Мотивированное решение изготовлено 20 января 2021 года.
Дело № 2а-171/2021.
УИД 66RS0005-01-2020-006064-38.
Решение
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Сухневой И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сайфамлюковой Н.С.,
с участием представителя административного ответчика Кравченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области к Новоселову Анатолию Тимофеевичу о взыскании недоимки по налогу на имущество, пени,
Установил:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области (далее МИФНС России № 24 по Свердловской области) обратилась в суд с выше указанным иском. В обоснование указала, что административному ответчику Новоселову А.Т. принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 945,3 кв.м, кадастровый № ******. Вместе с тем в нарушение положений налогового законодательства административный ответчик обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в установленный законом срок не исполнил. В связи неисполнением указанной обязанности Новоселову А.Т. направлено требование об уплате налога № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, которое административным ответчиком также исполнено не было. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ о взыскании с Новоселова А.Т. недоимки по налогу. До настоящего времени недоимка и пени административным ответчиком не уплачены. На основании изложенного просит взыскать с Новоселова А.Т. недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 55 571 руб. и пени 838 руб. 19 коп.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Новоселов А.Т. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика Кравченко Е.В. против удовлетворения административных исковых требований не возражала. Суду пояснила, что решением Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А60-55328/2016 Новоселов А.Т. признан банкротом, с указанного времени его имуществом распоряжается финансовый управляющий.
В судебное заседание заинтересованное лицо финансовый управляющий должника Новоселова А.Т. – Есюнин Д.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы настоящего дела и дела № ****** находившегося в производстве мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе помещение.
На территории муниципального образования «город Екатеринбург» налог на имущество физических лиц установлен и введен в действие на территории в соответствии с решением Екатеринбургской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № ******.
В силу п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Аналогичные положения содержит п. 3 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 4 той же статьи налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Как установлено судом, Новоселову А.Т. на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 945,3 кв.м, кадастровый № ******, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с наличием у налогоплательщика в собственности указанного объекта налогообложения Новоселову А.Т. начислен налог на имущество в сумме 55 571 руб., о чем Новоселову А.Т. посредством заказной почтовой корреспонденции по адресу регистрации направлено налоговое уведомление № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт получения указанного налогового уведомления стороной административного ответчика в судебном заседании не оспаривался.
В установленный законом срок обязанность по уплате налога на имущество административным ответчиком не исполнена.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в срок по истечении установленного законом налогоплательщик обязан выплатить пеню за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании вышеизложенного в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога МИФНС России № 24 по Свердловской области в адрес Новоселова А.Т. также посредством заказной почтовой корреспонденции направлено требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Новоселову А.Т. предоставлен срок для исполнения обязанности по уплате налога, пени до ДД.ММ.ГГГГ. Факт получения данного требования в судебном заседании стороной административного ответчика не оспаривался.
Данное требование в установленный срок исполнено административным ответчиком не было.
В силу п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Аналогичные положения содержит ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как выше указано, срок исполнения требования № ****** от ДД.ММ.ГГГГ был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, как следствие, срок обращения с судебным приказом истек ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Новоселова А.Т. недоимки по налогу МИФНС № 24 по Свердловской области обратилась до истечения указанного срока, а именно 25.06.2020, что следует из копии конверта, находящегося в деле № 2а-1626/2020, рассмотренного мировым судьей судебного участка № 8 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга.
Судебный приказ вынесен мировым судьей судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес> о взыскании с Новоселова А.Т. недоимки по налогу, пени ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящим иском административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что следует из конверта, то есть до истечения установленного законом срока на обращение с настоящим иском.
Таким образом, срок на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, а также с административным иском налоговым органом соблюден.
Доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате суммы налога на имущество, о взыскании которой заявлено налоговым органом в настоящем деле, административным ответчиком вопреки требованиям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Так, судом в ходе судебного заседания проверены доводы представителя административного ответчика об уплате заявленных ко взысканию в настоящем деле сумм платежами от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 40000 руб., ДД.ММ.ГГГГ на суммы 779 руб. 59 коп. и 53336 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 21300 руб., указанными в отчете финансового управляющего должника Новоселова А.Т. – Тютиной С.А.
Так, из ответа МИФНС № ****** по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что платежи от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 779 руб. 59 коп. и 53336 руб. поступали и зачтены в счет оплаты налога на имущество за 2017 год и начисленной на него суммы пени. Платежи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в МИФНС № 24 по Свердловской области не поступали.
Равным образом в выписке по счету Новоселова А.Т. № ******, открытому в ПАО «Сбербанк», отсутствуют платежи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующие о перечислении вышеназванных сумм в пользу налогового органа.
Таким образом, доводы представителя административного ответчика об уплате заявленных сумм в ходе судебного заседания подтверждения не нашли.
Не является препятствием для взыскания с административного ответчика сумм и факт признания его банкротом ввиду нижеследующего.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А60-55328/2016 принято заявление о признании ИП Новоселова А.Т. несостоятельным (банкротом), возбуждено дело о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А60-55328/2016 ИП Новоселов А.Т. признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества.
До настоящего времени указанная процедура в отношении ИП Новоселова А.Т. не окончена.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве») обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно п. 1 ст. 5 того же Федерального закона в его целях под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено данным Федеральным законом.
При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Указанная правовая позиция содержится в п. 6, 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», абз. 2 п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан».
Учитывая выше изложенное, в данном случае моментом возникновения обязанности Новоселова А.Т. по уплате налога на имущество является день окончания налогового периода, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку обязанность по уплате налога на имущество и транспортного налога за 2018 год возникла у Новоселова А.Т. после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ДД.ММ.ГГГГ), предъявленные ко взысканию в рамках настоящего дела суммы недоимки по налогам и пени относятся к текущим платежам.
При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
В силу п. 3, 5 ст. 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» признание Новоселова А.Т. банкротом не освобождает его от уплаты данных обязательных платежей, данные требования сохраняют силу и могут быть предъявлены в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также в силу п. 5 ст. 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» признание гражданина банкротом не прекращает начисление неустоек (штрафов, пеней) на требования по текущим платежам.
При таких обстоятельствах, установив наличие у Новоселова А.Т. обязанности по уплате налога на имущество за 2018 год и ее неисполнение, соблюдение налоговым органом порядка взыскания задолженности, суд находит требования налогового органа о взыскании с Новоселова А.Т. недоимки по налогам и пени законными и обоснованными.
Определяя размер недоимки и пени, суд принимает во внимание расчеты налогового органа, в том числе содержащиеся в налоговом уведомлении, поскольку они произведены в соответствии с требованиями закона, с установленной налоговой базой, налоговой ставкой, данные расчеты являются арифметически верными. Размер заявленной пени не превышает размера пени, указанного в требовании об уплате налога. Возражений относительно расчета налогов административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд взыскивает с Новоселова А.Т. недоимку по налогу на имущество за 2018 год в сумме 55 571 руб. и пени 838 руб. 19 коп., всего 56409 руб. 19 коп.
Кроме того, по правилам ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд взыскивает с Новоселова А.Т. в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме: (56409,19-20000)*3%+800 = 1 892 руб. 27 коп.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ 55 571 ░░░. ░ ░░░░ 838 ░░░. 19 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 892 ░░░. 27 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░