№ ...а-911/2022
10RS0№ ...-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.10.2022 | ........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Григорьева К.Е.,
при секретаре Осиповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Кондопожского муниципального района к ведущему судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по ........ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия М. Ю. А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный иск предъявлен по тем основаниям, что решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ администрация Кондопожского муниципального района обязана произвести капитальный ремонт кровли, отопительной печи в ........ печного оголовка над этой печью в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, ........, пер. Нигозерский, ........А. ХХ.ХХ.ХХ исполнительный документ предъявлен к принудительному исполнению в ОСП по ........ УФССП России по Республики Карелия, ХХ.ХХ.ХХ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № ...-ИП. Поскольку в установленный для добровольного исполнения указанного судебного постановления срок требования исполнительного документа должником не было исполнены, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по ........ УФССП России по Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ с администрации Кондопожского муниципального района был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Указывая на отсутствие финансирования работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, ........, пер. Нигозерский, ........А, необходимость внесения соответствующих изменений в бюджет Кондопожского городского поселения, администрация Кондопожского муниципального района просит об уменьшении размера исполнительского сбора на 12 500 руб.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее - УФССП России по Республике Карелия), в качестве заинтересованных лиц – Кузнецова М.В., Петров Н.А.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик УФССП России по Республике Карелия заинтересованные лица не явились, своих представителей не направили, с учетом требований ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по ........ УФССП России по Республике Карелия М. Ю.А. против удовлетворения административного иска возражала, указав при этом, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа императивно установлен Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве). Отмечала, что административный истец не обращался ни с заявлением об отсрочке исполнения решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ, ни с заявлением о продлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, гражданского дела Кондопожского городского суда Республики Карелия № ...ХХ.ХХ.ХХ, материалы исполнительного производства № ...-ИП, суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ администрация Кондопожского муниципального района обязана произвести капитальный ремонт кровли, отопительной печи в ........ печного оголовка над этой печью в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, ........, пер. Нигозерский, ........А.
С заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения указанного судебного постановления администрация Кондопожского муниципального района в Кондопожский городской суд Республики Карелия не обращалась.
ХХ.ХХ.ХХ исполнительный документ предъявлен взыскателем к принудительному исполнению в ОСП по ........ УФССП России по Республики Карелия, ХХ.ХХ.ХХ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № ...-ИП, должнику в течение 5 дней со дня получения соответствующего постановления предложено добровольно исполнить решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения указанного судебного постановления срок работы по капитальному ремонту в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, ........, пер. Нигозерский, ........А, не были выполнены, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по ........ УФССП России по Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ с администрации Кондопожского муниципального района был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов установлены положениями Закона об исполнительном производстве.
Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (п.2 ст.4 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям в том числе относится взыскание исполнительского сбора (п.13 ч.1 ст.64 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с ч.11 ст.30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 Закона об исполнительном производстве.
Согласно ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
Приведенные выше нормы в их взаимосвязи с положениями ч.ч.6, 15, 16 ст.30 Закона об исполнительном производстве, устанавливающих в том числе порядок возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о том, что исполнительский сбор по своей юридической природе является мерой публично-правовой ответственности.
На основании ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве.
По смыслу разъяснений, приведенных в п.74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ № ... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч.ч.6, 7, 9 ст.112 Закона об исполнительном производстве, ч.3 ст.62 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ)).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч.9 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П).
Таким образом, наличие вины должника в несоблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, должно устанавливаться в каждом конкретном случае.
Согласно ч.2 ст.41 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с ГК РФ применительно к казенным учреждениям.
Исходя из п.2 ст.123.22 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
На основании ст.53 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ.
В силу ст.28 БК РФ бюджетный процесс в Российской Федерации, среди прочего, строится на принципах полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, а также адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со ст.32 БК РФ принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Как следует из ст.38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу ст.65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
На основании ст.69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
По смыслу приведенного правового регулирования исполнение муниципальным образованием возложенной на него решением суда имущественной обязанности не может осуществляться до решения вопроса о выделении на совершение таких действий бюджетных средств.
Планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований осуществляются главным распорядителем бюджетных средств (ст.158 БК РФ).
Согласно ст.23 Устава Кондопожского городского поселения, утвержденного решением Совета Кондопожского городского поселения Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ..., исполнительно-распорядительный орган Кондопожского городского поселения не образуется. Исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа поселения в соответствии со ст.34 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагается на администрацию Кондопожского муниципального района.
ХХ.ХХ.ХХ в адрес начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондопожского муниципального района направлена копия решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ вместе со служебной запиской, содержащей требования об определении объема работ по капитальному ремонту, их стоимости, формирования и направления потребности в бюджетных средствах из бюджета Кондопожского городского поселения на их выполнение.
Более того, после выделения соответствующих бюджетных средств определение подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту кровли, отопительной печи в ........ печного оголовка над этой печью в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, ........, пер. Нигозерский, ........А, будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», положениями которого императивно определены сроки совершения соответствующих действий, существенно превышающие установленный ведущим судебным приставом-исполнителем временной промежуток для добровольного исполнения решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ.
Следовательно, исходя из характера возложенной на администрацию Кондопожского муниципального района обязанности установленный для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований срок, в связи с нарушением которого взыскан исполнительский сбор, является заведомо недостаточным.
Изложенное свидетельствует о том, что у административного истца имелись объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный срок.
Согласно ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Анализируя приведенное правовое регулирование в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами, суд, основываясь на положениях ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве, полагает возможным уменьшить размер исполнительного сбора на ?, то есть до 37 500 руб., в связи с чем удовлетворяет административный иск в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ........ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ...-░░, ░░ 37 500 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░ |
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░ |
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░░.92 ░ ░░.177 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░