Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3252/2024 от 22.05.2024

УИД №57RS0023-01-2023-006625-02

Производство №2а-3252/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2024 г. г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Губиной Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шалымовой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело
по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы
по Орловской области к Воронкову С.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее УФНС) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Воронкову С.А. о взыскании платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований указало, что на имя Воронкова С.А. на праве собственности значится зарегистрированным жилой дом и земельный участок по адресу:
<...>. Налогоплательщику начислены налоги. Поскольку задолженность по уплате налоговых платежей не оплачена, налоговым органом в адрес Воронкова С.А. выставлено требование №*** от 08.07.2023 об уплате налога и пени, которые до настоящего времени не исполнены.

В связи с изложенным административный истец просил суд взыскать с
Воронкова С.А. задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2021 г. в сумме 2 руб., земельного налога за 2020 г. в сумме 1446 руб., за 2019 г. в сумме 1315 руб.,
за 2021 г. в сумме 1456 руб., а также пени в сумме 22986,89 руб.

Уточнив иск, УФНС просило суд взыскать с Воронкова С.А. задолженность по обязательным платежам и санкциям в сумме 25218,13 руб., налог на имущество физических лиц за 2021 г. в сумме 2 руб., земельный налог за 2020 г. в сумме 603 руб., земельный налог за 2019 г. в сумме 548 руб., за 2021 г. в сумме 1456 руб., а также пени в сумме 22609,13 руб.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Воронков С.А. и его представитель адвокат Сучков В.В. иск не признали, ссылаясь на доводы письменных возражений.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Также на основании п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из представленных в материалы дела документов следует, что за административным ответчиком в спорные периоды на праве собственности значились зарегистрированными следующие объекты недвижимого имущества: жилой дом и земельный участок по адресу:
<...>.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Согласно ст. ст. 400, 401 НК РФ административный ответчик также является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку на его имя зарегистрирован вышеуказанный объект индивидуального жилищного строительства.

В силу п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

П. п. 1 и 2 ст. 408 НК РФ определено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Налоговым органом в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления: №*** от 01.09.2022 об уплате налога на имущество физических лиц
за 2021 г. в сумме 2 руб. и земельного налога за 2021 г. в сумме 1456 руб. со сроком исполнения до 01.12.2022, №*** от 04.10.2022 об уплате земельного налога за 2019 г. в сумме 1315 руб., за 2020 г. в сумме 1446 руб. со сроком исполнения до 01.12.2022.

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ (в редакции Федерального закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку административный ответчик просрочил исполнение обязательства по уплате земельного налога, ему была начислена пеня.

Кроме того, по утверждению административного истца, Воронковым С.А. несвоевременно уплачивались ранее начисленные налоги, в связи с чем начислена пеня в сумме 22827,58 руб.

На основании ст. ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику направлено требование №*** от 08.07.2023 об уплате задолженности в сумме 27046,58 коп.

В связи с неисполнением требований УФНС подало заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Воронкова С.А. задолженности по недоимкам и пени.

14.11.2023 и.о. мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла отказано в принятии заявления налогового органа о вынесении судебного приказа о взыскании с Воронкова С.А. задолженности по тем основаниям, что требования не носят бесспорного характера.

Согласно п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1).

В силу п.п. 1 п. 3 названной статьи налоговый орган вправе обратиться в суд
общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

Предъявляя настоящий административный иск, налоговый орган сослался на вышеуказанное требование №*** от 08.07.2023 об уплате задолженности в сумме 27046,58 руб. со сроком исполнения до 28.08.2023.

Вместе с тем, возражая против иска, административный ответчик представил требование от 14.12.2022 №*** об уплате идентичных сумм земельного и имущественного налога, что и в поименованных выше налоговых уведомлениях и требовании, на основании полагал, что самым ранним требованием признается именно требование №***, вследствие чего срок оплаты по данному требованию установлен до 28.12.2022, а административный иск подлежал предъявлению не позднее 28.06.2023.

Суд с таким утверждением не может согласиться по следующим основаниям.

Положениями п. 1 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности
по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 руб., если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 №500
«О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» срок направления требований увеличен до 6 месяцев.

Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2023.

В ч. 3 ст. 1 приведенного закона определено, что отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 4 этого же закона определено, что сальдо единого налогового счета организации или физического лица (далее в настоящей статье - сальдо единого налогового счета) формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей НК РФ кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений о суммах:

1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей);

2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее в настоящей статье - излишне перечисленные денежные средства).

Как установлено в ч. 2 этой же статьи в целях п. 1 ч. 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы:

1) недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания;

2) недоимок по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ процентам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которых приостановлено по состоянию на 31.12.2022 полностью или в части в результате принятия судом мер предварительной защиты (обеспечительных мер) либо принятия вышестоящим налоговым органом решения о приостановлении исполнения соответствующего решения.

В соответствии с п. 1 ч. 9 данной статьи с 01.01.2023 требование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023 в соответствии со ст. 69 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Установлено, что взыскание недоимки по налогам и сборам на основании требования от 14.12.2022 №*** в принудительном порядке не осуществлялось, данное требование прекратило свое действие и вопрос о взыскании недоимки должно осуществляться на основании требования №*** от 08.07.2023 со сроком исполнения до 28.12.2023.

В свою очередь с настоящим административным иском налоговый орган обратился 01.12.2023, то есть административным истцом соблюден установленный ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) срок подачи в суд административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Из п. 1 ст. 72 НК РФ следует, что пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых, вследствие чего следует судьбе задолженности по уплате налога и не может взыскиваться в отрыве от нее.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Приведенные суммы налога и пени обоснованы представленными документами, математически верны и, более того, административным ответчиком не оспорены. В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ссылка административного ответчика на то, что земельный налог исчислен неверно отклоняется судом, поскольку земельный участок в спорные периоды принадлежал Воронкову С.А. не на праве долевой собственности, а на праве пожизненного наследуемого владения, распространяющегося на весь участок.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 40 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из размера удовлетворенных административных исковых требований, учитывая, что административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 114 КАС РФ и
по правилам ч. 6 ст. 52 НК РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Орел» подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 957 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 293-294.1 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. , ░░.░░.░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░
<...>, ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 25218,13 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2021 ░. ░ ░░░░░ 2 ░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2020 ░. ░ ░░░░░ 603 ░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019 ░. ░ ░░░░░ 548 ░░░., ░░ 2021 ░. ░ ░░░░░ 1456 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ 22609,13 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. , ░░.░░.░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░
<...>, ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 957 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.08.2024.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3252/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области
Ответчики
Воронков Сергей Анатольевич
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Губина Елена Петровна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
22.05.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
22.05.2024Передача материалов судье
22.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее