№ 2а-164/2024
53RS0002-01-2023-002530-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 06 февраля 2024 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
с участием представителя административного истца Администрации Боровичского муниципального района Горячевой Н.А.,
представителя заинтересованного лица (взыскателя) Боровичской межрайонной прокуратуры Комаровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Боровичского муниципального района к специализированному отделению судебных приставов по Новгородской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу СОСП по Новгородской области ГМУ ФССП России Шамовой Марине Леонидовне, Главному межрегиональному (специализированному) управлению ФССП России, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Боровичского муниципального района обратилась с вышеназванным административным иском, в обоснование указав, что является должником по исполнительному производству №28964/23/98053-ИП, возбужденному 05.07.2023 года на основании исполнительного листа от 30.06.2023 года, выданного Боровичским районным судом, предмет исполнения: обязать Администрацию Боровичского муниципального района не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по обеспечению граждан, проживающих в д.<адрес>, качественной питьевой водой, соответствующей федеральным санитарным правилам и нормам.
Администрацией Боровичского муниципального района приняты меры к исполнению решения Боровичского районного суда. Постановлением Администрации от 13 февраля 2023 года №387 утвержден Порядок подвоза питьевой воды населению Боровичского муниципального района. Пунктом 2 указанного постановления МУП «Боровичский Водоканал» определен в качестве организации, осуществляющей подвоз воды населению Боровичского муниципального района. В настоящее время МУП «Боровичский Водоканал» осуществляет мероприятия по разработке и установлению через комитет по тарифной политике Новгородской области тарифа на подвоз воды.
Ответчик постановлением от 03.10.2023г. установил исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в адрес Администрации Боровичского муниципального района 23.10.2023 года, что подтверждается записью (входящий номер) № М20-3526-В в электронной системе ДЕЛО-WEB Администрации муниципального района.
Ссылаясь на положения ст.ст.39, 112 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Администрация Боровичского муниципального района просит признать недействительным постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера, и установлении нового срока исполнения от 03.10.2023 г., освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 03.10.2033 г. полностью.
В соответствии со ст.ст. 41, 47 КАС РФ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: начальник отделения - старший судебный пристав СОСП по Новгородской области ГМУ ФССП России Шамова М.Л., Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП России, заинтересованным лицом – Боровичский межрайонный прокурор.
В судебном заседании представитель административного истца-Администрации Боровичского муниципального района Горячева Н.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Административные ответчики, представитель заинтересованного лица-МУП «Боровичский Водоканал» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица- помощник Боровичского межрайонного прокурора Комарова А.С. полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом № 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 г. N 0001/16, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
Решением Боровичского районного суда от 11 июля 2022 года на Администрацию Боровичского муниципального района возложена обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по обеспечению граждан, проживающих в д. <адрес>, качественной питьевой водой, соответствующей федеральным санитарным правилам и нормам
Решение вступило в законную силу 26 августа 2022 г.
05 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП Андреевой А.Ю. на основании исполнительного листа №2а-950/2022 возбуждено исполнительное производство с установлением 5-дневного срока для добровольного исполнения. В тот же день копия постановления направлена в адрес должника и получена им 26 июля 2022 г.
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по Новгородской области ГМУ ФССП России Шамовой М.Л. от 03 октября 2023 года, т.е. по истечению срока для добровольного исполнения, с Администрации Боровичского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей по причине неисполнения решения суда в установленный законом срок. Копия постановления получена должником 23.10.2023 г.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Как следует из материалов исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации Боровичского муниципального района направлялось требование в 7-дневный срок исполнить решение суда. Данное требование получено должником 07 ноября 2023 года.
Материалами исполнительного производства подтверждается, что 03.02.2023 г., т.е. за пределами установленного 6-месячного срока исполнения решения суда, Администрацией Боровичского муниципального района вынесено постановление №387, которым утвержден Порядок подвоза питьевой воды населению Боровичского муниципального района. Пунктом 2 указанного постановления МУП «Боровичский Водоканал» определен в качестве организации, осуществляющей подвоз воды населению Боровичского муниципального района. Иные мероприятия для организации водоснабжения жителей д.<адрес> должником не выполнялись.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 03 октября 2023 года вынесено начальником отделения - старшим судебным приставом СОСП по Новгородской области ГМУ ФССП России Шамовой М.Л. обоснованно, основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, или уменьшения размера сбора, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 173-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «20 » ░░░░░░░ 2024 ░░░░.