Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-387/2023 ~ М-395/2023 от 27.10.2023

        11RS0012-01-2023-001079-40     Дело № 2а-387/2023

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    Прилузский районный суд Республики Коми

    в составе председательствующего судьи Можеговой Т.В.

    при секретаре Кныш Е.А.

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

    27 ноября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Прилузского района к администрации сельского поселения «Объячево» муниципального района «Прилузский» об обязании устранить нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления

    установил:

    Прокурор Прилузского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к АСП «Объячево» об обязании устранить нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления. В обоснование иска указано, что в рамках прокурорской проверки на территории д. Тупеговской с.п. «Объячево» Прилузского района выявлен земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в пользовании        АСП «Объячево», на котором размещены отходы коммунального, древесного и строительного характера. Поскольку размещение вышеназванных отходов на земельном участке организовано ответчиком, вынуждены обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, которым просит обязать АСП «Объячево» ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в д. Тупговской с. Объячево Прилузского района Республики Коми, ограниченной географическими координатами      <адрес> (яндекс координаты <адрес>) в срок до 01.07.2025.

    Помощник прокурора Прилузского района в судебном заседании административные требования поддержала в полном объёме.

    Представитель ответчика - руководитель администрации с.п. «Объячево» Теньков А.А., действующий на основании Устава, в суде с административными требованиями прокурора согласился в полном объеме, о чем предоставил суду заявление о признании иска, указав, что на день рассмотрения дела в суде мусор со спорного участка не вывезен.

    Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил отзыв, из которого следует, что исковые требования поддерживают в полном объеме.

    Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 150, 226 КАС РФ.

    Заслушав правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему.

    Статьи 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации предусматривают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

    Согласно ст. 7, 42 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Статьи 130, 132 Конституции РФ определяют, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

    В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно п. 2 этой же статьи при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

    Статья 51 вышеуказанного Федерального закона №7-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 51 этого же закона запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

    Согласно ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

    Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

    В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ, под объектом размещения отходов следует понимать специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

    Частью 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с частью 6 указанной статьи, размещение отходов в пределах объектов, не включенных в государственный реестр, не допускается.

    В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

    Из материалов дела следует, что изучение открытых данных государственного реестра объектов размещения отходов на сайте в сети «Интернет» http://rpn.gov.ru/ показало отсутствие в реестре информации об указанном объекте.

    С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанная несанкционированная свалка подлежит ликвидации.

    В соответствии пунктом 5.17 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001) предусмотрено понятие «ликвидация отходов», под которым следует понимать деятельность, связанную с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов.

    Как установлено статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ, под сбором отходов надлежит понимать прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, под их транспортированием - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка.

    Указанной нормой захоронение отходов определяется как изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

    Под утилизацией отходов надлежит понимать их использование для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

    Обезвреживание отходов определяется как уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

    Обработка отходов понимается как предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

    При изложенных обстоятельствах ликвидация свалки предполагает два самостоятельных комплекса мероприятий: уборка территории свалки (сбор отходов и их транспортирование в места ликвидации) и ликвидация вывезенных отходов (их утилизация, обработка, обезвреживание и захоронение).

    Как установлено частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены специализированные требования к объектам размещения отходов, соблюдение которых подлежит государственному контролю (надзору), а состояние окружающей среды в районах таких объектов – экологическому мониторингу.

    При изложенных обстоятельствах бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, создает опасность причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, чем нарушает право неопределенного круга лиц – населения МО СП «Объячево» - на благоприятную окружающую среду.

    Статья 269 ГК РФ определяет правомочия лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, а именно возможность владеть и пользоваться участком в своем интересе. Лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования, ЗК РФ называет землепользователями (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ). Исходя из положений ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ правом на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением наделены землепользователи, на которых, в свою очередь, возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    Согласно выписке из ЕГРН от 30.10.2023 №, правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 11:01:9501001:130 площадью 12652+/- 981, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения является администрация               с.п. «Объячево».

    Свалка организована на территории сельского поселения с.п. «Объячево», на земельном участке, который находится в постоянном (бессрочном) пользовании администрации с.п. «Объячево», при этом складирование отходов на вышеназванном земельном участке произошло также по инициативе АСП «Объячево», в связи с чем ответственность по прекращению деятельности эксплуатации свалки, принятии мер по очистке находящихся на территории земельного участка отходов производства и потребления следует возложить на правообладателя этого земельного участка -администрацию с.п. «Объячево» Прилузского района Республики Коми.

    Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180, 186, 227-228 КАС РФ, суд

    решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░      1 ░░░░░ - <░░░░░> (<░░░░░>).

    ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                        ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-387/2023 ~ М-395/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Прилузского района Республики Коми
Ответчики
Администрация сельского поселения Объячево
Другие
Прилузский районный отдел по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на сайте суда
priluz--komi.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация административного искового заявления
27.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2023Дело оформлено
22.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее