...
56RS0018-01-2019-000832-50
№ 2а-1933/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Халиулиной А.Р.,
с участием представителя административного ответчика Катасоновой О.В.,
заинтересованных лиц Ильиной Т.Е., Анисимовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колганова А.В, к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское» о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Колганов А.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением указав, что у него имеется несовершеннолетний ребенок К.С.А. ... года рождения, матерью которой является Ботина О.А., ... года рождения. 21.01.2019 года Ботина О.А. примерно в 23:44 часа оставила общего сына в квартире и ушла в неизвестном направлении. Факт ухода Ботиной О.А. зафиксирован на видео, из которого усматривается, что она покинула квартиру добровольно, без применения к ней какого-либо насилия, давления и вопреки уговорам остаться с малолетним ребенком. С момента ухода Ботина О.А. приходила один раз навестить общего сына в присутствии сотрудников полиции. В последствии Ботина О.А. также приходила по адресу проживания ребенка, однако в квартиру проходить отказывалась, устраивала скандалы и провокации. На телефонные звонки Ботина О.А. не отвечала, всячески провоцировала конфликтные ситуации. 23.01.2019 года по данному происшествию им было подано обращение в отдела полиции №5 МУ МВД «Оренбургское». Указанное заявление, принятое в производство, находилось на рассмотрении в отделе по делам несовершеннолетних в отдела полиции №5 МУ МВД «Оренбургское». 01.02.2019 года представителю по доверенности сотрудниками полиции была представлена копия немотивированного уведомления от 25.01.2019 года исх. №..., содержащая информацию о том, что проверка по его заявлению проведена и окончена, а с Ботиной О.А. проведена профилактическая беседа. Считает, что его права нарушены, поскольку отделом по делам несовершеннолетних отдела полиции №5 МУ МВД «Оренбургское» допущено явное бездействие. Просит признать бездействие отдела по делам несовершеннолетних отдела полиции №5 МУ МВД «Оренбургское», выразившееся в нарушении требований закона о регистрации его заявления и оформлении результатов проведенной проверки незаконным.
Определением суда от 22 февраля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ботина О.А., начальник отдела полиции №5 МУ МВД «Оренбургское».
В судебное заседание административный истец Колганов А.В. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика Катасонова О.В., действующая на основании доверенности, просила суд отказать в удовлетворении требований административного искового заявления. Пояснила, что 23.01.2019 года к начальнику отдела по делам несовершеннолетних отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское» обратился Колганов А.В. с просьбой осмотреть его жилищные условия, где проживает его малолетний ребенок. В ходе беседы с Колгановым А.В. было установлено, что 21.01.2019 года его сожительница Ботина О.А. ушла из дома по адресу: г. Оренбург, пр. ..., и до настоящего времени проживает отдельно от них с сыном. Старшим инспектором отдела по делам несовершеннолетних отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское» А.М.А. Колганову А.В. было рекомендовано написать заявление не о проведении осмотра его бытовых условий, а с просьбой проверить факт ненадлежащего исполнения родительских обязанностей Ботиной О.А. Колганов А.В. согласился, однако настаивал, чтобы инспектор обязательно посмотрел жилищные условия его ребенка. Данный факт также отражен в заявлении Колганова А.В. После этого, дежурный инспектор Анисимова М.А. незамедлительно отнесла первоначальный материал проверки по заявлению Колганова А.В. на регистрацию в дежурную часть, где он был зарегистрирован (КУСП №... от 23.01.2019 года). Самостоятельно Колганов А.В. в дежурную часть отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское» не обращался, инспектора выдать ему талон-уведомление не просил. 25.01.2019 года в ходе проведенной проверки по материалу КУСП №... от 23.01.2019 года инспектор отдела по делам несовершеннолетних посетила адрес проживания малолетнего К.С.А. ... года рождения, составила акт семейно-бытовых условий проживания ребенка. Обязанность выдавать талон-уведомление у инспектора отсутствовала. При таких обстоятельствах, считает, что права Колганова А.В. действиями сотрудников отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское» не нарушены.
В судебном заседании допрошенная в качестве заинтересованного лица Ильина Т.Е. пояснила, что Колганов А.В. обратился в отдел по делам несовершеннолетних отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское» с заявлением на котором была поставлена отметка о приеме и номер. Исполнением зарегистрированного заявления занималась она, при проведении проверки фактов, изложенных в заявлении, она опросила Ботину О.А., а также составила акт обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего. Поскольку оснований для возбуждения дела об административном правонарушении установлено не было, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не выносилось, о чем был составлен рапорт.
В судебном заседании допрошенная в качестве заинтересованного лица Анисимова М.А. пояснила, что Колганов А.В. обратился в отдел по делам несовершеннолетних отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское» на прием к начальнику отдела, который в свою очередь направила Колганова А.В. к ней. В ходе проведенной беседы она порекомендовала Колганову А.В. написать заявление с просьбой проверить факт ненадлежащего исполнения родительских обязанностей Ботиной О.А. Данное заявление Колганова А.В. она лично отнесла в дежурную часть, где оно было зарегистрировано (КУСП №... от 23.01.2019 года). Колганов А.В. в дежурную часть отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское» лично не обращался. Обязанность выдавать талон- уведомление согласно п.37 Инструкции отсутствовала.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом, под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Согласно ст. 53 ФЗ от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.
Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений об административных правонарушениях регулируется Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 736 (далее Инструкция).
В соответствии с п. 2 Инструкции в территориальных органах МВД России в целях настоящей Инструкции осуществляются прием, регистрация и разрешение, в том числе, заявления об административном правонарушении - письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно п.3 Инструкции прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях - получение заявлений и сообщений сотрудником органов внутренних дел, на которого организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия.
В силу п.4 Инструкции регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях - присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).
Согласно п.5 Инструкции разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии - проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.12 Инструкции заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, содержащиеся в письменных обращениях заявителей, направленных посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученных в ходе личного приема, принимаются подразделением делопроизводства и режима территориального органа МВД России, регистрируются в установленном порядкеи направляются руководителем (начальником) территориального органа МВД России в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП.
Согласно п.14.1 Инструкции сотрудник органов внутренних дел, принявший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, обязан незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП. При этом оперативному дежурному дежурной части передается следующая информация: дата и время поступления заявления (сообщения); фамилия, имя и отчество заявителя; адрес места жительства (пребывания), номер телефона заявителя; форма фиксации заявления (сообщения) (письменное заявление, протокол явки с повинной и другие).
В силу п.14.2 Инструкции на принятом заявлении о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии сотрудник органов внутренних дел в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.
В соответствии с п.34 Инструкции оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.
Согласно п.25 Инструкции заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
В силу п.36 Инструкции талоны-корешки остаются в дежурной части и используются при сверках полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб заявителей на действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с п.37 Инструкции при поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии способами, указанными впункте 12настоящей Инструкции, либо от сотрудника органов внутренних дел, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии по телефону талон-уведомление о приеме и регистрации заявления не оформляется, о чем вграфе 3КУСП делается соответствующая отметка.
Согласно п.п.40,41,42 Инструкции проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, его заместителя или заместителя начальника полиции либо начальника управления (отдела, отделения, пункта) полиции или его заместителя, начальника линейного отдела (отделения, пункта) полиции или его заместителя либо лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа, либо его заместителя. При этом вграфу 6КУСП заносится соответствующая информация. По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения). Краткое содержание резолюции заносится вграфу 7КУСП. Передача заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии исполнителю для разрешения осуществляется оперативным дежурным дежурной части незамедлительно под роспись в КУСП с фиксацией времени, даты передачи и фамилии исполнителя.
В соответствии с п.58 Инструкции заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП РФ. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требованийчасти 3 статьи 8истатьи 12Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленныхстатьей 4.5КоАП РФ.
Согласно положениям п.п.59-61 Инструкции по результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: возбуждении дела об административном правонарушении; об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности; о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности. Материалы, по которым принято решение о начале производства по делу об административном правонарушении, регистрируются в журнале учета материалов об административных правонарушениях. Ведение и хранение указанного журнала возлагается руководителем (начальником) территориального органа МВД России на сотрудников отделов, отделений (групп) по исполнению административного законодательства. Решения, указанные вподпунктах 59.3-59.4настоящей Инструкции, принимаются в течение семи дней с момента регистрации заявления (сообщения) об административном правонарушении в КУСП.
Согласно п.70 Инструкции информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, указанных впунктах 48,50,59,63настоящей Инструкции, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. Вграфе 9КУСП делается соответствующая отметка с указанием даты и исходящего номера письма, а также способа информирования (вручение под расписку, направление посредством почтовой связи, факсимильным или электронным видами связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.
Судом установлено, что 23 января 2019 года Колганов А.В. обратился к начальнику отдела по делам несовершеннолетних отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское» с просьбой об осмотре жилищных условий, где проживает его малолетний ребенок К.С.А. ... года рождения.
В тот же день 23.01.2019 года Колганов А.В. был опрошен инспектором отдела по делам несовершеннолетних отдела полиции №5 МУ МВД России «Оренбургское» Анисимовой М.А. и написал заявление на имя начальника отдела полиции №5 МУ МВД России «Оренбургское», в котором просил принять меры к своей сожительнице Ботиной О.А., которая 21.01.2019 года ушла из дома и оставила ему несовершеннолетнего ребенка К.С.А..
Указанное заявление Колганова А.В. зарегистрировано под №... (по КУСП) 23.01.2019 года дежурным А.Л.С. 24.01.2019 года по резолюции передано на исполнение И.Т.Е.
Согласно копии Книги ... учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях отдела полиции №5 МУ МВД России «Оренбургское» за январь 2019 года, 23.01.2019 года в 19 час 20 мин от инспектора отдела по делам несовершеннолетних А.М.А. зарегистрировано письменное заявление Колганова А.В., проживающего по адресу: г.Оренбург, пр...., в котором он просит принять меры к Ботиной О.А, которая оставила своего ребенка, о чем доложено начальнику отдела полиции Ф.А.А..; 24.01.2019 года начальником отдела полиции проведение проверки в порядке УПК РФ поручено И.Т.Е. по результатам проверки материал списан в специальное номенклатурное дело, заявитель уведомлен по почте.
В ходе проведения проверки инспектором И.Т.Е. опрошена Ботина О.А., составлен акт обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего, оснований для возбуждения дела об административном правонарушении установлено не было, о чем составлен рапорт.
Заместителем начальника отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское» И.Д.С.. 25 января 2019 года Колганову А.В.. сообщено, что по его заявлению проведена проверка, по результатам которой материал проверки приобщен к специальному номенклатурному делу. С Ботиной О.А. проведена профилактическая беседа с целью предупреждения фактов жестокого обращения с ребенком, разъяснена ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию малолетнего.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что поскольку заявление Колганова А.В. было подано через отдел по делам несовершеннолетних отдела полиции № 5 МУ МВД России «Оренбургское», а не лично в дежурную часть, что подтверждается материалами дела и объяснениями заинтересованных лиц, то у дежурного сотрудника полиции отсутствовала обязанность по выдаче талона-уведомления.
Заявление Колганова А.В. о принятии мер к Ботиной О.А., которая оставила своего малолетнего ребенка, не содержало сведений о совершении какого либо- административного правонарушения.
Таким образом, порядок принятия и рассмотрения заявления Колганова А.В. должностным лицом нарушен не был, а, следовательно, не было допущено бездействия, нарушающего права и свободы административного истца.
Довод административного истца о наличии бездействия со стороны сотрудников полиции, выразившегося в непринятии мотивированного постановления о привлечении либо отказе в привлечении лица к административной ответственности, основан на неправильном толковании действующего законодательства, в частности положений норм КоАП РФ, согласно которым дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 ст.28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом согласно ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является сообщения и заявления физических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ).
Таким образом, только должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, предоставлено право возбуждать дело об административном правонарушении. При этом основанием для возбуждения является не всякое сообщение или заявление физического лица, а только такое, которое содержит достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
Как установлено судом, заявление Колганова А.В. не свидетельствовало о наличии в действиях Ботиной О.А. события какого-либо административного правонарушения, что и было подтверждено проведенной проверкой, в связи с чем основания для вынесения мотивированного постановления как о возбуждении дела об административном правонарушении, так и об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, у должностного лица отсутствовали.
Поскольку действия административного ответчика при принятии и рассмотрения заявления Колганова А.В. соответствовали действующему законодательству, нарушений административным ответчиком прав и законных интересов Колганова А.В. при рассмотрении его заявления судом не установлено, оснований для удовлетворения иска не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований административного истца следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2019 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░░░:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...░