УИД:22RS0065-02-2022-006864-02
Дело №2а-645/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года г.Барнаул
Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Жидких Н.А.,
при секретаре Севагине М.В.,
с участием административного ответчика Заречнева В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к Заречневу Вячеславу Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам, пени.
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула с иском к Заречневу В.С. о взыскании пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4282,69 руб., задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 14934 руб., пени за его неуплату в размере 52,27 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 1210,79 руб., задолженности по земельному налогу за 2020 год в размере 1359 руб., пени за его неуплату в размере 4,76 руб., в общей сумме 21843,51 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что по данным УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиала по Алтайскому краю ответчику в заявленный период на праве собственности принадлежал жилой дом по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ул.Курчатова,22, кадастровый номер:22:63:030220:116. Также ответчику в заявленный период на праве собственности принадлежал земельный участок по указанному адресу, кадастровый номер 22:63:030220:95.
Согласно сведениям, представленным ГИБДД, ответчик в заявленный период являлся владельцем транспортного средства: ФОЛЬКСВАГЕН ТОУАРЕГ, г.р.з. Н499УК22.
В адрес ответчика направлены уведомления и требования, которые оставлены без исполнения. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности. Заявление о вынесении судебного приказа удовлетворено, вынесен судебный приказ, с учетом поступивших от должника возражений судом вынесено определение об отмене судебного приказа.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежаще, в иске просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебном заседании возражал по заявленному иску ввиду пропуска срока предъявления требований налоговым органом, принадлежность перечисленного в иске имущества не оспаривал, указав на неполучение от инспекции налоговых уведомлений и требований.
Заинтересованное лицо не явилось, извещено надлежаще, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав пояснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.п.2,4 ст.52 НК РФ случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.
В силу п.4 ст.57 того же Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В соответствии с п.п.1,6 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п.1 ст.70 НК РФ).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный, земельный налоги, налог на имущество на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п.3 ст.363, п.4 ст.397, п.2 ст.409 НК РФ).
Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С направлением предусмотренного ст.69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст.48 и ст.75 НК РФ следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Судом установлено, что ответчику в заявленный период на праве собственности принадлежал жилой дом по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ул.Курчатова,22, кадастровый номер:22:63:030220:116. Также ответчику в заявленный период на праве собственности принадлежал земельный участок по указанному адресу, кадастровый номер 22:63:030220:95.
Кроме того, ответчик в заявленный период являлся владельцем транспортного средства: ФОЛЬКСВАГЕН ТОУАРЕГ, г.р.з. Н499УК22.
Перечень имущества, приведенного в иске, принадлежащего ответчику, периоды владения им, подтверждены материалами дела и ответчиком.
Между тем, судом в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие правовых оснований для взыскания с ответчика заявленной ко взысканию задолженности по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из материалов дела в адрес ответчика направлены налоговые уведомления: от 21.08.2018 №75869384 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 14934 руб. и налога на имущество за 2017 год в размере 21299 руб. в срок до 03.12.2018; от 01.09.2021 №39458351 об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 14934 руб. и земельного налога за 2020 год в размере 1359 руб. в срок до 01.12.2021 (л.д.11,14).
В связи с неуплатой в установленный законом срок суммы налогов ответчику выставлены требования: от 29.01.2019 №2659 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 14934 руб. и пени за его неуплату в размере 214,43 руб., налога на имущество за 2017 год в размере 21299 руб. и пени за его неуплату в размере 305,82 руб., от 14.11.2021 №88551 об уплате пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 3837,34 руб., пени за неуплату налога на имущество за 2017 год 5546,01 руб., пени за неуплату земельного налога за 2017 года в размере 292,37 руб. в срок до 23.12.2021 (л.д.18,32). Общая сумма требований не превысила 10000 руб. (в редакции, действовавшей на момент направления требования).
Кроме того, в связи с неуплатой в установленный законом срок суммы налогов ответчику выставлено требование от 16.12.2021 №139659 об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 14934 руб. и пени за его неуплату в размере 52,27 руб., земельного налога за 2020 год в размере 1359 руб. и пени за его неуплату в размере 4,76 руб. в срок до 28.01.2022 (л.д.26). Общая сумма требований превысила 10000 руб. (в редакции, действовавшей на момент направления требования).
Факт направления уведомлений и требований административному ответчику подтверждается реестрами заказных писем, сведениями АИС Налог-3 ПРОМ. В материалы дела также представлено заявление Заречнева В.С. на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика от 17.12.2021.
В добровольном порядке требования налогового органа налогоплательщиком не исполнены.
Согласно ответам на запрос суда и содержанию иска по требованию от 29.01.2019 №2659 о взыскании недоимок и пени за 2017 год налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №8 Индустриального района г.Барнаула, вместе с тем определением от 28.10.2019 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока.Согласно сведениям сервиса АИС Налог-3 налоговый орган с административным исковым заявлением в районный суд не обращался.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Согласно положениям статьи 286 КАС РФ и 48НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
С ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления инспекция не обращалась. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска указанного срока для обращения в суд, инспекцией не представлено, а на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым органом был пропущен срок, установленный для принудительного взыскания.
Таким образом, поскольку в отношении задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 14934 руб. и налогу на имущество за 2017 год в размере 21299 руб. мировым судьей отказано в принятии заявления налогового органа, а также отсутствуют иные доказательства обращения в районный суд за взысканием указанной задолженности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскании заявленной ко взысканию пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4282,69 руб. и пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 1210,79 руб., в связи с чем суд отказывает в иске в указанной части.
При разрешении требований о взыскании недоимок и пени за 2020 год, суд исходит из следующих обстоятельств, установленных по настоящему делу.
Так, в подтверждения соблюдения факта направления уведомления от 01.09.2021 №39458351 и требования от 16.12.2021 №139659 административному ответчику представлены реестры заказных писем, согласно которых уведомление отправлено заказным письмом №80524163272709, требование заказным письмом №65097366057219.
Из ответов АО «Почта России» на запросы суда от 15.02.2023, от 28.03.2023 следует, что заказные письма прибыли в ОПС 07.10.2021 и 29.12.2021, выданы в доставку почтальону без приписки к сопроводительным документам, поэтому подтвердить попытки доставки и вручения писем не представляется возможным. Заказное письмо №80524163272709 оформлено на возврат 01.12.2021 по причинам неявки адресата за получением письма и истечения срока хранения. Согласно данным информационных систем АО «Почта России» заказное письмо №65097366057219 вручено адресату 08.02.2022, однако, документы, подтверждающие данный факт, в ОПС Барнаул 656048 не найдены, что равнозначно утрате письма. Согласно Приказа от 29.09.2015 №482-п «Об утверждении перечня производственных документов, образующихся в процессе деятельности АО «Почты России» срок хранения входящих и исходящих накладных и извещений на выданные почтовые отправления составляет 3 года. Документы по РПО №№65097366057219, 80524163272709 за 2021 год уничтожены в связи с подтоплением ливневыми водами, согласно акта от 25.07.2022 №1.
С учетом подключения Заречнева В.С. к личному кабинету налогоплательщика по заявлению от 17.12.2021, суд приходит к выводу, что доказательства своевременного направления налогоплательщику уведомления от 01.09.2021 №39458351 в материалах дела отсутствуют, при этом, факт того, что после подключения к личному кабинету налогоплательщика ему отправлено одновременно уведомление от 01.09.2021 №39458351 и требование от 16.12.2021 №139659 посредством личного кабинете не служит доказательством соблюдения налоговым органом установленного порядка направления налогового уведомления.
Таким образом, ввиду несоблюдения налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством порядка направления уведомления налогоплательщику, у суда отсутствуют правовые основания для взыскания задолженности по земельному налогу за 2020 год в размере 1359 руб., пени за его неуплату в размере 4,76 руб., задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 14934 руб., пени за его неуплату в размере 52,27 руб., в связи с чем отказывает в иске и в указанной части.
С учетом изложенного административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.05.2023
░.░. ░░░░░░░░░░░