УИД 38RS0032-01-2023-006142-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2024 года г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Васюниной Н.М., при секретаре судебного заседания Скуратовской В.Р.,
с участием представителя административного истца Мирошниченко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-393/2024 по административному исковому заявлению Михеевой А.Н. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании решения незаконным,
установил:
в обоснование административного искового заявления Ненашева А.Н. (сменила фамилию на Михеевой А.Н. в связи с регистрацией брака ДД.ММ.ГГГГ) указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ТУ Росимущества в Иркутской области с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. 20.10.2023 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области направило отказ в предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов по следующим основаниям: государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером: № по адресу: <адрес> осуществлена на основании решения Ольхонского районного суда Иркутской области от 12.10.2020. Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 12.10.2020 на Ненашеву А.Н. возложена обязанность освободить земельный участок с кадастровым номером: №, а также прилегающий к нему участок от расположенных на них строений, снести самовольные постройки, расположенные на земельном участке. Сведения об исполнении Ненашева А.Н. решения Ольхонского районного суда Иркутской области от 12.10.2020 в Территориальное управление не поступали.
На основании изложенного Михеева А.Н. просит суд признать незаконным отказ от 20.10.2023 № 38-сс/750-ЛК Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области повторно рассмотреть заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов.
Определением суда от 15.01.2024 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Ольхонского районного муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор.
В судебном заседании представитель административного истца Мирошниченко В.А. поддержал доводы административного искового заявления, полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, что в силу ст. 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В письменном отзыве Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области указало на то, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 12.10.2020 на Ненашеву А.Н. возложена обязанность освободить земельный участок с кадастровым номером: 38:13:060703:2006, а также прилегающий к нему участок от расположенных на них строений, снести самовольные постройки, расположенные на земельном участке. Сведения об исполнении Ненашевой А.Н. решения Ольхонского районного суда Иркутской области от 12.10.2020 в Территориальное управление не поступали, как и не поступали судебные акты об отмене вышеуказанного решения.
Заслушав мнение явившихся участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательство в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ненашева А.Н. обратилась в ТУ Росимущества в Иркутской области с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1254 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для дачного строительства.
Письмом от 20.10.2023 № 38-СС/750-ЛК ТУ Росимущества в Иркутской области в адрес заявителя направлен отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, в связи со следующим. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № осуществлена на основании решения Ольхонского районного суда Иркутской области от 12.10.2020. Вышеуказанным решением постановлено истребовать спорный земельный участок из чужого незаконного владения Ненашевой А.Н., на Ненашеву А.Н. возложена обязанность по сносу самовольных построек - объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка. Сведения об исполнении Ненашевой А.Н. решения суда от 12.10.2020, в части сноса самовольных построек, в Территориальное управление не поступали. Вместе с тем, 09.02.2023 в ЕГРН внесены записи о государственной регистрации права собственности Ненашевой А.Н. на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами №, №, расположенные в границах спорного земельного участка. Определением Ольхонского районного суда Иркутской области от 08.09.2023 в отношении Ненашевой А.Н. прекращено исполнительное производство. При этом решение суда исполнено частично. Судебные акты об отмене вышеуказанного решения в Территориальное управление не поступали.
Не согласившись с полученным ответом, Ненашева А.Н. обратилась в суд.
Рассматривая административное исковое заявление в части требований о признании незаконным отказ ТУ Росимущества в Иркутской области, выраженный в письме от 20.10.2023, суд приходит к следующему.
В силу ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, ; сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки (подпункт 4 статьи 39.16 Кодекса).
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации (статья 36 часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Такой случай предусмотрен статьей 39.20 ЗК РФ, согласно положениям которой если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 4 данной статьи, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Единый государственный реестр недвижимости являемся сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Закона № 218-ФЗ).
По смыслу положений ч.ч. 3, 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ).
Установлено, что на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Кроме того, на вышеуказанном земельном участке расположено 2 строения (жилые дома) Михеевой А.Н., которые поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеют следующие кадастровые номера №, №.
При этом судебного решения о сносе объектов недвижимости - индивидуальных жилых домов с кадастровыми номерами №, №, право собственности на которые зарегистрированы за Михеевой А.Н. не выносилось. Указанные записи в ЕГРН в судебном порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Таким образом, на момент обращения Михеевой А.Н. в ТУ Росимущества в Иркутской области с заявлением о предоставлении земельных участков её право собственности на расположенные на указанном земельном участке 2 индивидуальных жилых дома зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о расположении указанных зданий на испрашиваемых земельных участках, доказательств незаконности нахождения этих объектов недвижимости на данных участках не представлено, что в силу статьи 39.20 ЗК РФ обусловливает исключительное право истца на приобретение спорных земельных участков без проведения торгов.
Таким образом, ТУ Росимущества в Иркутской области, как уполномоченный орган, обязано в установленном порядке рассмотреть заявление Михеевой А.Н. о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выраженного в письме от 20.10.2023.
Учитывая, что суд пришел к выводу о незаконности отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выраженного в письме от 20.10.2023 № 38-СС/750-ЛК, суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Михеевой А.Н. от 06.10.2023 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №.
Определяя сроки восстановления нарушенного права, суд полагает возможным возложить обязанность повторного рассмотрения заявления Михеевой А.Н. в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, суд приходит к следующему.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение ТУ Росимущества в Иркутской области датировано ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано в суд в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок на обращение в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20.10.2023 № 38-░░/750-░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.05.2024.