 22.12.2021 по делу № 2-4483/2021 отказано.
24.04.2024 судебным приставом-исполнителем Ярославского РОСП УФССП России по Ярославской области в отношении ОАО «РЖД» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Ежегодно Северной дирекцией пассажирских обустройств - структурным подразделением Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» направляются запросы о выделении финансирования на исполнение оставшейся части требований судебного акта, в выделении которого отказывают по причине невозможности увеличения лимитов.
В связи с недостаточностью финансирования и нехватки денежных средств оборудование тактильно-контрастными указателями для лиц с ослабленным зрением боковых низких платформ, островных низких платформ остановочного пункта Депо и островной низкой платформы станции Телищево, а также приведение береговой и островной платформ в соответствие с нормами по высоте и расстоянию от оси железнодорожного пути не выполнено.
Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный и планомерный характер, утверждается Правительством Российской Федерации и принимается с учетом финансовых возможностей Компании.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1838 «Об утверждении устава открытого акционерного общества «Российские железные дороги» компания создана в соответствии с ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», 100 % акций компании принадлежат Правительству РФ.
Российская Федерация, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», участвует в утверждении основных программ деятельности Общества, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы, в распределении прибыли и убытков Общества. Финансирование объектов инвестиционной программы осуществляется только с соблюдением утвержденных лимитов финансирования.
Решение о выделении финансирования не может быть принято одномоментно. Бюджет ОАО «РЖД» формируется исходя из выстраивания краткосрочных, средне- и долгосрочных перспектив и только в рамках инвестиционных программ, согласованных и утвержденных Правительством Российской Федерации.
Включение объектов для выполнения ремонта в инвестиционные программы ОАО «РЖД» целиком и полностью зависит от принятия решения руководством Компании. Указанные обстоятельства препятствуют в настоящее время исполнению решения суда.
Жалоба на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Ярославского РОСП Шубиной Любови Александровны на предмет отмены постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера № 25364/24/76024-ИП не подавалась.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая степень вины должника в несвоевременном исполнении исполнительного документа, принимая во внимание отсутствие находящихся вне его контроля чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, препятствовавших исполнить исполнительный документ в установленный срок, кроме того должник частично исполнил требования исполнительного документа, суд считает, что взыскание исполнительского сбора в установленном размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе - имущественного положения должника и степени его вины в неисполнении в срок исполнительного документа.
Принимая во внимание вышеприведенное, в силу статьи 112 (части 6 и 7) Закона № 229-ФЗ, предусматривающей право суда по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть, с учетом всех обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора на одну четверть от подлежащей взысканию суммы, то есть до 37 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 24 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 25364/24/76024-░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ 37 500 ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░