Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2а-615/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Некрасовское Ярославской области «13» октября 2023 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Захариковой Е.Е.
с участием ФИО 1., при секретаре Воробьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО 1 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО 2 об обязании поставить в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости,
у с т а н о в и л:
ФИО 1 обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО 2 об обязании поставить в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости автомобильную дорогу <адрес>, указывая, что ФИО 1 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожной деятельности, и в ходе которой выявлен бесхозяйный объект недвижимости, участок автомобильной дороги <адрес>. По сведения Единого государственного реестра недвижимости, указанный объект недвижимости не числится. При таких обстоятельствах, непринятие возможных мер для реализации, возложенных на ФИО 2 полномочий по решению вопросов местного значения, является нарушением действующего законодательства и создает условия для нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Административный ответчик – ФИО 2, заинтересованные лица - ФИО 3, ФИО 4, Департамент ФИО 5, ФИО 6» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. ФИО 5, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Заинтересованным лицом – ФИО 3 представлен отзыв, в котором указано, что в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности <адрес> и составляющих казну <адрес>, утвержденном постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, имеется автодорога <адрес>» (пункт 366 приложения 2 к указанному постановлению). Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Населенные пункты <адрес> в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований <адрес>», статьей 4 Устава ФИО 2, входят в состав ФИО 2. Уполномоченным на обращение в орган регистрации прав с заявлением о принятии объекта на учет, является ФИО 2
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц.
В ходе судебного заседания ФИО 1 административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что ФИО 1 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожной деятельности, в ходе которой был выявлен участок автомобильной дороги <адрес>, который является безхозяйной вещью, права на данный участок дороги у какого-либо правообладателя не зарегистрировано в установленном порядке, данный участок дороги является особо охраняемой природной территорией. Данная дорога проходит до <адрес>, по енй передвигаются в основном жителя, которые там проживают, в зимний период времени дорога очищается от снега. Просил установить срок ФИО 2 в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда поставить на учет и зарегистрировать право собственности.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав позицию ФИО 1, оценив все в совокупности, суд считает административные исковые требования законными и обоснованными.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В судебном заседании установлено, что ФИО 1 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожной деятельности, и в ходе которой выявлен бесхозяйный объект недвижимости, участок автомобильной дороги <адрес>. Данные участки дорог ни за кем не закреплен не имеет собственника, находятся в плохом состоянии и требуют приведение в надлежащее состояние, является особо охраняемой природной территорией.
Автодорога <адрес> включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности <адрес> и составляющих казну <адрес>, утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года « 83-п (пункт 366 приложения 2).
Согласно сведениям <данные изъяты> и публичной кадастровой карты до <адрес> имеется дорога, собственник которой отсутствует.
Населенные пункты <адрес> в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований <адрес>», статьей 4 Устава ФИО2, входят в состав ФИО 2
Согласно сведения <данные изъяты> по <адрес> о том, что проект организации дорожного движения на автодорогу <адрес> в <данные изъяты> отсутствует.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).
Как указано выше, органы местного самоуправления, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними. Кроме того, помимо органа местного самоуправления законодательством не предусмотрены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозного хозяйственного объекта недвижимого имущества, расположенного на территории сельского поселения.
Из материалов дела следует, что по спорному участку дороги до <адрес>, о жителей неоднократно поступали жалобы о ненадлежащем содержании дороги, ремонт которой не может быть произведен в связи с отсутствием балансодержателя.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает обоснованными доводы прокурора, что в настоящее время спорный земельный участок дорог не имеет балансодержателя и собственника, непринятие мер по постановке его на учет создает угрозу для жизни и здоровья людей, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Заявленный ФИО 1 срок, суд полагает разумным и достаточным для выполнения всех необходимых процедур и выполнения работ.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ 2 ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░