дело (УИД) №57RS0014-01-2024-001440-45
производство №2а-1-836/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2024 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Квасовой О.В.,
с участием помощника Мценского межрайонного прокурора
Орловской области Титовой А.И.,
представителя административного ответчика администрации
Мценского района Орловской области Кузнецовой Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Мценского района Орловской области, отделу дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области об обязании привести автомобильную дорогу в соответствие с требованиями законодательства,
установил:
Заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административными исковыми требованиями к администрации Мценского района Орловской области, отделу дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области об обязании привести автомобильную дорогу в соответствие с требованиями законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что дорога д. Выскребенково – д. Дробышево Мценского района находится в ненадлежащем состоянии.
В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что в перечень дорог общего пользования местного значения включена дорога д. Выскребенково – д. Дробышево Мценского района, номер дороги 54236 ОП МР-54Н-131, протяженность 2,9 км, тип покрытия щебень.
В нарушение пунктов 5.2.4, 5.3.1. ГОСТ Р50597-2017 проезжая часть автомобильной дороги общего пользования местного значения имеет дефекты в виде колей и иных повреждений, влияющих на безопасность дорожного движения, обочины дороги также имеют дефекты, а именно кустарниковую растительность высотой 50 см и более.
Административный истец просит обязать администрацию Мценского района Орловской области выделить денежные средства, а отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области в течение 1 года организовать работы по приведению дороги д. Выскребенково – д. Дробышево в соответствие с требованиями законодательства, выполнив следующее: - в соответствие с пунктами 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 устранить на дороге д. Выскребенково – д. Дробышево дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, колей и иных повреждений, а также кустарниковой растительности.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титова А.И. исковые требования уточнила, просит обязать администрацию Мценского района Орловской области выделить денежные средства, а отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области организовать работы по приведению дороги д. Выскребенково – д. Дробышево в соответствие с требованиями законодательства, выполнив следующее: - в соответствие с пунктами 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 устранить на дороге д. Выскребенково – д. Дробышево дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, колей и иных повреждений на участках дороги с 0км+700м по 1км+600м, с 1км+900м по 2км + 00 м; устранить на дороге д. Выскребенково – д. Дробышево дефекты обочин в виде кустарниковой растительности. В остальной части исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Мценского района Орловской области Кузнецова Д.Ю. в своих объяснениях указала, что не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика отдела дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области, представитель заинтересованного лица отделения Госавтоинспекции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Мценский» (далее отделение Госавтоинспекции МО МВД России «Мценский») не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный закон №196-ФЗ), закреплен принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В силу пункта 6 части 1, части 2 статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Пунктом 5 части 1 и частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения на территориях сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №443-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся, в частности, установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Устава Мценского района Орловской области, принятого постановлением Мценского районного Совета народных депутатов 21 июня 2005 г. №327, администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района.
В силу статьи 26 Устава к полномочиям администрации района отнесено, в частности, формирование проекта бюджета района, внесение проекта бюджета района на утверждение в районный Совет народных депутатов, контроль за исполнением данного бюджета в пределах предоставленных полномочий, предоставление отчета об исполнении бюджета района (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами районного Совета народных депутатов (пункт 10); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13).
Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 15 мая 2012 г. №119 утверждено Положение об отделе дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 3.6 данного Положения Отдел дорожного хозяйства и транспорта является органом специальной компетенции администрации Мценского района и организует реализацию полномочий администрации Мценского района, частности, по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории Мценского района, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения на территории Мценского района и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством.
Отдел является юридическим лицом, вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках своей компетенции, установленной настоящим Положением, имеет закрепленное за ним имущество на правах оперативного управления, расчетные и иные счета в банках.
Судом установлено, что на основании постановления администрации Мценского района Орловской области от 02.02.2015 года №60 с учетом постановления администрации Мценского района Орловской области от 19.03.2024 №111 автомобильная дорога д. Выскребенково – д. Дробышево, имеющая индикационный номер №54236 ОП МР-54Н-131, протяженность 2,9 км, тип покрытия щебень включена в реестр муниципального имущества Мценского района и относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Мценского района Орловской области.
Прокуратурой Мценского района Орловской области по обращению ФИО4 проведена проверка по надлежащему содержанию указанной дороги, в ходе которой выявлены на всем протяжении автомобильных дорог дефекты дорожного полотна в виде выбоин, колейности, и иных дефектов в виде кустарниковой растительности.
Данные обстоятельства подтверждаются: неоднократными обращениями (жалобами) ФИО4 с приложением фотоматериалов; актом обследования автомобильных дорог, проведенного с участием должностных лиц прокуратуры, отделения Госавтоинспекции МО МВД России «Мценский» от 25.06.2024 с приложением фотоматериалов. Представителем ответчика данные обстоятельства при рассмотрении дела не оспаривались.
Согласно ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (пункт 5.2.4); обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения (пункт 5.3.1); продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1 (пункт 5.2.1).
Поскольку автомобильная дорога д. Выскребенково – д. Дробышево предназначена для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, то обязанность по надлежащему содержанию данных дорог относится к полномочиям органов местного самоуправления Мценского района Орловской области.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, доказательства, суд полагает, что административными ответчиками ненадлежащим образом исполняются обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на спорной автомобильной дороге, поскольку к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, а поскольку спорная автомобильная дорога отнесена к автомобильным дорогам местного значения, данное бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем административные требования истца подлежат удовлетворению.
Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается прокурор, значимость объема материальных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий, сложность финансовых взаимоотношений органов и учреждений разного уровня, а также тот факт, что отсутствие указанных действий представляет реальную угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, а также в целом интересы общества и государства, суд считает необходимым обязать ответчиков администрацию Мценского района Орловской области, отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области, каждого в пределах своих полномочий, совершить действия по выделению денежных средств и организации работ по приведению дороги д. Выскребенково – д. Дробышево в соответствие с требованиями законодательства в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ – ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: - ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 5.2.4, 5.3.1 ░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ – ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 0░░+700░ ░░ 1░░+600░, ░ 1░░+900░ ░░ 2░░ + 00 ░; ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ – ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░