№2а-174/2023
УИД 22RS0026-01-2023-000194-29
Мотивированное решение изготовлено 06.07.2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 29 июня 2023 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Дворядкина А.А.,
при секретаре Гавриловой Т.С.,
с участием административного истца – помощника прокурора Красногорского района Алтайского края Бизяевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красногорского района Алтайского края к Администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногорского района Алтайского края обратился в Красногорский районный суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Красногорского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в соответствии с заключенным 12.11.2018 соглашением «О передаче Администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края осуществления части полномочий Администрации Красногорского района Алтайского края» полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации от Администрации Красногорского района переданы Администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края. Указанное соглашение заключено на основании решения районного Совета народных депутатов от 30.10.2018 «О передаче администрациям Березовского, Быстрянского, Красногорского, Новозыковского, Новоталовского, Соусканихинского, Усть-Ишинского и Усть-Кажинского сельсоветов в границах муниципального образования Красногорский район Алтайского края осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Администрации Красногорского района Алтайского края».
Постановлением Администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от 31.12.2019 № 62 утвержден Перечень муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования Усть-Кажинский сельсовет Красногорского района Алтайского края, включая оценку технического состояния автомобильных дорог, как одно из мероприятий по организации и проведения работ по ремонту автомобильных дорог, возложена на муниципальное образование Усть-Кажинский сельсовет Красногорского района Алтайского края.
Однако, Администрацией Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края оценка технического состояния автомобильных дорог и учет результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности не проводилась, что свидетельствует о несоблюдении требований законодательства в области дорожной деятельности. Несоблюдение названных требований законодательства ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения. Просят признать незаконным бездействие Администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края, выразившееся в неприятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования; обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Усть-Кажинский сельсовет Красногорского района Алтайского края. Обязать Администрацию Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Усть-Кажинский сельсовет Красногорского района Алтайского края в срок до 01.11.2023 года.
Административный истец – помощник прокурора Красногорского района Бизяева М.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, указанным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края - Бусов С.И. в судебное заседание не явился, подал заявление о признании исковых требований и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку неявившиеся лица извещены о судебном заседании, ходатайств об отложении не заявляли, суд их явку обязательной не признал, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
На основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Красногорского района проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу статьи 3, части 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 257-ФЗ).
Статьей 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.
Согласно п. 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 и действующего с 1 января 2021 года, так же предусмотрено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. ����������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????????????????�?????????J?J??�?????????J?J???????????????J?J?J???????????????J?J????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������™�����?������™�����?������™�����?�������?????????�?�?�? �?�???????????????????�?�?�? �?�???????????�???????¤?$??$??????????�?????????¤?$??$????????????�???????¤?????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: 1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования; 2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); 3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) (пункт 4).
По результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги, как и в соответствии с ранее действующим Порядком, 1) устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (пункт 6 действующего Порядка).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 13 указанного Федерального Закона полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона Алтайского края от 03.12.2008 № 123-ЗС «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Алтайском крае» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, п. 3, п. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, как вопросы местного значения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта сельских поселений и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание федеральный законодатель возложил на орган местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 12.11.2018 Администрация Красногорского района Алтайского края заключило соглашение № 8 с Администрацией Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края о передаче осуществления части полномочий.
Согласно п. 1.1 Соглашения Администрация района передает, а Администрация сельсовета принимает осуществление полномочий в части: дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организации дорожного движения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.2 Соглашения Администрация района обязана перечислять межбюджетные трансферты на осуществление переданной части полномочий, так же обязана обеспечить передачу Администрации сельсовета межбюджетных трансфертов.
Пунктом 2.4 Соглашения предусмотрено, что Администрация сельсовета осуществляет переданные ей Администрацией района полномочия в соответствии с настоящим соглашением.
Пунктом 4.2 Соглашения предусмотрено так же, что Администрация сельсовета несет ответственность за осуществление переданной ей части полномочий, в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами. В случае неисполнения Администрацией района вытекающих из настоящего Соглашения обязательств по финансированию осуществления Администрацией сельсовета переданной ей части полномочий, Администрация сельсовета вправе требовать расторжение данного Соглашения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Прокуратурой Красногорского района Алтайского края 27.02.2023 года Главе Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Однако, до настоящего времени представление прокурора не исполнено, оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения не проведена. При том, что указанными соглашениями Администрация Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края приняла на себя обязательство по осуществлению полномочий в части обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. А оценка технического состояния автомобильных дорог как раз и проводится в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. И по её результатам устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
Указанное свидетельствует о бездействии администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края. В связи с чем, исковые требования в части признания незаконным указанного бездействия и возложении обязанности провести оценку технического состояния автомобильных дорог подлежат удовлетворению.
Главой администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края Бусовым С.И. было подано заявление о признании исковых требований в полном объеме. Согласно ч. 3 ст. 46 административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Срок для исполнения названных обязанностей ответчиком, указанный в административном исковом заявлении, по мнению суда, является разумным и достаточным.
В случае наличия каких-либо объективных препятствий для исполнения решения суда в указанный срок, ответчики вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 01.11.2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
.
.