Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1786/2022 ~ М-629/2022 от 09.02.2022

КОПИЯ Дело № 2а-1786/2022 УИД - 66RS0003-01-2022-000588-17 Мотивированное решение изготовлено 06.05.2022 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 20 апреля 2022 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре судебного заседания Демьяновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Екатеринбурга к Кокшарову Сергею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций, пени

установил:

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Кокшарову С.В. (далее – административный ответчик), в котором указано следующее. Кокшаров Сергей Владимирович, *** г.р. (ИНН ***), состоит на налоговом учете в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в качестве налогоплательщика. С 28.12.2004 по 09.11.2020 г.г. Кокшаров С.В. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 3 ст. 13 Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ) страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам. Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе и индивидуальные предприниматели. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет не уплачена, имеется задолженность по следующим налогам: 1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): за 2018, 2019 и 2020 год в сумме: налог в размере 78 894,92 руб., пени в размере 2 372,68 руб.; 2. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018, 2019 и 2020 год в сумме: налог в размере 12 637,62 руб., пени в размере 470,57 руб. Ответчиком сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет не уплачена. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени от 09.04.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 27.04.2018, от 23.08.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 12.09.2018, от 31.08.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 20.09.2018, от 13.09.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 03.10.2018, от 05.10.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 25.10.2018, от 12.10.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 01.11.2018, от 16.11.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 06.12.2018, от 18.01.2019 *** со сроком добровольного исполнения до 07.02.2019, от 23.07.2019 *** со сроком добровольного исполнения до 15.08.2019, от 13.01.2020 *** со сроком добровольного исполнения до 05.02.2020. В связи с частичной уплатой налога и частичной уплаты пени, текущая сумма недоимки составляет: налог – 91532,54 руб., пени – 2843,25 руб. (образована от суммы недоимки за 2018, 2019, 2020 год). В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей в полном объеме. По обращению административного истца о вынесении судебного приказа, о взыскании задолженности по обязательным платежам с Кокшарова С.В., мировым судьей судебного участка *** Кировского судебного района г. Екатеринбурга 15 февраля 2021 года вынесен судебный приказ ***. На основании поступивших от Кокшарова С.В. 26 мая 2021 года возражений относительно исполнения данного судебного приказа, определением мирового судьи от 28.05.2021. судебный приказ *** был отменен.

На основании изложенного, административный истец просит суд: восстановить срок на подачу административного искового заявления; взыскать с Кокшарова С.В. (ИНН ***), в доход бюджетов задолженности на общую сумму 102 797,68 руб. в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): за 2018, 2019, 2020 год в сумме: налог в размере 78 894, 92 руб., пени в размере 2 372,68 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018, 2019, 2020 год в сумме: налог в размере 12 637,62, руб. пени в размере 470,57 руб.

Стороны в суд не явились, извещены надлежащим образом.

От ответчика поступили письменные возражения, согласно которым просит отказать в виду пропуска срока и отсутствия уважительных причин для восстановления.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в связи с тем, что неявившиеся лица извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, суд признаёт их явку в судебное заседание необязательной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Учитывая вышеуказанное, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон и вынести решение.

Исследовав материалы настоящего дела, а также материалы дела *** по заявлению о выдаче судебного приказа, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщиков.

Налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 41 БК РФ, поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами. Обязанность по уплате налога физическим лицом не исполнена, поэтому налог подлежит взысканию в судебном порядке.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и ответчиком не оспорено, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.12.2004 и состоял на налоговом учете в ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга до 09.11.2020.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ) страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 1-3 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п.2).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п.3).

В связи с указанным, ответчик обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Как указывает истец и подтверждается материалами дела, у ответчика имеется задолженность по уплате следующих налогов:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): за 2018, 2019 и 2020 год в сумме: налог в размере 78 894,92 руб., пени в размере 2 372,68 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018, 2019 и 2020 год в сумме: налог в размере 12 637,62 руб., пени в размере 470,57 руб. В добровольном порядке суммы налога не уплачены.

В соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом на сумму недоимки начислены пени.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику при наличии у него недоимки направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени от 09.04.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 27.04.2018, от 23.08.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 12.09.2018, от 31.08.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 20.09.2018, от 13.09.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 03.10.2018, от 05.10.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 25.10.2018, от 12.10.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 01.11.2018, от 16.11.2018 *** со сроком добровольного исполнения до 06.12.2018, от 18.01.2019 *** со сроком добровольного исполнения до 07.02.2019, от 23.07.2019 *** со сроком добровольного исполнения до 15.08.2019, от 13.01.2020 *** со сроком добровольного исполнения до 05.02.2020. В связи с частичной уплатой налога и частичной уплаты пени, текущая сумма недоимки составляет: налог – 91532,54 руб., пени – 2843,25 руб. (образована от суммы недоимки за 2018, 2019, 2020 год). В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей в полном объеме.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, срок на обращение в суд по требованию об уплате налога и пени от 23.07.2019 *** со сроком добровольного исполнения до 15.08.2019 истек 15.02.2020, по требованию об уплате налога и пени от 13.01.2020 *** со сроком добровольного исполнения до 05.02.2020 истек 05.08.2020.

Как следует из материалов дела ***, к мировому судье, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с Кокшарова С.В. административный истец обратился 08.02.2021, что с нарушением сроков.

Мировым судьей судебного участка *** Кировского судебного района г. Екатеринбурга 15.02.2021 вынесен судебный приказ ***.

Согласно статье 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.

По смыслу положений главы 11.1 КАС РФ вопросы соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат проверке при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей.

Такое право предоставлено только Арбитражному суду, о чем прямо разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи арбитражным судом судебного приказа.

Вместе с тем вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит.

Таким образом, срок обращения к мировому судье налоговым органом был пропущен.

На основании возражений, поступивших 26.05.2021 от Кокшарова С.В., относительно исполнения данного судебного приказа, определением мирового судьи от 28.05.2021 судебный приказ *** был отменен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ, истекал 28.11.2021.

С настоящим иском истец обратился 09.02.2022, что с пропуском срока на обращение.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, разрешая которое, суд руководствуется следующим.

В силу ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, может быть восстановлен судом.

Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Административным истцом в иске каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока не названо и не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что срок пропущен по уважительной причине.

Судом при рассмотрении дела таких уважительных причин также не установлено.

Так, согласно материалам дела ***, копия определения от 28.05.2021 об отмене судебного приказа получена представителем налогового органа 01.06.2021, что следует из расписки на сопроводительном письме.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что реальная возможность обратиться в установленные законом сроки, у налогового органа имелась, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению с заявлением, административным истцом не приведено.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Поскольку срок обращения в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с ответчика задолженности административным истцом пропущен и уважительных причин для его восстановления не имеется, в связи с чем суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных сумм, в том числе, суммы пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1786/2022 ~ М-629/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга
Ответчики
Кокшаров Сергей Владимирович
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Шимкова Екатерина Алексеевна
Дело на сайте суда
kirovsky--svd.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация административного искового заявления
09.02.2022Передача материалов судье
14.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2022Дело оформлено
21.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее