к делу 2а-585/2023
23RS0038-01-2023-000652-31
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст. Отрадная 16 мая 2023 года
Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Андреева В.Н.,
при секретаре Синициной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Отрадненского района в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Подгорненского сельского поселения Отрадненского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по приведению остановки общественного транспорта и тротуара с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения,
установил:
Прокурор Отрадненского района в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Подгорненского сельского поселения Отрадненского района, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Подгорненского сельского поселения Отрадненского района, выразившееся в непринятии мер по приведению остановки общественного транспорта расположенной на ул. Школьной ст. Подгорной, тротуаров расположенных на ул. Торговой, ул. Комсомольской ст. Подгорной, пешеходного перехода расположенный на ул. Школьной ст. Подгорной, с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Обязать администрацию Подгорненского сельского поселения Отрадненского района привести тротуары расположенные по адресам: ул. Торговой, ул. Комсомольской ст. Подгорной в соответствии с требованиями законодательства, а именно: оборудовать тактильно-контрастными наземными указателями, перед пересечением второстепенного проезда - продольными рифами, ориентированными в направлении движении, шириной 0,5 - 0,6 м. не менее чем за 0,3 м. до кромки тротуара в соответствии с п. 5.1.11 СП 59.13330.2020; остановку общественного транспорта расположенную по ул. Школьной ст. Подгорной оборудовать в соответствии с п. 3.12, 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000; пешеходный переход расположенный на ул. Школьной ст. Подгорной, оборудовать тактильно-контрастными предупреждающими указателями в виде продольных рифов, ориентированных на противоположную сторону перехода, шириной 0,5 - 0,6 м. равной ширине пере-хода, обустроенный на тротуаре перед началом перехода, не менее чем за 0,3 м. до перехода в соответствии с п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 таблица 3 ГОСТ Р 52875.
В судебное заседание стороны не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
От прокурора поступили уточненные исковые требования, в которых он просит обязать администрацию Подгорненского сельского поселения Отрадненского района привести тротуары, расположенные по адресам: ул. Торговой, ул. Комсомольской ст. Подгорной в соответствии с требованиями законодательства, а именно: оборудовать тактильно-контрастными наземными указателями, перед пересечением второстепенного проезда - продольными рифами, ориентированными в направлении движении, шириной 0,5 - 0,6 м. не менее чем за 0,3 м. до кромки тротуара в соответствии с п. 5.1.11 СП 59.13330.2020; пешеходный переход расположенный на ул. Школьной ст. Подгорной, оборудовать тактильно-контрастными предупреждающими указателями в виде продольных рифов, ориентированных на противоположную сторону перехода, шириной 0,5 - 0,6 м. равной ширине пере-хода, обустроенный на тротуаре перед началом перехода, не менее чем за 0,3 м. до перехода в соответствии с п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 таблица 3 ГОСТ Р 52875.
Изучив материалы дела, суд считает, что уточненный административный иск прокурора Отрадненского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в области безопасности дорожного движения, соблюдения прав инвалидов по результатам которой на территории Подгорненского сельского поселения Отрадненского района выявлен ряд существенных недостатков.
В силу ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3), ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения.
Федеральным законом РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты (ст. 1 ФЗ-181).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является также одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности, указанных в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.
На основании требований ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов сельских поселений.
Как установлено ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ № 196) обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагаются на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2014 № 3039 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения» за сельскими поселениями Краснодарского края закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-Ф3, которым к вопросам местного значения сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 ФЗ № 196 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 196 дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с основными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения содержание дорог должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
В нарушение вышеуказанных требований, тротуары расположенные на ул. Торговая, Комсомольская, не соответствуют указанным требованиям, помимо этого, пешеходный переход расположенный на ул. Школьной (напротив СБЕРБАНКА) также указанным требованиям не соответствует.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований действующего законодательства свидетельствуют о недобросовестном отношении к исполнению своих служебных обязанностей должностных лиц администрации поселения, а также указывают на отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства за исполнительской дисциплиной и необоснованное снижение требовательности к неукоснительному исполнению подчиненными действующего законодательства.
Невыполнение администрацией сельского поселения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного иска прокурора и необходимости его удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 0,5 - 0,6 ░. ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ 0,3 ░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.1.11 ░░ 59.13330.2020; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 0,5 - 0,6 ░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ 0,3 ░. ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.1.10 ░░ 59.13330.2020 ░░░░░░░ 3 ░░░░ ░ 52875.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░