3а-50/2024
УИД 62ОS0000-01-2023-000274-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2024 года г. Рязань
Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никишиной Н.В.,
при секретаре Лебедевой Ю.А.,
с участием старшего помощника прокурора Рязанской области Бондаря А.В.,
представителя административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Янтовского В.А.,
представителя заинтересованного лица Министерства природопользования Рязанской области Суховской С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части постановления главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 28 января 2022 года № 34-П «Об утверждении генерального плана муниципального образования – Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области»
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 28.01.2022 № 34-П утвержден генеральный план муниципального образования – Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области.
31.01.2022 данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и размещено в сетевом издании «Рязанские ведомости» www.rv-ryazan.ru.
Постановлением главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 27.05.2022 № 276 № «Об утверждении изменений в генеральный план муниципального образования – Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области» внесены изменения в генеральный план муниципального образования в части изменения функциональной зоны земельного массива вблизи <адрес> с целью предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям.
30.05.2022 указанное постановление было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и размещено в сетевом издании «Рязанские ведомости» www.rv-ryazan.ru.
04.10.2023 Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также – Рослесхоз) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия постановления главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 28.01.2022 № 34-П в части включения в границы населенного пункта земель лесного фонда общей площадью <скрыто> местоположением: <адрес> в координатах поворотных точек границ пересечения согласно заключению Рязанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 18.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление от 28.01.2022 № 34-П не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», поскольку в границы <адрес> включены находящиеся в федеральной собственности лесные участки с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом и процедуры изменения категории земель. Оспариваемым актом изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Административный истец - Федеральное агентство лесного хозяйства, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, представив в суд письменное заявление, в котором на заявленных требованиях не настаивал и просил рассмотреть дело его в отсутствие.
Заинтересованные лица: администрация муниципального образования Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, Рязанский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», ППК «Роскадастр», ГКУ РО «Рязанское лесничество» также не явились в судебное заседание, были извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Янтовский В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия, является законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица Министерства природопользования Рязанской области Суховская С.М. полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, указала, что пересечение границ населенного пункта с границами земель лесного фонда отсутствует, поскольку спорная территория была исключена из государственного лесного реестра актом № 4/Рыб от 29.04.2022.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с территориальным планированием регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
Частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 2 Закона Рязанской области N 106-ОЗ от 28.12.2018 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области и органами государственной власти Рязанской области» с 01.01.2019 полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документов территориального планирования осуществляет Главное Управление архитектуры и градостроительства Рязанской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемый в рассматриваемом административном исковом заявлении нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, с учетом результатов проведенных общественных обсуждений, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя соответствие данного нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
К данным категориям относятся в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда (подпункты 2, 5 пункта 1 статьи 7).
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Статья 8 ЗК РФ устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. Согласно части 1 указанной статьи перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (подпункт 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ).
Положения части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ устанавливают необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее также - Закон о переводе) в редакции Федерального закона № 280-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила части 3 статьи 14 Закона о переводе применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с частью 7.1 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ с даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесничеств в соответствии с частями 15 и 15.1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для осуществления территориального планирования, оказания государственных услуг и осуществления государственных функций в сфере лесных отношений применяются сведения о границах лесничеств, внесенные в ЕГРН.
Согласно пунктам 15 и 15.1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 15 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ, часть 15.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ) если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков или границ населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков/населенных пунктов, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 16 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в частях 15 и 15.1 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.
В пунктах 1 и 5 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ» даны разъяснения о том, что принятие Федерального закона № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. В силу установленных Федеральным законом № 280-ФЗ правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории). ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости. Кроме того, сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
Если в соответствии с государственным лесным реестром участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую не требуется.
Согласно положениям пункта 4 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 13.06.2023) сведения о лесных участках подлежат исключению из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в случае установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах, в случае их несоответствия сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре.
Судом установлено, что при утверждении генерального плана муниципального образования Главархитектурой Рязанской области границы населенного пункта <адрес> не изменялись.
Сведения о границах населенного пункта <адрес> внесены в ЕГРН 10.06.2019 (реестровый номер 62:13-4.143) на основании ранее действовавшего Генерального плана Чурилковского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования – Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области от 18.12.2013 № 107.
Сведения о границах ГКУ РО «Рязанское лесничество», в состав которого входит Рыбновское участковое лесничество, были внесены в ЕГРН 28.05.2020 (реестровый номер: 62:00-15.5) в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2018 № 134 «Об установлении границ Рязанского лесничества в Рязанской области». Пересечения внесённых в ЕГРН границ ГКУ РО «Рязанское лесничество» и границ населённого пункта <адрес> не имеется.
Административный иск обоснован тем, что утверждённый оспариваемым Постановлением главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области генеральный план содержит сведения о границах населённого пункта <адрес>, пересекающих границы Рыбновского участкового лесничества, отражённые в государственном лесном реестре. А именно, согласно заключению № 18 Рязанского филиала ФГБУ«Рослесинфорг» имелось пересечение границ Рыбновского участкового лесничества (квартал № 23) с земельными участками с кадастровыми номерами: №. Однако в нарушение требований части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана муниципального образования – Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, устанавливающий в том числе границы населённого пункта <адрес> на согласование в Рослесхоз не поступал.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в Государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – ЕГРН) 27.02.2002 в качестве ранее учтенного (дата образования 26.10.1992). Согласно сведениям ЕГРН земельный участок расположен по адресу: <адрес> <скрыто> (при внесении сведений в ГКН вид разрешенного использования тот же, <скрыто> и пр.) уточненная площадь - <скрыто> собственником земельного участка с 18.04.2002 по настоящее время является физическое лицо ФИО13 документ-основание – договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 01.04.2002, на земельном участке расположены 2 здания, одно из них с кадастровым номером №, собственником которого с 18.04.2022 также является ФИО13
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в Государственный кадастр недвижимости 21.12.2005 в качестве ранее учтенного (дата образования 26.10.1992). Согласно сведениям ЕГРН земельный участок расположен по адресу: <адрес> <скрыто> (аналогичные данные были указаны при внесении сведений в ГКН), уточненная площадь – <скрыто> собственником земельного участка с 09.04.2010 по настоящее время является физическое лицо ФИО15 документ-основание – решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 17.03.2010, на земельном участке расположены здание с кадастровым номером №, собственником которого с 02.03.2010 по 01.12.2023 являлась ФИО15
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в Государственный кадастр недвижимости 06.08.2014 вид земельного участка – <скрыто>. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок расположен по адресу: <адрес>, <скрыто>, уточненная площадь – <скрыто> собственником земельного участка с 30.10.2015 по настоящее время является <скрыто>, документ-основание – выписка из реестра муниципальной собственности от 07.07.2015 № 107.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в Государственный кадастр недвижимости 11.06.2020, вид земельного участка – <скрыто>. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок расположен по адресу: <адрес>, <скрыто>, уточненная площадь – <скрыто>., кадастровые работы проведены 28.05.2020, собственником земельного участка с 10.11.2020 по настоящее время является <скрыто>, документ-основание – статья 6 Федерального Закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, на дату принятия оспариваемого нормативного акта в ЕГРН уже содержались сведения о местоположении границ населенного пункта <адрес>, согласно которым спорная территория относилась к категории земель населенных пунктов.
В силу установленных Федеральным законом № 280-ФЗ правил, сведения государственного лесного реестра, на которые Рослесхоз ссылался в административном иске, не соответствовали сведениям ЕГРН и не являлись препятствием для территориального планирования - утверждения генерального плана поселения в оспариваемой части.
В связи с этим, суд полагает, что несогласование с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта генерального плана муниципального образования – Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области не является основанием для признания недействующим нормативного акта в оспариваемой части.
Кроме того, актом ГКО «Рязанское лесничество» № 4/Рыб от 29.04.2022 «Об изменении документированной информации государственного лесного реестра» спорная территория исключена из государственного лесного реестра, то есть до подачи административного иска в суд.
Согласно письму Рязанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 26.12.2023 № 62/01-07/115 пересечение (наложение) границ населенного пункта с учетом вышеприведенного акта с границами земель лесного фонда отсутствует.
На отсутствие оснований для судебной защиты ввиду утраты юридического интереса в поддержании заявленных требований сослалась в своем заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представитель административного истца Долгова А.С., при этом отказ от административного иска не заявлен.
При таких обстоятельствах суд принимает решение по существу заявленных требований.
Пункт 2 части 2 статьи 215 КАС РФ указывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд считает, что в оспариваемой части Постановление Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 28.01.2022 № 34-П не противоречит федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № 34-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░> - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░).
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ - ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.