Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5691/2022 ~ М-4864/2022 от 17.10.2022

Решение в окончательном виде изготовлено 26 декабря 2022 года

Дело № ******

№ ******

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Обуховой В.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административных ответчиков ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес>, Управлению федеральной налоговой службы по <адрес> о признании решения незаконным,

Установил:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС № ****** по свердловской области принято решение № ****** о привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредоставление налоговой декларации в срок до ДД.ММ.ГГГГ и неуплату налога, в связи с чем ей начислен к уплате НДФЛ за 2020 год в сумме 63700 руб., пени в сумме 7519,77 руб., штрафы в сумме 597,19 руб. и 796,25 руб. Данное решение оспорено ФИО1 в УФНС по <адрес>, решением от ДД.ММ.ГГГГ жалоба оставлена без удовлетворения. Полагает, что решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку в нарушение положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации административному истцу не вручен акт налоговой проверки, а также она не извещена о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении с материалами камеральной проверки ФИО1 не представлены почтовые квитанции, уведомления о вручении почтового отправления, сведения о направлении акта от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и всех извещений о рассмотрении материалов камеральной проверки, а также невскрытые конверты с указанными документами. На основании изложенного, просит признать незаконным решение МИ ФНС № ****** по <адрес> № ****** от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 в ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и о доначислении НДФЛ за 2020 год и пени.

В судебное заседание представитель административного истца не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила об отложении судебного разбирательства по причине болезни, однако подтверждающих документов суду не представила.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО4 требования административного иска не признала, дополнительно суду пояснила, что ФИО1 извещалась о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, однако доказательства извещения ДД.ММ.ГГГГ представить не смогла.

Заслушав пояснения представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктов 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения (подпункт 2 пункт 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ).

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста (пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ).

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

По смыслу положений, установленных статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым Кодексом РФ, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщица, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 41 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в силу пункта 14 статьи 101 и пункта 12 статьи 101.4 НК РФ неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов.

При проверке соблюдения налоговым органом обязанности по извещению лица, в отношении которого была проведена налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля судам следует учитывать, что статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения названного лица исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно (пункт 41).

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 НК РФ, недействительным.

Поэтому исследование и оценка иных доводов налогоплательщика относительно незаконности такого решения в данном случае судом не осуществляется (пункт 73).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, МИ ФНС № ****** по <адрес> установлен факт получения дохода ФИО1 в 2020 году, поскольку ей продан объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>245 (1/2 доли.) о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сделана запись о прекращении права регистрации на указанный объект.

В нарушение п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом не представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Установив получение ФИО1 незадекларированного дохода, МИ ФНС № ****** по <адрес> в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена камеральная проверка, по итогам которой составлен акт № ****** от ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

Акт налоговой проверки и извещение направлены административному истцу по адресу ее регистрации и неполучено последней, что следует из реестра почтовых отправлений № ****** от ДД.ММ.ГГГГ и отчета об отслеживании с почтовым идентификатором № ******.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение № ****** об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ, ввиду неявки ФИО1, по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Названное решение направлено административному истцу по адресу ее регистрации и неполучено последней, что следует из реестра почтовых отправлений № ****** от ДД.ММ.ГГГГ и отчета об отслеживании с почтовым идентификатором № ******.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение № ****** об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ, ввиду неявки ФИО1, по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Названное решение направлено административному истцу по адресу ее регистрации и неполучено последней, что следует из реестра почтовых отправлений № ****** от ДД.ММ.ГГГГ и отчета об отслеживании с почтовым идентификатором № ******.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение № ****** об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ, ввиду неявки ФИО1, по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Названное решение направлено административному истцу по адресу ее регистрации и неполучено последней, что следует из реестра почтовых отправлений № ****** от ДД.ММ.ГГГГ и отчета об отслеживании с почтовым идентификатором № ******.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение № ****** об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ, ввиду неявки ФИО1, по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Названное решение направлено административному истцу по адресу ее регистрации и неполучено последней, что следует из реестра почтовых отправлений № ****** от ДД.ММ.ГГГГ и отчета об отслеживании с почтовым идентификатором № ******.

Все перечисленные ранее документы направлялись ФИО1 по адресу ее регистрации: <адрес>, по которому она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что следует из адресной справки ГУ МВД России по <адрес> № ******.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение № ****** об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ, ввиду неявки ФИО1, по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств направления названного выше решения налоговым органом не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение № ****** об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ, ввиду неявки ФИО1, по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств направления названного выше решения в адрес административного истца налоговым органом не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение № ****** об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ, ввиду неявки ФИО1, по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств направления названного выше решения в адрес административного истца налоговым органом не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС № ****** по <адрес> принято оспариваемое решение № ******. Решение принято в отсутствие ФИО1 и направлено ей почтовым отправлением, о чем свидетельствует реестр заказных писем № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, получено последней о чем указано в административном исковом заявлении.

Указанное выше решение оспорено ФИО1 В УФНС по <адрес>, решением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы отказано.

Разрешая настоящий спор суд исходит из того, что время ознакомления с материалами проверки и рассмотрения материалов проверки назначено налоговым органом на ДД.ММ.ГГГГ. Решение о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения № ****** вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее чем назначена дата рассмотрения материалов проверки, следовательно даже при надлежащем уведомлении рассмотрение материалов состоялось ранее назначенной даты. Каких-либо доказательств извещения ФИО1 о рассмотрении материалов проверки ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом не представлено.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что инспекция не предоставила административному истцу возможность принять участие в рассмотрении материалов проверки, оспариваемое решение вынесено налоговым органом в отсутствие ФИО1 не извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. На дату рассмотрения дела, оформления решения у налогового органа отсутствовали надлежащие доказательства, подтверждающие факт своевременного извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, т.е. налоговым органом допущено существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является безусловным основанием для отмены решения.

Оспаривая доводы административного иска, налоговый орган в своих возражениях ссылается на своевременность получения налогоплательщиком решения о продлении срока рассмотрения материалов проверки, извещений о времени и месте ознакомления с материалами проверки и о времени и месте рассмотрения материалов проверки, поскольку в силу положений ч. 4 ст. 31 Налогового кодекса РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В то же время по смыслу ст. 101 Кодекса законодатель связывает возможность рассмотрения материалов налоговой проверки исключительно с надлежащим извещением налогоплательщика о таком рассмотрении.

Данная позиция неоднократно высказывалась ФНС России, в том числе, в письме N АС-4-2/9355 "О мероприятиях налогового контроля" от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 Кодекса безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. к существенным относятся следующие условия:

1) обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2) обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.

По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

В то же время, если налогоплательщик надлежащим образом извещен, но не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие (абз. 3 п. 2 ст. 101 Кодекса).

Для исключения случаев уклонения налогоплательщика от участия в рассмотрении материалов налоговой проверки, одновременно с вручением акта проверки должно вручаться уведомление о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта и уведомления, указанный факт должен быть зафиксирован в акте воспрепятствования действиям должностного лица налогового органа. Кроме того, должен быть составлен протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.4.1 КоАП РФ о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано исключительно объективными причинами отсутствия налогоплательщика, и налоговые органы должны обеспечивать своевременное и надлежащее извещение налогоплательщиков (с подтверждением вручения) о рассмотрении материалов проверки.

Доказательствами надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки с подтверждением вручения адресату налоговый орган на день рассмотрения материалов налоговой проверки не располагал.

Таким образом, ФИО1 не будучи извещенной о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, была лишена возможности ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Доводы возражений административных ответчиков о том, что ФИО1 умышленно не получала направленную ей налоговым органом корреспонденцию, не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения МИ ФНС № ****** по <адрес> № ****** от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, просительная часть административного иска, равно как и его текст не содержит требований к административному ответчику – УФНС по <адрес>, каких-либо действий в рамках проведения камеральной проверки данным органом не осуществлялось, о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ административный истец не просила, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований к данному ответчику суд отказывает.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ****** ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ****** ░░ <░░░░░> № ****** ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5691/2022 ~ М-4864/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Середович Ксения Александровна
Ответчики
УФНС России по Свердловской области
Межрайонная ИФНС России №31 по Свердловской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Обухова Вера Владимировна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
17.10.2022Регистрация административного искового заявления
17.10.2022Передача материалов судье
20.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее