УИД 50RS0004-01-2024-001395-12 2а-1084/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 25 апреля 2024 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Ошурко В.С.,
при секретаре судебного заседания Тепляковой О.Н.,
с участием представителя административного истца Гамалея И.А.,
представителя административного ответчика Кислицына А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельникова С.В. к администрации Волоколамского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Мельников С.В. обратился в суд с административным иском к администрации Волоколамского городского округа Московской области, просит признать незаконным решение администрации Волоколамского городского округа Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать административного ответчика оказать Мельникову С.В. государственную услугу «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» по его заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3503 кв.м, расположенного в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке.
В обоснование иска указано, что административный истец Мельников С.В. обратился в администрацию Волоколамского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3503 кв.м, расположенного в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>. Рассмотрев данное заявление, администрация Волоколамского городского округа приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
В обоснование принятого решения об отказе указано на то, что согласно сводной информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области №: земельный участок частично расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов, запрещающих размещение жилой застройки. При этом сделана оговорка, что данные сведения подлежат уточнению. Также в решении об отказе указано, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением требований ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (нерациональность).
По мнению административного истца, указанное решение об отказе принято с нарушением порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в принятии неправомерного отказа в предоставлении государственной услуги, поскольку приведенные в нем основания для отказа не предусмотрены федеральными законами, чем нарушаются права заявителя.
Основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены в п.8. сг.39.15 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с Решением Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области от 10.04.2020 N13-80 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Волоколамского городского округа Московской области» испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне «Ж-2» - зона застройки индивидуальными жилыми домами. Градостроительными регламентами для территориальной зоны «Ж-2» установлены предельные максимальные размеры земельных участков с основным видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», площадь которых не может превышать 50 000 кв.м. Исходя из приведенных норм, площадь испрашиваемого земельного участка не превышает установленных для него предельных максимальных размеров.
Из оспариваемого решения об отказе следует, что образуемый земельный участок не может быть использован в соответствии с заявленными целями, поскольку он расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. При этом, сведения об источнике информации о расположении испрашиваемого земельного участка в санитарно- защитной зоне в решении об отказе не приводятся. Согласно общедоступным данным ЕГРН, а также данным, размещенного в сети Интернет «Геопортала Подмосковье» сведения о санитарно-защитной зоне (Зоне с особыми условиями использования) в пределах кадастрового квартала № отсутствуют.
В соответствии с разделом 5 Генерального плана Волоколамского городского округа информация по санитарно-защитным зонам приводится в материалах генерального плана в справочных целях и не является утверждаемой. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон устанавливаются «Правилами установления санитарнозащитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3.03.2018 №222.
Данные об установлении санитарно-защитной зоны с соблюдением нормативных положений в оспариваемом решении отсутствует, не указан конкретный промышленный или иной объект либо производство, для которых в указанном случае установлена санитарно-защитная зона.
В оспариваемом решении не имеется ссылки на решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об установлении санитарно-защитной зоны, также не указано наименование объекта санитарной охраны и класс его опасности в соответствии с санитарной классификацией, что не позволяет прийти к выводу о нахождении испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне.
В судебное заседание административный истец не явился. Представитель административного истца по доверенности Гамалей И.А. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности Кислицын А.М. иск не признал.
Рассмотрев административное исковое заявление, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания законности оспариваемого решения возложено на административного ответчика.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельников С.В. обратился в администрацию Волоколамского городского округа Московской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3503 кв.м, расположенного в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Решением администрации Волоколамского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № Мельникову С.В. отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
В качестве оснований в решении об отказе указано, что земельный участок расположен полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которых не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка. В качестве разъяснения причин отказа указано, что согласно сводной информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области №: земельный участок частично расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов (сведения подлежат уточнению). Также в решении об отказе указано, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением требований ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (нерациональность).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу части 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен в пункте 5 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
Исходя из положений пунктов 5.1, 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. При этом санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.
В обоснование отказа административным ответчиком представлены сводная ведомость комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок частично расположены в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружении и иных объектов. Между тем, в данном заключении имеется оговорка, согласно которой сведения приведены в информационных целях, не являются предметом утверждения.
В качестве источника информации о расположении земельного участка в санитарно-защитной зоне в указанном заключении указан Генеральный план Волоколамского городского округа Московской области, утвержденный решением Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором также указано, что информация по санитарно-защитным зонам приводится в материалах генерального плана в справочных целях и не является утверждаемой.
Согласно пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны лишь отображаются на картах генерального плана соответствующего муниципального образования в составе материалов по его обоснованию и должны быть установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, как относящиеся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Границы зон с особыми условиями использования территорий отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки (части 2, 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление же санитарно-защитных зон отнесено положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (пункты 4.2, 4.3) к компетенции Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (для промышленных объектов и производств I и II классов опасности), Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры).
При этом Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
В соответствии с пунктом 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Едином государственном реестре недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
В силу части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 данной статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9 названной статьи).
Вопреки требованиям пунктов 3 и 4 части 9 и части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлено доказательств об установлении санитарно-защитной зоны с соблюдением названных нормативных положений, не указан конкретный промышленный или иной объект либо производство, для которых в указанном случае установлена санитарнозащитная зона.
В оспариваемом решении не имеется ссылки на решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об установлении санитарно-защитной зоны, также не указано наименование объекта санитарной охраны и класс его опасности в соответствии с санитарной классификацией, что не позволяет прийти к выводу о нахождении испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне.
Сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области, которым согласован отказ в предоставлении испрашиваемой административным истцом государственной услуги, и на которое административный ответчик ссылается в возражениях, не является безусловным основанием для вынесения администрацией решения об отказе в перераспределении земельных участков, поскольку в силу закона именно администрация является уполномоченным органом по предоставлению испрашиваемой государственной услуги и принятию предусмотренного законом решения по заявлению административного истца о перераспределении земельных участков.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям законодательства, подлежит признанию незаконным. В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца, суд считает необходимым возложить на администрацию Волоколамского городского округа Московской области обязанность повторно рассмотреть заявления Мельникова С.В.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 9 ░░░░░░ 227 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.05.2024 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: