Дело № 2а-541/2023
УИД 76RS0004-01-2023-000569-78
Мотивированное решение
изготовлено 04.09.2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2023 года Ярославская обл., г.Данилов
Даниловский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ловыгиной А.Е.,
при секретаре Шушкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Даниловского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку) в районе д.8 по ул. Зеленая, д. Григорково,
установил:
Заместитель прокурора Даниловского района Ярославской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку) в районе д.8 по ул. Зеленая, д. Григорково Даниловского района Ярославской области.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Даниловского района Ярославской области проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Даниловского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что несанкционированное размещение отходов (свалки)-растительные и порубочные остатки, бытовые отходы, локализовано в районе д.8 по ул. Зеленая, д. Григорково ориентировочным объемом около 3 куб.м. Непринятие администрацией Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района мер по ликвидации свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения. Тем самым, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга граждан-жителей Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района и иных граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Просит суд возложить обязанность на администрацию Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку) в районе д.8 по ул. Зеленая, д. Григорково Даниловского района Ярославской области.
Истец - заместитель прокурора Даниловского района Ярославской области Чижова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика - администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлены должным образом. Представлен отзыв на иск, из которого следует, что в удовлетворении исковых требований не возражают, просят установить срок для ликвидации свалки - в течении 6 месяцев.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Суд, выслушав заместителя прокурора Даниловского района Ярославской области Чижову С.А., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей природной среды, является земля. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах, а также водоохранных зонах, на водосборных площадях.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды называет обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления (ст. 3).
В соответствии со ст. 13 Закона № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Законом № 89-ФЗ.
Статьёй 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращений с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесены участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях поселения.
Согласно ст. 34 Закона № 131-ФЗ, в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Даниловского района Ярославской области проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Даниловского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что несанкционированное размещение отходов (свалки) -растительные и порубочные остатки, бытовые отходы, локализовано в районе д.8 по ул. Зеленая, д. Григорково, ориентировочным объемом около 3 куб.м.
В соответствии со п. 1 ст. 28 Устава Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района в структуру органов сельского поселения входит администрация Дмитриевского сельского поселения - исполнительно распорядительный орган городского поселения.
В соответствии с п. 13, ч. 1 ст. 8 Устава Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района к вопросам местного значения и к компетенции администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
С учетом изложенного, администрация Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалок) обязана выполнять мероприятия по очистке территории от мусора.
Представленными в дело доказательствами, в том числе актом проверки от 27.06.2023, подтверждается, что в нарушение приведенных выше требований администрация Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района не выполняет обязанности, установленные федеральными законами.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не выполняются требования законодательства об отходах производства и потребления, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования заместителя прокурора Даниловского района Ярославской области о возложении на ответчика обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.277 КАС РФв случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При установлении срока для исполнения судебного решения, суд принимает во внимание необходимость исполнения законодательства об отходах производства и потребления, мнение участников процесса, а также с учетом объема указанных работ, погодных условий, при которых возможно выполнение данных работ, считает необходимым установить срок – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и объективным сроком исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 7604008189 ░░░░ 1027600688917) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ 7617007256, ░░░░ 1067611000324) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░.8 ░░ ░░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░.8 ░░ ░░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.