Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-107/2023 ~ М-69/2023 от 10.03.2023

Дело №2а-107/2023

УИД 24RS0005-01-2023-000079-79

Категория: 3.027

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новобирилюссы Красноярского края                                                     3 апреля 2023 г.

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,

при секретаре Волковой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Бирилюсского района Красноярского края к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю, ГУ ФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю Юн О.Н. об освобождении от взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Бирилюсского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю, ГУ ФССП России по Красноярскому краю, судебному-приставу исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю Юн О.Н. об освобождении от взыскании исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя в размере 50 000 руб.

Требования мотивированы тем, что решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 12 июля 2022 г. на администрацию возложена обязанность предоставить Мичко А.С. изолированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. 24 ноября 2022 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство №83593/22/24002-ИП. Исполнение решения суда по указанной категории дел носит длительный характер, поскольку в жилищном фонде администрации Бирилюсского района отсутствуют подходящие жилые помещения, в связи с чем, администрация района обратилась в Министерство образования Красноярского края для согласования и предоставления денежных средств на приобретение и предоставление Мичко А.С. жилого помещения, поскольку он является лицом из числа детей-сирот. Из Министерства получен ответ о предоставлении субвенции на приобретение жилья. 1 декабря 2021 г. выделены средства для приобретения квартир для детей сирот, после чего Администрацией Бирилюсского района объявлен электронный аукцион на приобретение жилых помещений, по итогам которого подана лишь одна заявка, квартира приобретена и предоставлена Сединкиной Е.Е. За 2022-2023 гг. администрацией ежемесячно объявлялись электронные аукциона на приобретения жилья, но не было подано ни одной заявки, в связи с чем, аукционы признавались несостоявшимися. 1 марта 2023 г. получены постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №83593/22/24002-ИП в размере 50 000 руб. и требование об установлении срока уплаты до 17 марта 2023 г. Для муниципального образования данная сумма и сам вид расхода являются значительными, в связи с чем, административный ответчик просит освободить его от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №83593/22/24002-ИП от 25 января 2023 г. в размере 50 000 руб.

Административный истец - Администрация Бирилюсского района Красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, глава Бирилюсского района Лукша В.П. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Административные ответчики ГУ ФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю о дате, месте и времени извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю Юн О.Н. о дате, месте и времени извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.

Заинтересованные лица – Министерство образования Красноярского края, Министерство строительства Красноярского края о дате, месте и времени извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Заинтересованные лица – прокурор Бирилюсского района Красноярского края, Мичко А.С. о дате, месте и времени извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 6 Закона №229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Федеральным законом.

Частью 11 статьи 30 Закона №22ФЗ предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона №229-ФЗ).

Положениями ч. 1 ст. 112 Закона №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона №229-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 105 Закона №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как следует из материалов дела, решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 12 июля 2022 г. по делу №2-197/2022 удовлетворены исковые требования прокурора Бирилюсского района Красноярского края к Администрации Бирилюсского об обязании последней предоставить Мичко А.С., 21 мая 2004 г. рождения, на территории Бирилюсского района Красноярского края изолированное благоустроенное жилое помещение, специализированного жилого фонда общей площадью исходя их нормы предоставления площади жилого помещения – 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения с возможным превышением норм, но не более, чем на 9 кв.м, либо с возможным уменьшением нормы, но не более, чем на 11 кв.м., при предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, с возможным превышением размера общей площади жилого помещения, но не более, чем в два раза, по договору найма специализированных жилых помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям.

24 ноября 2022 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю Прохоровым А.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, должнику Администрации Бирилюсского района установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.

25 января 2023 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В силу ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таковым обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Судом установлено, 1 ноября 2021 г. администрация Бирилюсского района Красноярского края в целях исполнения решения суда и требований действующего законодательства, направленных на защиту прав детей-сирот было направлено письмо в Министерство образования Красноярского края о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое был получен ответ о предоставлении субвенции на приобретение жилья детям-сиротам.

1 марта 2023 г. Администрацией Бирилюсского района были размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретение квартир в муниципальную собственность для предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено проведение процедуры открытого аукциона в электронной форме.

Согласно протоколам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 1 марта 2023 г. электронные аукционы признаны несостоявшимися, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в аукционе.

Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение Мичко А.С. жилым помещением требовали значительных временных затрат. Фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателю жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у административного истца отсутствовала.

Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.

Суд в рамках рассматриваемых требований устанавливает наличие или отсутствие вины должника по неисполнению требований исполнительного документа, возможности и реальности его исполнения именно в 5-дневный срок со дня получения им постановления о возбуждении исполнительного производства, что закреплено законом, в связи с чем, оценка не входящих в указанный период времени обстоятельств не требуется.

Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация указала, что ей предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства, представив в материалы административного дела соответствующие тому доказательства.

Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решения суда, а также норм Закона №229-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку финансирование администрации осуществляется за счет средств местного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует финансирования, а также соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом учитывается, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебных актов в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Установив, что в течение пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении указанного лица жилым помещением по договору найма специализированных помещений невозможно вследствие объективных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об освобождении Администрации Бирилюсского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю от 25 января 2023 г.

При этом, суд отмечает, что само по себе право судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при установленных обстоятельствах судом под сомнение не ставилось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░. ░░ 25 ░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░ 2023 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-107/2023 ~ М-69/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Бирилюсского района
Ответчики
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов
Другие
Григорьева Анастасия Александровна
Суд
Бирилюсский районный суд Красноярского края
Судья
Лайшева Юлия Игоревна
Дело на сайте суда
birilus--krk.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация административного искового заявления
10.03.2023Передача материалов судье
10.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2023Судебное заседание
07.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023Дело оформлено
11.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее