Дело №2а-672/2020
УИД 67RS0020-01-2020-000633-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2020 года г.Рудня
Руднянский районный суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи) О.М.Горчаковой,
При секретаре И.Н.Никшиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Любавичского сельского поселения Руднянского района Смоленской области к судебному приставу-исполнителю Руднянского РОСП УФССП России по Смоленской области Якушкиной Е. А., Руднянскому РОСП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Любавичского сельского поселения Руднянского района Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Руднянского РОСП УФССП России по Смоленской области Якушкиной Е.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что решением Руднянского районного суда Смоленской области по делу № 2а-423/2018 на Администрацию была возложена обязанность принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах населенного пункта д.Волково, д.Шилово. На основании указанного решения суда судебным приставом-исполнителем Руднянского РОСП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производств, в ходе совершения исполнительских действий судебным приставом-исполнителем Якушкиной Е.А. 24.09.2019 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации Любавичского сельского поселения в размере 50 000 руб. Административным истцом для исполнения указанного решения выполнены следующие мероприятия: изготовлен технический план сооружения; 18.07.2018 подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по проведению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации в отношении сооружения, расположенного в д.Волково Руднянского района, по результатам рассмотрения данное заявление было возвращено без рассмотрения; 14.09.2018 подано заявление на осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, по результатам рассмотрения которого было получено уведомление о приостановлении, а 24.12.2018 – решение об отказе; в течение 2019 года неоднократно подавались заявления в Росреестр на осуществление действий по постановке на государственный учет объекта недвижимости, на которые были получены отказы, в межевую организацию направлены уведомления об исправлении; в 4 квартале 2020 года запланированы работы по проведению кадастровых работ по инвентаризации улично-дорожной сети, расположенной в д.Шилово Руднянского района. Имеющиеся в бюджете поселения денежные средства израсходованы на проведение вышеуказанных мероприятий. Поскольку бюджет поселения является дотационным, затруднено финансирование, исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным. Нецелевое использование поступающих денежных средств влечет привлечение организации к ответственности по действующему законодательству. Администрация поселения все меры для надлежащего исполнения обязательств, установленных решением суда, выполнила, а умысла и вины по несовременному исполнению решения суда не было. Считает нецелесообразной уплату органом местного самоуправления исполнительского сбора в связи с тем, что денежные средства в данном случае переходят из одного бюджета в другой внутри бюджетной системы. Просит суд освободить Администрацию от уплаты исполнительского сбора.
Административный истец - Администрация Любавичского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, а также привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков Руднянский РОСП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Руднянского РОСП УФССП России по Смоленской области Якушкина Е.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований
Представитель заинтересованного лица – прокурора Руднянского района Смоленской области Куриленкова И.А. против удовлетворения заявленных требований не возражала.
В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и материалы исполнительного производства № 3738/19/67038-ИП, суд приходит к следующим убеждениям.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве»).
В силу ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Частью 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» установлено, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Вместе с тем, судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной законом.
Судом установлено, что решением Руднянского районного суда Смоленской области от 07.08.2018 на Администрацию Любавичского сельского поселения Руднянского района Смоленской области возложена обязанность принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах населенных пунктов д.Волково, д.Шилово на территории Любавичского сельского поселения Руднянского района Смоленской области в срок до 01.01.2019.
Решение суда вступило в законную силу 17.09.2018.
26.03.2020 судебным приставом – исполнителем Руднянского районного отдела судебных приставов УФССП России по Смоленской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №3738/19/67038-ИП в отношении Администрации Любавичского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии названного постановления.
24.09.2019 судебным приставом – исполнителем Руднянского районного отдела судебных приставов УФССП России по Смоленской области вынесено постановление №67038/19/45406 о взыскании исполнительского сбора в отношении должника – Администрации Любавичского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, в размере 50 000 руб.
06.07.2020 судебным приставом – исполнителем Руднянского районного отдела судебных приставов УФССП России по Смоленской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 31.07.2020.
Как следует из представленных истцом доказательств, Администрацией поселения были предприняты меры для своевременного исполнения возложенной решением суда обязанности, а именно: 07.05.2018 заключен договор подряда № 569/1 на выполнение комплекса кадастровых работ по инвентаризации улично-дорожной сети в д.Шилово Руднянского района Смоленской области (л.д.98-99), изготовлен технический план сооружения; неоднократно (26.06.2018, 29.06.2019, 18.07.2018, 14.09.2018) подавались в регистрационную службу заявления о государственном кадастровом учете улично-дорожной сети д.Волково, в чем было отказано по причинам, не зависящим от заявителя. (л.д.80-87, 96-97, 100-105).
Суд приходит к выводу, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а также финансирования указанных мероприятий. Возможность исполнения решения суда для должника связана с заложенными в бюджет поселения средствами на указанные цели.
Суд отмечает, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Для применения данной меры должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного документа, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях Администрации отсутствует виновное неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, так как должником были предприняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению требований исполнительного документа в пределах установленного для исполнения решения суда срока и выделенных бюджетных средств.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения административного искового заявления Администрации Любавичского сельского поселения Руднянского района Смоленской области.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. №67038/19/45406 ░░ 24 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 19.10.2020.