Дело <данные изъяты>
УИД 52RS0№-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> <данные изъяты> года
Ленинский районный суд г.Н.Новгород в составе председательствующего федерального судьи <данные изъяты> при помощнике судьи ФИО3, рассмотрев в судебном заседании административное дело по искуФИО2 к <данные изъяты> г. Н.Новгорода, УФССП по <адрес>, судебному приставу-исполнителю <данные изъяты> г. Н.Новгорода ФИО4, Врио начальника <данные изъяты>. Н.Новгорода ФИО5 о признании незаконным постановления,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к <данные изъяты> г.Н.Новгорода, указав в обоснование требований что, судебным приставом-исполнителем ФИО4 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа по делу № от <данные изъяты>. о взыскании расходов на оплату юридических услуг представителю.В ходе исполнения требований исполнительного документа №-ИП <данные изъяты>. ответчикомбыл установлен исполнительский сбор в размере <данные изъяты>.
Указывая, что административный истец не был уведомлен о возбуждении исполнительного производства, ввиду чего у нее отсутствовала возможность добровольно исполнить требования исполнительного документа, ФИО2 просила суд признатьпостановление об установлении исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по исполнительному производству <данные изъяты>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части наложения исполнительского сбора; отменить постановлениео взыскании исполнительского сбора, вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возвратить денежные средства, взысканные в счет исполнительского сбора.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечены УФССП по <адрес>, судебный пристав-исполнитель Ленинского <данные изъяты> ФИО4, Врио начальника Ленинского <данные изъяты> ФИО5, в качестве заинтересованного лица - ФИО1.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО1 – ФИО6 просила в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, определив нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, установив права и обязанности лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела УФССП по <адрес> ФИО4 возбуждено исполнительное производство №-ИП с предметом исполнения: взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 расходы на оплату юридических услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела УФССП по <адрес> ФИО4 вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено. Сумма исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. не взыскана с должника ФИО2
Оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО2 посредством системы электронного документооборотаЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ и прочтено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>
В соответствии со ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
С настоящим административным иском ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском срока на подачу административного иска.Ходатайств о восстановлении срока не заявлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом ссылка административного истца о том, что о наличии оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора, ФИО2 узнала только ДД.ММ.ГГГГ опровергается представленными ответчиком в материалы дела доказательствами, а именно распечаткой с системы ЕПГУ.
В силу положений части 1 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.11 ст.30 ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" по общему правилу срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Обязанность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения установлена нормой ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ.
Согласно ч. 3 названной статьи закона извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи.
При этом, в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 606 "О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" такое извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Согласно представленной ответчиком распечатки с сайта ЕПГУ, копия постановлений о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ направлена должнику ФИО2 через ее личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг ДД.ММ.ГГГГ и прочитано получателем ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, обязанность по извещению должника о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем исполнена надлежащим образом.
Датой фактического исполнения требований исполнительных документов является ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе и установленных судебным приставом-исполнителем.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату вкачестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исходя из предмета исполнения и доказательств, имеющихся в материалах дела, следует, что в установленный срок требования исполнительного документа не были исполнены, ходатайств о продлении срока не заявлялось, заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки не подавалось, требований о прекращении исполнительного производства, приостановлении до даты вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора, в том числе в связи с невозможностью исполнения, препятствиями к исполнению, незаявлялось.
Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, судебному приставу-исполнителю и суду не представлено.
Обстоятельств и доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, суду не представлено.
Учитывая, что в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, выданного на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнены не были, при наличии доказательств уведомления должника о возбуждении исполнительного производства, при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, у суда не имеется оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, доказательства нарушения прав административного истца отсутствуют.
Согласно части 5 статьи 14 Закона об исполнительном производстве вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Как следует из руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце 2 пункта 10 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах", часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Закона об исполнительном производстве).
В этой связи основания для отмены оспариваемого постановления судом, отсутствуют, поскольку данными полномочиями обладает старший судебный пристав.
Отсутствуют основания и для возврата денежных средств в размере <данные изъяты> руб., поскольку согласно справки о движении денежных средств по счету сумма исполнительского сбора не взыскана с административного истца.
При установленных по делу обстоятельствах суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░. ░.░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░. ░.░░░░░░░░░ ░░░4, ░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░. ░.░░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░