Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-393/2022 ~ М-319/2022 от 22.04.2022

Дело № 2а-393/2022

УИД 22RS0012-01-2022-000518-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 года г. Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Гайдар Е.В.

при секретаре Самокрутовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Г.С.В. к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Алтайскому краю, МО МВД России «Славгородский», Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

У С Т А Н О В И Л:

Г.С.В. обратился в суд с административным иском к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Алтайскому краю и МО МВД России «Славгородский» о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания. В обоснование заявленных требований указал, что в период с сентября 2020 года и по настоящее время находится под стражей и содержится в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Алтайскому краю.

Для проведения судебных заседаний в Славгородском городском суд его этапируют в изолятор временного содержания МО МВД России «Славгородский».

В нарушение требований закона административный истец в августе 2021 года содержался в изоляторе временного содержания МО МВД России «Славгородский» 14 суток, что лишало его возможности пользоваться правами, предусмотренными Федеральным законом « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и причинило ему нравственные и физические страдания.

На основании вышеизложенного, административный истец Г.С.В. просит суд взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме 50000,00 рублей.

Административный истец Г.С.В. в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административный иск поддержал, сославшись на его доводы.

Представители ответчиков Министерства Внутренних дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Представитель административного ответчика МО МВД России «Славгородский» Б.Ю.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что истцом не представлено достаточных доказательств нарушения его прав.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13 того же Федерального закона подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Данное ограничение сроков обусловлено соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона N 130-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 15 названного закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 227.1 названного Кодекса лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что Г.С.В. содержался в изоляторе временного содержания по Немецкому национальному району с 30 июля 2021 года по 03 августа 2021 года, с 10 августа 2021 года по 13 августа 2021 года, с 20 августа 2021 года по 23 августа 2021 года, а также в изоляторе временного содержания г. Славгорода: с 03 августа 2021 года по 04 августа 2021 года, с 30 августа 2021 года по 02 сентября 2021 года, что не оспаривалось административными ответчиками.

Таким образом, в августе 2021 года Г.С.В. содержался в изоляторе временного содержания 14 суток, т.е. с нарушением срока, установленного ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 103-ФЗ).

Нарушение вышеуказанного срока влечет нарушение личных неимущественных прав обвиняемого.

Материалами дела подтверждается, что камеры изоляторов временного содержания Немецкого национального района и г. Славгорода, в которых содержался административный истец в указанные им периоды оборудованы искусственным, приточно - вытяжной вентиляцией, санузлом с необходимой зоной приватности, естественным освещением. Камеры оборудованы краном с водопроводной водой, вешалкой для одежды, полкой для туалетных принадлежностей, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, радиоприемником, урной для мусора, бачком для питьевой воды. Не реже одного раза в неделю обвиняемому предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, норма площади камеры на одного человека соблюдена.

В силу СП 12-95 естественное освещение в камерах следует принимать согласно требованиям СНиП. При этом отношение площади световых проемов этих помещений к площади пола должно быть не менее 1:8. Размеры оконных проемов в ИВС и спецприемниках должны составлять не менее 1,2 м. по высоте и 0,9 м. по ширине (п. 17.11).

Из материалов дела усматривается, что административный истец в оспариваемые периоды содержался в камерах изолятора временного содержания г. Славгорода №№2,3,4,6.

Из представленного суду акта обследования технической укрепленности ИВС МО МВД России « Славгородский», утвержденного 22 июля 2022 года следует, что оконный проем в камерах №№2,3,4,6 не соответствует предъявляемым требованиям, т.к. размер составляет 58*80, 60*70, 57*74, 60*70 соответственно, отношение площади световых проемов к площади пола менее 1:8, что подтверждает доводы истца о ненадлежащем естественном освещении.

Данные обстоятельства отражены среди недостатков, выявленных в ходе обследования ИВС. Доказательств того, что выявленные нарушения были устранены и администрацией ИВС в указанной части приняты все меры по их устранению отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, лица, если указанным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено указанным Кодексом (часть 7).

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Как установлено судом, административный истец в своем административном исковом заявлении просит признать условия содержания ненадлежащими в августе 2021 года. Учитывая, в настоящее время административный истец также находится в следственном изоляторе, суд полагает, что настоящее административное исковое заявление истцом подано в суд в установленный законом срок.

Учитывая фактические обстоятельства дела, степень вины ответчика, не обеспечившего предусмотренные законом условия содержания истца под стражей, характер нравственных страданий лица, содержащегося в изоляции в таких условиях, фактическую длительность нахождения административного истца в ИВС (14 дней), превышение допустимого срока пребывания в изоляторе временного содержания в течение месяца, следует признать условия содержания под стражей не соответствующими закону и взыскать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Славгородский» в пользу административного истца в размере 10 000 рублей.

При определении надлежащего ответчика суд принимает во внимание следующее.

Согласно ч. 3 ст. 158 БК РФ обязанность выступать в судах от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности возложена на главных распорядителей средств федерального бюджета.

Подпунктом 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699, установлено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Поскольку вред истцу был причинен в ИВС МО МВД России «Славгородский», надлежащим ответчиком по делу будет являться Министерство внутренних дел РФ, как главный распорядитель средств федерального бюджета.

Принимая во внимание вышеизложенное, иск Г.С.В. следует удовлетворить частично. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Г.С.В. компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Славгородский» в размере 10 000 рублей. В остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ - ░.░.░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2022 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-393/2022 ~ М-319/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Горбунов Сергей Владимирович
Ответчики
МО МВД России "Славгородский"
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства РФ
Суд
Славгородский городской суд Алтайского края
Судья
Гайдар Елена Васильевна
Дело на сайте суда
slavgorodsky--alt.sudrf.ru
22.04.2022Регистрация административного искового заявления
22.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023Дело оформлено
03.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее