дело №2а-243/2023
10RS0013-01-2023-000044-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2023 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Савкиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Егорову А.В. о взыскании задолженности и пени по налоговым обязательствам,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее – Управление) обратилось в суд, мотивируя тем, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе. Должнику заказным письмом было направлено налоговое уведомление, которое в установленный срок должником не исполнено. В последующем налоговым органом заказным письмом должнику направлено требование об уплате налога и соответствующей суммы пени. По данным лицевого счета за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в размере 731 руб., пени за 2017, 2018г, 2019 г. 84,15 руб. Ссылаясь на положения п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец просит взыскать с Егорова А.В. транспортный налог за 2019 г. – 731 руб., пени – 84,15 руб., всего 815,15 руб.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела административный истец надлежащим образом извещен.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался судом о рассмотрении дела.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п.4 указанной статьи требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
В силу ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Исходя из положений ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно сведениям ГИБДД за Егоровым А.В. был зарегистрирован автомобиль ..., VIN № хх.хх.хх г., хх.хх.хх г. регистрация аннулирована, хх.хх.хх г. восстановлена регистрация за прежним собственником.
Налоговым органом было направлено уведомление № от хх.хх.хх г., приведен расчет транспортного налога за 2 месяца владения транспортным средством в течение 2019 г., в размере 817 руб.
В связи с образованием задолженности налоговым органом направлено требование №, указана задолженность за 2019 г. в размере 817 руб., пени 46,56 руб.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. с Егорова А.В. взыскана задолженность по налоговым платежам в сумме 1835,35 руб., в том числе транспортный налог за 2018 г, 2019 г, в размере 1743 руб., пени 92,35 руб., государственная пошлина 200 руб.
Определением мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.
В обоснование возражения на иск Егоров А.В. сообщил, что автомобиль был у него изъят хх.хх.хх г. в связи с возбуждением уголовного дела, после совершения процессуальных действий он автомобилем не пользовался, ответчиком представлены сведения о том, что автомобиль был признан вещественным доказательством по уголовному делу и оставлен на хранении на территории автостоянки ОМВД России по Прионежскому району в г.Петрозаводск, ул.Онежской флотилии, д.24.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога связывается с наличием объекта налогообложения, одним из которых является имущество (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Объектом налогообложения транспортным налогом признается наряду с другим движимым имуществом автомобиль, зарегистрированный в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
Исходя из подп.7 п.2 указанной статьи не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Таким образом, в качестве объекта налогообложения транспортного налога признается объект, соответствующий двум критериям: является транспортным средством, зарегистрирован в установленном порядке.
В силу правила, закрепленного в п. 3 ст. 362 НК РФ, прекращение исчисления налога осуществляется в случае снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.).
Согласно пункту 3.4 ст. 362 НК РФ в отношении транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным федеральным законом, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором такое транспортное средство было принудительно изъято у его собственника, на основании заявления о прекращении исчисления налога в связи с принудительным изъятием транспортного средства, представленного налогоплательщиком в налоговый орган. Указанное основание прекращения исчисления налога применяется независимо от снятия транспортного средства с регистрации.
В п. 3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 26 июня 2018 г. № 399 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) указано, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий возникают у налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что транспортное средство было изъято у Егорова А.В. хх.хх.хх г. хх.хх.хх г. регистрация транспортного средства за Егоровым А.В. была аннулирована и восстановлены сведения о регистрации за прежним собственником ФИО5
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25 марта 2021 г. № 562-О федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков. Расширение же перечня случаев, когда налогоплательщик считается не имеющим объекта обложения транспортным налогом, за счет включения в него случая временного выбытия транспортного средства из владения налогоплательщика в связи с возбуждением уголовного дела, в рамках которого транспортное средство изъято как вещественное доказательство, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. С учетом изложенной позиции то лишь обстоятельство, что транспортное средство, признанное вещественным доказательством по расследуемому уголовному делу, не поименовано в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации - в отличие от транспортных средств, находящихся в розыске и потому не признающихся объектами налогообложения, - не может свидетельствовать о нарушении прав налогоплательщиков.
При таких обстоятельствах налоговым органом правомерно исчислен транспортный налог за 2 месяца 2019 г.
Таким образом, суд считает исковое заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░, (░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░ ░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░. ░ ░░░░░░░ 731 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 84,15 ░░░., ░░░░░ 815,15 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03 ░░░ 2023 ░░░░.