УИД № 60RS0002-01-2023-000427-40
Производство № 2а–481/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Великие Луки 18 апреля 2023 года
Великолукский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Андреева А.М.,
при секретаре Бакис И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области к Шмариной Е.А. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области обратилось в суд с административным иском к Шмариной Е.А., в котором просило взыскать с последней задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в размере 71919 рублей 02 копейки, пени в размере 14818 рублей 77 копеек, штрафа в размере 32626 рублей 35 копеек.
В обоснование административного иска указано, что Шмарина Е.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 8 февраля 2012 года по 15 января 2018 года.
24 июля 2017 года налогоплательщиком в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года.
В ходе проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года налогоплательщику решением налогового органа был доначислен налог за вышеуказанный период по срокам уплаты 25.07.2017 – 48401 рубль 00 копеек, 25.08.2017 – 48401 рубль 00 копеек, 25.09.2017 – 48 401 рубль 00 копеек.
В соответствии со ст. 122 НК РФ сумма налоговой санкции составила 7260 рублей 15 копеек.
В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик суммы налога не уплатил налоговым органом были начислены пени в размере 11897 рублей 37 копеек.
24 октября 2017 года в налоговый орган была предоставлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2017 года.
В ходе проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года налогоплательщику был доначислен налог за вышеуказанный период по срокам уплаты 25.10.2017 – 5929 рублей 00 копеек, 25.11.2017 – 5929 рублей 00 копеек, 25.12.2017 – 5929 рублей 00 копеек.
В соответствии со ст. 122 НК РФ сумма налоговой санкции составила 6195 рублей 80 копеек.
В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик суммы налога не уплатил налоговым органом были начислены пени в размере 1161 рубль 44 копеек.
24 января 2018 года в налоговый орган была предоставлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2017 года.
В ходе проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года налогоплательщику решением налогового органа доначислен налог за вышеуказанный период по срокам уплаты 25.01.2018 – 14 153 рубля 00 копеек, 26.02.2018 – 14 153 рубля 00 копеек, 26.03.2018 – 14 153 рубля 00 копеек.
В соответствии со ст. 122 НК РФ сумма налоговой санкции составила 17170 рублей 40 копеек.
В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик суммы налога не уплатил налоговым органом были начислены пени в размере 1759 рублей 96 копеек.
Кроме того, Шмарина Е.А. за не предоставление в срок, установленный законодательством (25.04.2018) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 года была привлечена к налоговой ответственности. Сумма налоговой санкции по п.1 ст. 119 НК РФ 2000 рублей.
Налогоплательщику направлялись соответствующие требования о погашении имеющейся задолженности, однако данные требования оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд.
Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Административный ответчик Шмарина Е.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия, с иском не согласна ввиду пропуска административным истцом срока для обращения в суд..
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ и статьи 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Установлено, что административный ответчик с 8 февраля 2012 года по 15 января 2018 года была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРИП.
В соответствии со статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Статьей 174 НК РФ, действующий в спорный период было предусмотрено, что Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Как следует из иска, налогоплательщиком Шмариной Е.А. в налоговый орган были представлены 24 июля 2017 года, 24 октября 2017 года и 24 января 2018 года налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, соответственно, за 2 квартал 2017 года, 3 квартал 2017 года и 4 квартал 2017 года.
В ходе проведенных в соответствии со статьей 88 НК РФ камерных налоговых проверок вышеуказанных налоговых деклараций административному ответчику решениями налогового органа доначислен налог за 2-4 кварталы 2017 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20%, 40% от неуплаченных сумм налога.
Таким образом, сумма налоговой санкции, с учетом смягчающих обстоятельств, составила за 2 квартал 2017 года – 7260 рублей 15 копеек, за 3 квартал 2017 года – 6195 рублей 80 копеек, за 4 квартал 2017 года – 17170 рублей 40 копеек.
В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога не оплатил, в порядке статьи 75 НК РФ, ему были исчислены пени, соответственно, в размере 11897 рублей 37 копеек, 1161 рублей 44 копейки и 1759 рублей 96 копеек.
Кроме того, административный ответчик не представила в установленный срок (25.04.2018) налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 года. Вышеуказанная декларация была представлена лишь 16 мая 2018 года. В связи с чем, по результатам проверки решением налогового органа Шмарина Е.А. была привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ, размер налоговой санкции составил 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 69, 70 вышеуказанного кодекса, налоговым органом в адрес налогоплательщика были выставлены и направлены требования от уплате сумм налога, пени № от 09.08.2018, № от 01.10.2018, № от 01.10.2018, № от 06.12.2018, в которых предлагалось оплатить имеющуюся задолженность, соответственно, в срок до 29 августа 2018 года, 19 октября 2018 года, 19 октября 2018 года и 26 декабря 2018 года.
Однако вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд с вышеуказанным административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, сроки исполнения выставленных требований истекли в 2018 года. В суд административный истец обратился лишь 13 марта 2023 года, то есть по истечению установленного законом срока.
При этом, каких-либо уважительных оснований для его восстановления суд не усматривает, поскольку налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание вышеуказанной суммы, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, в том числе получению документов, подтверждающих заявленные требования, а установленный законодателем шестимесячный срок является достаточным.
Довод представителя налогового органа со ссылкой на презумпцию добросовестности налогоплательщика, который должен уплачивать законно установленные налоги и сборы, суд находит несостоятельным.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении административного иска налогового органа.
Руководствуясь статьями 175, 178-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░