РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2024 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Айнулиной Г.С.
при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.
рассмотрев административное дело №2а-35/2024 (№2а-828/2023) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Королеву В.В. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Королеву В.В. (ИНН №) о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в общей сумме 720 рублей 14 копеек, из которых:
- налог за 2017 год в размере 644 рубля 00 копеек, пени – 10 рублей 57 копеек по требованию № 19577 от 06.02.2019 за период с 04.12.2018 по 05.02.2019;
- налог за 2018 год в размере 62 рубля 00 копеек, пени – 03 рубля 57 копеек по требованию № 41818 от 27.10.2021 за период с 02.12.2020 по 26.10.2021;
- налог за 2019 год в размере 62 рубля 00 копеек пени – 03 рублей 57 копеек по требованию № 41818 от 27.10.2021 (уменьшены 14.12.2022).
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Королев В.В. является налогоплательщиком имущественных налогов, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. Налоговым органом в его адрес направлялись налоговые уведомления №55003145 от 23.08.2018, №42678088 от 01.09.2020 о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налога в срок. Однако в установленный законом срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налога №19577 от 06.02.2019, №41818 от 27.10.2021, которые в установленный срок не исполнены.
Налоговый орган в порядке ст. 48 НК РФ и главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика. Мировым судьей судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области 29.08.2022 выдан судебный приказ о взыскании с Королева В.В. задолженности по земельному налогу в общей сумме 785 рублей 71 копейка. Определением от 09.11.2022 судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями должника.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 4-6).
Административный ответчик Королев В.В. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении требований отказать (л.д.38).
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, изучив административное исковое заявление, исследовав административное дело, приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Из ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) следует, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
Из ст. 19 НК РФ следует, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
Согласно статьям 388 и 400 НК РФ налогоплательщиками по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц признаются лица, обладающие правом собственности на недвижимое имущество.
Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством.
Положениями п. 1 ст. 362 и п. 2 ст. 408 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Частью 1 статьи 388 НК РФ установлено, что земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 390 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ч. 4 ст. 391 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (п. 3)
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ (п. 5, п. 6).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Согласно ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Положениями ст. 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч. 2).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (п. 6).
В административном исковом заявлении административный истец указывает, что Королеву В.В. на праве собственности принадлежат два земельных участка с кадастровыми номерами (далее – КН) № и №, расположенные в <адрес>.
За указанные объекты недвижимого имущества налоговым органом начислен земельный налог. В адрес Королева В.В. были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм по оплате налогов:
- №55003145 от 23.08.2018 за 2017 год: земельный налог на земельный участок с КН 63:33:0000000:96 за 9 месяцев в размере 453 рубля 00 копеек, на земельный участок с КН 63:33:0305004:768 за 12 месяцев в размере 191 рубль 00 копеек (л.д. 8):
- №42678088 от 01.09.2020 за 2018, 2019 года на земельный участок с КН 63:33:0305004:768 в размере 62 рубля 00 копеек за каждый год, в общей сумме 124 рубля 00 копеек (л.д.9).
Однако в установленный срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по земельному налогу в общей сумме 14 рублей 14 копеек, что подтверждается расшифровкой задолженности (л.д.10).
Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования об оплате недоимки и пени по земельному налогу:
- за 2017 год №19577 от 06.02.2019 недоимка поземельному налогу в размере 644 рубля 00 копеек и пени в размере 10 рублей 57 копеек с исполнением в срок до 02.04.2019 (л.д.12);
- за 2018 и 2019 год №41818 от 27.10.2021 недоимка по земельному налогу в размере 124 рубля 00 копеек и пени в размере 07 рублей 14 копеек с исполнением в срок до 15.12.2021 (л.д.15).
Требование направлены административному ответчику в соответствии с п. 4 ст. 31 и п. 4 ст. 69 НК РФ (л.д.13, 16).
Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ч. 1).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (п. 6).
Статьей 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения данных правоотношений) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Так как Федеральный закон от 23.11.2020 №374-ФЗ, которым в абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ цифры «3000» были заменены цифрами «10000» (п. 9 ст. 1), вступил в законную силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 23 декабря 2020 года (п. 2 ст. 9), а требование об уплате налога №19577 от 06.02.2019 выставлено налогоплательщику до указанной даты, следовательно, к правоотношениям о взыскании вышеуказанной задолженности, подлежит применять положения ст. 48 НК РФ в редакции, предшествующей принятию Федерального закона от 23.11.2020 №374-ФЗ.
К требованию №41818 от 27.10.2021 подлежит применению законодательство в редакции от 23.12.2020.
В данном случае задолженность взыскана за период три года, сумма не превысила 3000 рублей.
Исходя из указанных положений законодательства, с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание спорной задолженности по требованиям №19577 от 06.02.2019, №41818 от 27.10.2021 налоговый орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения требования об уплате налога и пеней №19577 от 06.02.2019 (самое раннее), то есть до 02.10.2022 (02.04.2019 + 3 года = 02.04.2022 + 6 месяцев = 02.10.2022).
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился в августе 2022 года, т.е. в срок, установленный ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
29.08.2022 мировым судьей судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области выдан судебный приказ о взыскании с Королева В.В. задолженности по налогам на общую сумму 785 рублей 71 копейка. Определением от 09.11.2022 по заявлению Королева В.В. судебный приказ отменен, налоговому органу разъяснено право обратиться в суд с административным исковым заявлением (л.д. 17).
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 09.11.2023 (л.д. 11), то есть за пределами срока, установленного ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ (срок обращения до 09.05.2023).
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС РФ. Административным истцом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.
Истцом не представлено суду доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указано, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
Кроме того, судом установлено и подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений об объектах недвижимости от 23.01.2024, что за Королевым В.В. права объекты недвижимости за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 зарегистрированы не были (л.д.47).
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение требований ст.62 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств наличия в собственности административного ответчика Королева В.В. земельных участков с КН № и с КН №, указанных в налоговых уведомлениях №№55003145 от 23.08.2018, №42678088 от 01.09.2020.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании земельного налога и пени 2017, 2018, 2019 года за пределами пресекательного срока, предусмотренного ст.48 НК, административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что административному ответчику ФИО2 принадлежат объекты налогообложения – земельные участки с КН № и с КН №.
Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в части 2 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога, и приходит к выводу о том, что Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области следует отказать в удовлетворении административного иска о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за 2017, 2018, 2019 годы по требованиям №19577 от 06.02.2019, №41818 от 27.10.2021, в связи с пропуском установленного законом процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Положением ч. 5 ст. 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №23 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ №19577 ░░ 06.02.2019, №41818 ░░ 27.10.2021 - ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22.02.2024.
░░░░░ -
