Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-372/2022 ~ М-277/2022 от 21.06.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2022 года п. Залари Иркутской области

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П. единолично при секретаре Останковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Администрации муниципального образования «Заларинский район» к судебному приставу – исполнителю ОСП по Заларинскому, Балаганскому и Нукутскому районам УФССП России по Иркутской области Волоковой И.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области б освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Административный истец обратился в Заларинский районный суд с требованием о о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя, в обоснование которого указал, что 15 июня 2022 года административный ответчик: судебный пристав-исполнитель ОСП по Заларинскому, Балаганскому и Нукутскому районам УФССП России по Иркутской области Волкова И.А. вынесла в отношении административного истца: администрации муниципального образования «Заларинский район» постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., а также установила новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.06.2022 по исполнительному производству №-ИП от 01.04.2022. Считают, что действие указанного должностного лица нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, а именно, на административного истца незаконно возлагается обязанность об уплате исполнительного сбора в размере 50 000,00 рублей, а также в установлении нового срока исполнения решения суда - до 30.06.2022. После возбуждения исполнительного производства (01.04.2022) и получения постановления о возбуждении исполнительного производства (13.04.2022) администрация обратилась в Заларинский районный суд (14.04.2022) о прекращении исполнительного производства ввиду невозможности его исполнения. В обоснование заявления о прекращении исполнительного производства администрация указала следующее. Решением Заларинского районного суда от 25.09.2020 по административному делу № был удовлетворен иск прокурора Заларинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Заларинский район» о признании бездействия, выраженного в не проведении оценки и диагностики технического состояния, автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения муниципального образования «Заларинский район», незаконным, обязании в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности, провести оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения муниципального образования «Заларинский район» в соответствии с установленным Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог. Исходя из содержания решения суда, администрации необходимо было провести мероприятия в соответствии с установленным Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, а именно, администрации необходимо было заключить контракт со специализированной организацией, которая со специализированным оборудованием должна была сделать обследование дорог и дать оценку состояния дорог. В решении суда был указан Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, который утратил силу 01 января 2021 года Постановлением Правительства России от 26 октября 2020 г. № 1742 и Приказом Минтранса России от 7 августа 2020 г. № 288. На основании заявления администрации о прекращении исполнительного производства Заларинским районным судом возбужден материал №. 26 мая 2022 года при рассмотрении судом материала № администрация и прокуратура пришли к соглашению о том, что администрация самостоятельно, как собственник, проведет обследование и оценку дорог в соответствии с новыми требованиями Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», и откажется от заявления о прекращении исполнительного производства. 31 мая 2022 года об этом соглашении был уведомлен административный ответчик в ходе личного визита к нему, а также ему была вручена копия заявления об отсрочке исполнения решения суда, так как необходимо в администрации создать комиссию и привлечь специалиста в области дорожной деятельности, при этом фактически все мероприятия необходимо провести до 01 августа 2022 года. В процессе обследования автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования «Заларинский район», в соответствии с Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 необходимо определить следующее: постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами. 31 мая 2022 года администрацией подано заявление в Заларинский районный суд Иркутской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Заларинского районного суда Иркутской области по административному делу № в рамках исполнительного производства №-ИП. До вынесения административным ответчиком оспариваемого постановления, администрацией уже была создана распоряжением комиссия о проведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения муниципального образования «Заларинский район», в состав которой по согласованию включен представитель Заларинского филиала Акционерного общества «Дорожная служба Иркутской области». Поэтому, административный ответчик не может вменить администрации бездействие в исполнении решения суда и взыскать исполнительский сбор. Таким образом, административный ответчик вынес оспариваемое постановление (15 июня 2022 года) после подачи администрацией заявления на отсрочку исполнения решения суда (31 мая 2022 года), чем нарушил норму материального права - положениям ч.1 ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, где суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Поэтому, оспариваемое постановление административного ответчика является незаконным и подлежит отмене. На основании изложенного, просил признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя ОСП по Заларинскому, Балаганскому и Нукутскому районам УФССП России по Иркутской области Волковой И.А., выразившееся в вынесении постановления от 15.06.2022 о взыскании с администрации муниципального образования «Заларинский район» исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., а также установила новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.06.2022 по исполнительному производству №-ИП от 01.04.2022.

В ходе рассмотрения дела административным истцом был изменен предмет административного иска, на приведенных выше основаниях административный ответчик просил и освободить Администрацию муниципального образования «Заларинский район» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. 00 коп. в рамках исполнительного производства №-ИП, исходя также из дефицита бюджета в сложный экономический и политический период, повышения социального напряжения, вызванного сложившейся политической ситуацией.

Представитель административного истца Никитюк М.Б. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о его рассмотрении в его отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Волкова И.А. также не явилась ввиду служебной занятости, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика – Управления федеральной службы судебных приставов в Иркутской области, а также прокурор Заларинского района в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Учитывая длительность сроков рассмотрения дела, наличие надлежащего уведомления лиц о времени и месте рассмотрения дела, наличие ходатайств, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Заларинского районного суда Иркутской области от 25 сентября 2020 года были удовлетворены административные исковые требования прокурора Заларинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Заларинский район» о признании бездействия, выраженного в не проведении оценки и диагностики технического состояния, автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения муниципального образования «Заларинский район», незаконным, на административного ответчика возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности, провести оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения муниципального образования «Заларинский район» в соответствии с установленным Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.

Решение вступило в законную силу 26 октября 2020 года, взыскателю выдан исполнительный лист.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Заларинскому, Балаганскому и Нукутскому районам УФССП России по Иркутской области Волковой И.А. от 01.04.2022 по указанному выше исполнительному листу возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации муниципального образования «Заларинский район». Для исполнения в добровольном порядке требований исполнительного документа установлен срок 5 дней, копия постановления направлена вместе с требованием должнику 14.04.2022, получена 21.04.2022.

Также материалы исполнительного производства содержат сведения об обращении административного истца в Заларинский районный суд 04.04.2022 с заявлением о прекращении исполнительного производства, производство по указанному заявлению было прекращено на основании определения от 26.05.2022 в связи с отказом от заявления представителя Администрации муниципального образования «Заларинский район».

Также на рассмотрении в Заларинском районном суде находится заявление Администрации муниципального образования «Заларинский район» от 31 мая 2022 г. о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по решению суда от 25.09.2020.

Постановлением от 15.06.2020 судебного пристава-исполнителя ОСП по Заларинскому, Балаганскому и Нукутскому районам УФССП России по Иркутской области Волковой И.А. с Администрации муниципального образования «Заларинский район» был взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 руб. в связи с неисполнением исполнительного документа должником в установленный ранее срок.

Согласно ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ст. 4 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий; уважения чести и достоинства гражданина, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 5 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу п. 3 ст. 5 229-ФЗ полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (абз.2 п. 75).

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Согласно представленных письменных доказательств, во исполнение решения суда от 25.09.2020 Администрацией муниципального образования «Заларинский район» 15.06.2022 вынесено распоряжение №194 «О проведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения муниципального образования «Заларинский район»; 29.07.2022 Администрацией муниципального образования «Заларинский район» вынесено распоряжение № «О внесении изменений в распоряжение администрации муниципального образования «Заларинский район» от 15.06.2022 № «О проведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения муниципального образования «Заларинский район»; проведена оценка технического состояния автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования «Заларинский район» в 2022 по состоянию на 10.08.2022.

Копии подтверждающих данные обстоятельства документов были направлены должником судебному приставу-исполнителю ОСП по Заларинскому, Балаганскому и Нукутскому районам УФССП России по Иркутской области Волковой И.А. 15.09.2022.

Таким образом, судом установлено, что Администрацией муниципального образования «Заларинский район» в период с момента возбуждения исполнительного производства были приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда.

Поскольку представленные суду документы свидетельствуют о предпринятых должником мерах, свидетельствующих о намерении добровольно исполнить обязательство непосредственно, что не опровергнуто ответчиками, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется, т.е. усматриваются достаточные основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах исковые требования Администрации муниципального образования «Заларинский район» подлежат удовлетворению.

При этом освобождение истца от уплаты исполнительского сбора не влечет признания незаконным соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000,00 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 15.06.2022.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-372/2022 ~ М-277/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МКУ КУМИ МО "Заларинский район"
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Заларинскому, Балаганскому и Нукутскому районам УФССП России по Иркутской области Волкова И.А.
Управление федеральной службы судебных приставов по Иркутской области
Другие
Никитюк Максим Борисович
Прокурор Заларинского района
Суд
Заларинский районный суд Иркутской области
Судья
Барушко Евгения Пранасовна
Дело на сайте суда
zalarinsky--irk.sudrf.ru
21.06.2022Регистрация административного искового заявления
21.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
24.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2022Судебное заседание
08.08.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Судебное заседание
06.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2023Дело оформлено
24.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее