Дело 2а-42/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 26 января 2023 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Ставровой Т.В.
при секретаре судебного заседания Щербак О.О.
с участием помощника прокурора
Ульчского района Хабаровского края Ковальчук А.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ с. Софийск Ульчского района Хабаровского края, комитету по образованию администрации Ульчского района Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определённые действия, -
УСТАНОВИЛ:
И.О. прокурора Ульчского района Хабаровского края обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к МБОУ СОШ с. Софийск Ульчского района Хабаровского края, комитету по образованию администрации Ульчского района Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определённые действия.
В обоснование требований указано следующее:
Прокуратурой Ульчского района в рамках приказа прокурора Хабаровского края проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности, о защите прав и свобод несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
Так, в ходе проведения проверки в ноябре 2022 года, установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в МБОУ СОШ с. Софийск Ульчского района Хабаровского края, имеется свободный доступ на территорию данного объекта, а также осуществляется недостаточное освещение объекта (территории).
Так, в ходе проведения проверки установлено, что МБОУ СОШ с. Софийск Ульчского района Хабаровского края, присвоена № категория опасности объекта.
В нарушение Требований мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта осуществляются не в полной мере, а именно: ограждение установленное по периметру объекта образования, а именно калитки, не имеют запорного устройства, забор имеет повреждения щели, частично наклонен, высота данного забора не исключает возможность беспрепятственного входа на территорию, а также не соответствует Нормам.
Также на территории имеется шлагбаум, запирающийся на железную цепочку, закреплённую замком. На момент проверки на территории школы находится посторонний снегоход.
Тем самым на объекте образования, отнесенного к 3 категории опасности, не приняты меры к исключению бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и транспортных средств, чем создается реальная угроза безопасности воспитанников и сотрудников образовательной организации.
Также, территория объекта не в полной мере отвечает Требованиям антитеррористической защищенности в части оснащения объектов (территорий) системой наружного освещения, а именно освещается только со стороны входа и со стороны пожарного выхода. Остальные части здания (боковые), а также территория объекта оснащения не имеет.
На основании изложенного, с учетом утонений, просят признать незаконным бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Софийск Ульчского муниципального района и комитета по образованию администрации Ульчского муниципального района, выразившееся в не принятии мер к исключению бесконтрольного пребывания на территории объекта посторонних лиц и транспортных средств, а также оснащения территории системой наружного освещения МБОУ СОШ с. Софийск в соответствии с Требованиями и Нормами.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Софийск Ульчского муниципального района в срок до 01.09.2023 оборудовать по всему периметру территории объекта МБОУ СОШ с. Софийск ограждение из стальной сетки высотой не менее 1.2 м или иное в соответствии с Требованиями.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Софийск Ульчского муниципального района в срок до 01.09.2023 оборудовать калитки и ворота, расположенные в ограждении из стальной сетки высотой не менее 1.2 м или иное в соответствии с Требованиями, установленном по периметру территории объекта МБОУ СОШ с. Софийск, запирающим устройством, которое воспрепятствует прохождение посторонних лиц на территорию МБОУ СОШ с. Софийск.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Софийск Ульчского муниципального района в срок до 01.09.2023 оборудовать весь периметр территории МБОУ СОШ с. Софийск наружным освещением.
Обязать комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района выделить денежные средства муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школы с. Софийск Ульчского муниципального района для оборудования по всему периметру территории объекта МБОУ СОШ с. Софийск ограждения из стальной сетки высотой не менее 1.2 м или иное в соответствии с Требованиями, для оборудования калитки и ворот, расположенных в ограждении из стальной сетки высотой не менее 1.2 м или иное в соответствии с Требованиями, установленном по периметру территории объекта МБОУ СОТТТ с. Софийск, запирающим устройством, которое воспрепятствует прохождение посторонних лиц на территорию МБОУ СОШ с. Софийск, для оборудования территории МБОУ СОШ с. Софийск наружным освещением весь периметр территории объекта МБОУ СОШ с. Софийск до 01.09.2023.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске, с учетом представленных уточнений.
Представители административных ответчиков МБОУ СОШ с. Софийск, комитета по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Комитетом по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края представлен письменный отзыв согласно которому полагают административные исковые требования незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению, так как
МБОУ СОШ с. Софийск является муниципальным бюджетным учреждением, то есть некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ). Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 8 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением от 21.12.2021г. № 929-па утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания. Данным Порядком установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется за счет средств бюджета района в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете района на указанные цели. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ осуществляется путем предоставления субсидии на выполнение муниципального задания. Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета МБУ. Предоставление МБУ субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из бюджета района муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), заключаемого структурным подразделением администрации района, осуществляющим отдельные функции и полномочия учредителя в отношении МБУ по форме, утвержденной финансовым управлением (п.3.1, 3.25-3.26 Порядка).
Таким образом, Комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района не финансирует образовательные учреждения. Финансирование осуществляется органом местного самоуправления -администрацией Ульчского муниципального района в лице финансового управления. Денежные средства в виде субсидии перечисляются на счет муниципального образовательного учреждения главным распорядителем бюджетных средств.
На основании вышеизложенного, Комитет по образованию не является надлежащим ответчиком по данному делу. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Обосновывая свои требования, прокурор Ульчского района ссылается на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, которым утверждены Санитарные правила СП 2.4.3648-20 в соответствии с п.2.2.1, которых собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями. Так же указывает на п.4 п.п.10 Строительных норм 441-72*, утвержденных Постановлением Госстроя № 99 от 26.05.1972г., а именно, что ограждение детских яслей-садов должно быть из стальной сетки или железобетонным, решетчатым и иметь высоту не менее 1,2м. Однако, согласно примечанию к данным строительным нормам, допускается применять также местные материалы (за исключением кирпича) с учетом технической и экономической целесообразности. Применение деревянных оград допускается в многолесных районах. Ульчский район входит в Дальневосточный таежный район перечня лесорастительных зон Российской Федерации, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 18.08.2014 № 367 и является многолесным районом. Таким образом, считают требования об ограждении именно стальной сеткой является необоснованным и незаконным. В целях антитеррористической защищенности ограждение учреждения образования должно обеспечивать: эффективную и надежную защиту территории учреждения или организации от проникновения злоумышленников и бродячих животных; невозможность самостоятельного выхода (выезда) детей за территорию образовательного учреждения; недоступность несанкционированного проезда транспортных средств. Кроме того, установленные системы ограждений должны обеспечивать антитеррористическую защиту «в соответствии с установленными стандартами безопасности, предусмотренными действующим законодательством. Конструктивные особенности ограждений для детских учреждений должны: обеспечивать высокую степень безопасности; не иметь травмоопасных элементов; быть такой формы и размеров, чтобы исключить возможность застревания в нем ребенка или частей его тела; понятно и точно обозначать границы (периметр) территории организации, чтобы исключить ее случайное покидание; быть внешне привлекательными, соответствовать особенностям ландшафта местности; обеспечивать хорошую просматриваемость территории со всех сторон; быть устойчивыми к воздействию ветровых и иных механических нагрузок; обеспечивать хорошую естественную вентиляцию и поступление достаточного количества света. Особые требования предъявляются также к материалам и комплектующим, которые используются в изготовлении ограждений для детских организаций. Они должны быть нетоксичными, обладать высокой стойкостью к повышенной влажности, воздействию ультрафиолетового излучения, высоким и низким температурам. Конструкции должны включать прочные элементы, рассчитанные на длительную эксплуатацию, которые к тому же можно быстро отремонтировать. МБОУ СОШ с. Софийск ограждена забором, который выполнен из металлической сетки рабицы, закрепленная в железных рамках, бетонные опоры (столбы) протяженностью 700м, высота 2м. Забор и ворота металогические, две калитки деревянные. Ворота и калитки запираются на навесные замки. Таким образом учреждение имеет ограждение. Освещение с двух сторон территории – центральный и запасной выход. Согласно коммерческого предложения ООО «гарант» а также локального сметного расчета на устройство ограждения стоимость работ по обустройству ограждения по периметру образовательного учреждения изготовленного из металла составит 4,7 млн.р., из дерева 1,9 млн. рублей. На основании изложенного просят суд в удовлетворении административных исковых требований прокурора Ульчского района о признании бездействия и совершения определенных действий в отношении Комитета по образованию администрации Ульчского муниципального района, а именно в части оборудовать по всему периметру территорию объекта МБОУ СОШ с.Софийск по адресу с.Софийск ул. Центральная д. 12 ограждением именно из стальной сетки высотой не мене 1,2 м. отказать.
Суд на основании положений ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отложения судебного разбирательства дела, и считает возможным рассмотреть его в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Таким образом, в силу указаний закона, прокурор наделен правом выступать в защиту таких лиц.
Согласно ст.ст. 18, 45, 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст.41 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Кроме того, ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуру должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее по тексту - Требования).
В соответствии с п. 2 и п. 5 Требований для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения, на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно- техническими средствами и системами охраны (п.18).
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается в том числе путем неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств (п. 19).
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях), своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями (п.20).
Выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении с использованием почтовых отправлений, достигается посредством: организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, токсичных химикатов на объекты (территории) (п.23).
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), осуществляются в том числе следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутри объектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения (п. 24). Данные требования п. 24 также распространяются в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности (п. 25).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 утверждены Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».( далее по тексту - Нормы)
Согласно п. 1.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», последние направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 2.2.1. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.
В силу п. 4 пп. 9 строительных норм 441-72* «Указания по проектированию ограждения и площадок, участков предприятий, зданий и сооружений», утвержденных Постановлением Госстроя № 99 от 26.05.1972, ограждение общеобразовательных школ должно быть из стальной етки и иметь высоту не менее 1.2м.
В силу п. 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Установлено, что МБОУ СОШ с. Софийск Ульчского муниципального района Хабаровского края присвоена № категория опасности объекта.
МБОУ СОШ с. Софийск Ульчского муниципального района Хабаровского края является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральными законами «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7, «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами Хабаровского края, нормативными актами органов местного самоуправления Ульчского района Хабаровского края, оказывающей услуги по обучению и воспитанию в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создаёт благоприятные условия для разностороннего развития личности. Предметом деятельности учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по реализации предусмотренных федеральными законами, законами Хабаровского края нормативными правовыми актами РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Ульчского района Хабаровского края в сфере образования.
Согласно положению о комитете по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края является структурным подразделением администрации Ульчского муниципального района, обеспечивающим осуществление государственной политики в сфере дошкольного, начального, основного общего и среднего общего, а также дополнительного образования в Ульчском муниципальном районе.(п.1.1) В непосредственном ведении комитета по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края находятся дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации. (п.1.6) Учредителем муниципальных образовательных организаций является комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (п.1.7) К полномочиям комитета по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.(п. 2.5) Комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств (п. 3.9) Согласно п. 3.31 участвует в подготовке проекта бюджета района на очередной финансовый год в части расходов, необходимых для обеспечения реализации муниципальной политики в сфере образования. В соответствии с п. 3.46 комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края организует выполнение требований законов и иных нормативных правовых актов в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах своих полномочий, обеспечивает контроль в подведомственных организациях за соблюдением санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности, направленных на охрану жизни и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций. В соответствии с п. 4.6.10 председатель комитета по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края является главным распорядителем бюджетных и внебюджетных средств, обладает правом первой подписи на финансовых и иных документах комитета.
В судебном заседании установлено, что на территорию МБОУ СОШ с. Софийск имеется свободный доступ, а также осуществляется недостаточное освещение объекта (территории). В нарушение Требований мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта осуществляются не в полной мере, а именно: ограждение установленное по периметру объекта образования, а именно калитки, не имеют запорного устройства, забор имеет повреждения щели, частично наклонен, высота данного забора не исключает возможность беспрепятственного входа на территорию, а также не соответствует Нормам. Также на территории имеется шлагбаум, запирающийся на железную цепочку, закреплённую замком. На момент проверки на территории школы находится посторонний снегоход. Тем самым на объекте образования, отнесенного к 3 категории опасности, не приняты меры к исключению бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и транспортных средств, чем создается реальная угроза безопасности воспитанников и сотрудников образовательной организации. Также, территория объекта не в полной мере отвечает Требованиям антитеррористической защищенности в части оснащения объектов (территорий) системой наружного освещения, а именно освещается только со стороны входа и со стороны пожарного выхода. Остальные части здания (боковые), а также территория объекта оснащения не имеет.
Таким образом, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.
Требование об обязании комитета по образованию администрации Ульчского муниципального района выделить денежные средства МБОУ СОШ с. Софийск Ульчского муниципального района Хабаровского края для выполнения обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с обеспечением МБОУ СОШ с. Софийск Ульчского муниципального района Хабаровского края возможности выполнения вышеуказанных требований, не противоречит закону и соответствует компетенции комитета по образованию администрации Ульчского муниципального района.
Учитывая указанные обстоятельства, доводы административного ответчика, что административные исковые требования незаконны, необоснованны, и не подлежат удовлетворению, так как комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком, не состоятельны и противоречат вышеуказанным обстоятельствам и доказательствам по делу.
Доводы административного ответчика, изложенные в возражениях, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Как видно из акта проверки и фототаблицы к нему прокуратурой Ульчского района Хабаровского края от 19.12.2022 МБОУ СОШ с. Софийск Ульчского муниципального района Хабаровского края указаны следующие нарушения: имеется свободный доступ на территорию данного объекта, а также осуществляется недостаточное освещение объекта (территории). ограждение установленное по периметру объекта образования, а именно калитки, не имеют запорного устройства, забор имеет повреждения щели, частично наклонен, высота данного забора не исключает возможность беспрепятственного входа на территорию, а также не соответствует Нормам.
Также на территории имеется шлагбаум, запирающийся на железную цепочку, закреплённую замком. На момент проверки на территории школы находится посторонний снегоход. Тем самым на объекте образования, отнесенного к 3 категории опасности, не приняты меры к исключению бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и транспортных средств, чем создается реальная угроза безопасности воспитанников и сотрудников образовательной организации. Также, территория объекта не в полной мере отвечает Требованиям антитеррористической защищенности в части оснащения объектов (территорий) системой наружного освещения, а именно освещается только со стороны входа и со стороны пожарного выхода. Остальные части здания (боковые), а также территория объекта оснащения не имеет. Таким образом, данные нарушения на момент проверки имели место быть.
Бездействие ответчиков в исполнении требований вышеуказанных норм, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, реализация интересов которых связана с надлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, указанное не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с действующим законодательством, в случае, если действия, к совершению которых ответчик обязан решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для исполнения обязанности по устранению нарушения требований к антитеррористической защищенности требуется проведение дополнительных мероприятий, а также значимость и необходимость скорейшего обеспечения безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, в том числе детей, суд считает необходимым установить срок для исполнения настоящего решения до 01.09.2023 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,-
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2023 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1.2 ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2023 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1.2 ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2023 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1.2 ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1.2 ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 01.09.2023.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░