№ 3а-39/2024
10OS0000-01-2024-000062-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2024 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.
при секретаре Сафоновой М.В.,
с участием административного истца Егорова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-39/2024 по административному исковому заявлению Егорова С.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Егоров С.С. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 06.06.2018 на администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее – Администрация) возложена обязанность предоставить вне очереди Егорову С.С. совместно с ФИО на условиях социального найма во внеочередном порядке жилое помещение. Летом 2018г. возбуждено исполнительное производство. Решение суда не исполнено до настоящего времени. Существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имеет место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца. Егоров С.С. указывает, что в течение длительного времени вынужден проживать в арендуемых жилых помещения. Считая, что длительное неисполнение решения суда привело к нарушению права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на нормы Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», Егоров С.С. просил присудить компенсацию в размере 400 000 руб.
Административный ответчик в отзыве на иск указал, что в целях исполнения требований исполнительного документа Егорову С.С. было предложено осмотреть жилое помещение, расположенное по адресу: (...). От осмотра предложенной квартиры Егоров С.С. отказался, что отражено в его объяснениях судебному приставу-исполнителю и акте совершения исполнительных действий от 27.12.2023. Жилые помещения площадью 19,3 кв.м на территории г.Беломорск отсутствует. Строительство нового жилья на территории Беломорского муниципального округа не осуществляется. Подобрать подходящее по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и исполнить решение суда для должника затруднительно. Администрация обращалась в Совет Беломорского муниципального округа о включении в расходную часть бюджета на 2024г. и плановый период 2025-2026гг. расходов, связанных с исполнением судебных актов неимущественного характера, на что решением Совета от 22.12.2023 отказано. Действия самого истца приводят к длительности неисполнения судебного акта. В иске просят отказать.
В судебном заседании Егоров С.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам. Дополнил, что до сих пор не обеспечен жилым помещением. От осмотра квартиры по адресу: (...) он отказался, поскольку дому более 60 лет, дом ветхий, Егоров С.С. об этом знает, поскольку бывал там. Несколько новых домов в г.Беломорск возведено, но ему в них жилые помещения не предлагались. Административный истец заинтересован в скорейшем исполнении решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, материалы исполнительного производства №(...), обозрев материалы гражданского дела № 2-254/2018, административных дел № 3а-231/2019, 3а-161/2020, 3а-117/2022, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.6.1 ГПК РФ исполнение судебного постановления осуществляется в разумные сроки.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2002 № 1-П, от 14.05.2003 № 8-П, от 14.07.2005 № 8-П, от 12.07.2007 № 10-П, от 26.02.2010 № 4-П, от 14.05.2012 № 11-П, от 10.03.2016 № 7-П).
Согласно ч.1 ст.250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что органом местного самоуправления нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что вступившим 10.07.2018 в законную силу решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 06.06.2018 на администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» возложена обязанность предоставить вне очереди Егорову С.С., (...) года рождения, совместно с ФИО (на семью из двух человек) на условиях социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение - благоустроенную квартиру в черте города Беломорска Республики Карелия, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям г.Беломорска Беломорского района Республики Карелия, равнозначную по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 19,3 кв.м..
Исполнительный лист выдан Егорову С.С. 10.07.2018, предъявлен к принудительному исполнению 01.08.2018. На его основании 03.08.2018 в ОСП по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия в отношении администрации МО «Беломорский муниципальный район» возбуждено исполнительное производство №(...). Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 05.12.2019 по административному делу № 3а-231/2019 с МО «Беломорское городское поселение» в лице администрации МО «Беломорский муниципальный район» за счет средств бюджета МО «Беломорское городское поселение» в пользу Егорова С.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере (...) руб. Судом давалась оценка продолжительности исполнения судебного акта с 03.08.2018 по 05.12.2019.
В связи с длительным неисполнением судебного решения от 06.06.2018 по гражданскому делу №2-254/2018 Егоров С.С. повторно обращался в суд с административным иском о присуждении компенсации за несвоевременное исполнение судебного решения. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 28.07.2020 по административному делу № 3а-161/2020 с МО «Беломорское городское поселение» в лице администрации МО «Беломорский муниципальный район» за счет средств бюджета МО «Беломорское городское поселение» в пользу Егорова С.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере (...) руб. Судом давалась оценка продолжительности исполнения судебного акта с 06.12.2019 по 28.07.2020.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 21.12.2022 по административному делу №3а-117/2022 с МО «Беломорское городское поселение» в лице администрации МО «Беломорский муниципальный район» за счет средств бюджета МО «Беломорское городское поселение» в пользу Егорова С.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере (...) руб. Судом давалась оценка продолжительности исполнения судебного акта с 29.07.2020 по 21.12.2022.
Решение суда 06.06.2018 о предоставлении жилья Егорову С.С. до настоящего времени не исполнено.
Ссылаясь на длительность исполнения решения Беломорского городского суда Республики Карелия от 06.06.2018, Егоров С.С. вновь обратился в суд с административным иском о присуждении компенсации.
Поскольку срок исполнения решения суда, прошедший после вынесения Верховным Судом Республики Карелия решения 21.12.2022 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта превысил шесть месяцев, решение суда не исполнено, при этом права взыскателя продолжают нарушаться, в силу положений ч.8 ст.3 Закона о компенсации и разъяснений, содержащихся в п.39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума), административный истец имеет право на предъявление настоящего иска.
При этом следует установить обстоятельства допущения нарушения разумного срока с 22.12.2022.
Из материалов исполнительного производства следует, что требованием судебного пристава-исполнителя от 28.11.2022 должнику был установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 30.12.2022
07.03.2023 судебным приставом-исполнителем в адрес руководителя должника вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 07.08.2023 должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 30.08.2023.
В ответ на данное требование должник в письме от 25.08.2023 сообщил об отсутствии свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, которые могут быть предоставлены гражданам на условиях социального найма, а также денежных средств на приобретения жилья в целях исполнения судебных решений, и существующую очередность предоставления жилья.
Судебным приставом-исполнителем 20.09.2023 в отношении руководителя должника вновь вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ.
27.12.2023 у Егорова С.С. отобраны объяснения, в которых он подтвердил отказ от осмотра предложенного жилого помещения по адресу: (...) в связи с ветхостью дома, поскольку дому более 60 лет, и непригодностью для проживания, что отражено в акте совершения исполнительных действий от 27.12.2023. Указанные доводы Егоров С.С. поддержал в судебном заседании.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.04.2024 исполнительное производство №(...) передано в СОСП по Республике Карелия ГМУ ФССП России, где 24.04.2024 принято к исполнению, в настоящий момент ему присвоен №(...).
До настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены.
Срок продолжительности исполнения судебного акта о предоставлении жилья со дня вынесения Верховным Судом Республики Карелия решения от 21.12.2022 и по день рассмотрения настоящего дела составил 01 год 04 мес. 04 дня.
Оценивая действия должника, направленные на исполнение судебного акта, суд полагает, что такие действия не могут быть признаны достаточно эффективными, поскольку они не привели к достижению желаемого результата и реальному восстановлению нарушенного права лица, за защитой которого он обращался в суд.
Отказ Егорова С.С. от осмотра предложенного ему в декабре 2023г. жилого помещения суд не может признать действием, направленным на затягивание срока исполнения требований исполнительного документа либо отказом от получения причитающегося в рамках исполнения решения суда, поскольку должником не представлено доказательств соответствия предложенного жилого помещения требованиям исполнительного документа. Представленные суду административным ответчиком фотографии не свидетельствуют о данных обстоятельствах, кроме того, не позволяют суду придти к выводу, что производилась фотосъемка именно предложенной Егорову С.С. квартиры. Исполнительное производство судебным приставом-исполнителем не прекращалось по основанию п.3 ч.1 ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
По настоящий момент исполнительное производство не окончено.
Как следует из ч.3 ст.1 Закона о компенсации и разъяснений, изложенных в п.1 Постановления Пленума, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (п.48 Постановления Пленума).
В этой связи судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что неисполнение решения суда обусловлено отсутствием свободного жилищного фонда и денежных средств в бюджете на исполнение судебных решений.
Судебным решением от 06.06.2018 на орган местного самоуправления была возложена обязанность предоставить жилое помещение Егорову С.С. и ФИО во внеочередном порядке, следовательно, включение взыскателя в реестр очередности исполнения судебных решений не может быть принято во внимание.
Суд учитывает, что согласно ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень является осуществление конституционного права гражданина Российской Федерации на жилище.
В течение длительного периода Егоров С.С. не обеспечен жильем, как следует из его пояснений, проживает в арендуемых жилых помещениях.
Срок исполнения вступившего в законную силу судебного решения от 06.06.2018 является значительным, не соответствующим требованию разумности, в связи с чем требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению.
В силу ч.2 ст.2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации, суд исходит из того, что продолжительность исполнения судебного решения от 06.06.2018 содержит признаки нарушения разумного срока, учитывает ценность нарушенного права - права на жилище
При таких обстоятельствах, руководствуясь также принципами разумности, справедливости, суд приходит к выводу о взыскании за период с 22.12.2022 по день вынесения судебного решения компенсации в размере 130000 руб.
При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п.5 ч.9 ст.3 Закона о компенсации).
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия от 28.04.2023 № 2838-ЗРК «О преобразовании всех поселений, входящих в состав муниципального образования «Беломорский муниципальный район», путем их объединения и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее – Закон РК № 2838-ЗРК) все входящие в состав муниципального образования «Беломорский муниципальный район» поселения, включая муниципальное образование «Беломорское городское поселение», преобразованы путем объединения
в Беломорский муниципальный округ с административным центром
в г. Беломорске. Вновь образованное в соответствии с частью 1 настоящей статьи муниципальное образование наделено статусом муниципального округа. Днем создания Беломорского муниципального округа определено считать день вступления в силу настоящего Закона (28.04.2023). Муниципальное образование «Беломорский муниципальный район» и входящие в его состав поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня создания Беломорского муниципального округа.
Органы местного самоуправления Беломорского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и преобразованных в соответствии с частью 1 настоящей статьи муниципальных образований.
Согласно статье 6 данного закона до 31.12.2023 установлен переходный период (часть 1); в переходный период до дня формирования органов местного самоуправления Беломорского муниципального округа полномочия по решению вопросов местного значения Беломорского муниципального округа на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Беломорского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях (часть 3).
В силу части 1 статьи 7 Закона в переходный период исполнение местных бюджетов муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и поселений, входящих в его состав, обеспечивается местными администрациями указанных муниципальных образований.
На настоящий момент переходный период завершен.
17.11.2023 Советом Беломорского муниципального округа принято решение №22 об учреждении администрации Беломорского муниципального округа, о чем 29.11.2023 в Едином государственном реестре юридических лиц сделана соответствующая запись. Срок начала исполнения исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения на территории Беломорского муниципального округа определен с 01.01.2024.
Согласно Положению об администрации Беломорского муниципального округа, утвержденному решением Совета Беломорского муниципального округа от 17.11.2023 № 22 (далее – Положение), администрация Беломорского муниципального округа – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Беломорского муниципального округа Республики Карелия, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Карелия; является правопреемником администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район».
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 45 Устава Беломорского муниципального округа, пунктом 4 части 3.2 статьи 3 Положения к полномочиям администрации Беломорского муниципального округа относится исполнение бюджета Беломорского муниципального округа.
Согласно статьям 8, 26 Положения о бюджетном процессе в Беломорском муниципальном округе, утвержденного решением Совета Беломорского муниципального округа от 31.10.2023 №11, администрация Беломорского муниципального округа осуществляет обеспечение исполнения бюджета.
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования «Беломорский муниципальный округ» в лице администрации Беломорского муниципального округа за счет средств бюджета Беломорского муниципального округа.
На основании статьи 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины.
Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению (часть 3 статьи 259 КАС РФ).
Руководствуясь статьями 175–180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 130000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: (...), ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.04.2024