Дело № 2а-133/2024 г.
УИД 41RS0006-01-2024-000249-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мильково Камчатского края 8 мая 2024 года
Мильковский районный суд Камчатского края в составе
председательствующего Курданова В.О.,
при секретаре с/з Сергиевской Е.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Ковинева А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Мильковского района Камчатского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Мильковский водоканал» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Мильковского района Камчатского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к МУП «Мильковский водоканал». В обоснование административного иска указал, что прокуратурой проведена проверка требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищных прав граждан. Установлено, что МУП «Мильковский водоканал» являясь управляющей компанией многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: <адрес> нарушение требований в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не оборудовала указанные дома приборами учете тепловой энергии, при наличии технической возможности их установки. Указанное бездействие нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергоснабжения и повышению энергетической эффективности, а также жилищные права граждан, проживающих в указанных многоквартирных домах. Просит обязать МУП «Мильковский водоканал» в течение 4-х месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать прибором учета тепловой энергии многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>.
Представитель административного истца заместителя прокурора Мильковского района Камчатского края Ермолайчика А.А. – Ковинев А.О. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно просил признать бездействие административного ответчика незаконным, полагал, что 4-е месяца для исполнения решения суда срок разумный и обоснованный, кроме того в случае, если у административного ответчика возникнут объективные препятствия в исполнении решения суда, он может обратиться в суд для продления срока исполнения решения.
Представитель административного ответчика – МУП «Мильковский водоканал» в судебном заседание не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия, в заявлении указал о согласии с требованием истца, просил увеличить срок для исполнения решения суда до конца текущего года.
Представители заинтересованных лиц, Государственной жилищной инспекции Камчатского края и администрации Мильковского муниципального округа в судебное заседание не прибыли, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В адресованном суду заявлении администрация просила рассмотреть дело без участия представителя, указали, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку обязанность по оснащению многоквартирных домов возложена на управляющую компанию.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика и заинтересованных лиц, поскольку их явка не признана судом обязательной, а о времени и месте рассмотрения дела они извещены надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов).
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов, пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами.
Исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. 1), каждый имеет право на жилище, а также приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2017 N 2256-0).
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя приоритет отдается приборному методу.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Из положений постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2).
Согласно п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пп. «ж» п. 11 Правил № 491).
Согласно подп. «к» п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона № 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет прийти к выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о возложении обязанности по установке общедомового прибора учета.
Из материалов дела следует, что МУП «Мильковский водоканал» является обслуживающей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресам: Камчатский край Мильковский район, с. Мильково, ул. Октябрьская 12 и с. Мильково, ул. Комсомольская, дом 9, данное обстоятельство подтверждается Протоколами общего собрания собственниками указанных жилых домов.
Согласно указанных Протоколов, собственниками многоквартирных домов избрана управляющая компания, решение об установке общедомовых приборов учета используемой тепловой энергии не принималось.
Судом установлено, что прокуратурой Мильковского района во исполнение решения коллегии прокуратуры Камчатского края «Об итогах работы прокуратуры Камчатского края за 2023 год и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2024 г.» проведена проверка исполнения жилищного законодательства при осуществлении деятельности МУП «Мильковский водоканал» по управлению многоквартирными домами, в результате которой установлено, что в нарушение действующего законодательства, многоквартирные дома по адресам: <адрес> и <адрес>, не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, при наличии технической возможности, что свидетельствует об уклонении управляющей организации, обслуживающей многоквартирные дома от возложенной на нее обязанности.
Как следует из Реестра, установка приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> технически возможна.
При указанных обстоятельствах, МУП «Мильковский водоканал» в нарушение положений ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил № 491 не выполнило работы по оснащению спорных многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт нарушений ответчиком законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и при указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, поскольку не устранение МУП «Мильковский водоканал» указанных нарушений может привести к нарушению прав собственников, нанимателей, арендаторов, членов семей, лиц, оплачиваемых коммунальную услугу по теплоснабжению, а также других лиц, которые могут вселяться в жилые помещения, на получение тепловой энергии.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 КАС РФ, статья 198 АПК РФ).
Установив в ходе рассмотрения дела, что в нарушение требований приведенных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, МУП «Мильковский водоканал» не оборудовал многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес> приборами учета тепловой энергии, суд приходит к выводу о соответствующем бездействии, допущенном МУП «Мильковский водоканал», на которое, в том числе, возложена обязанность по оборудованию многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Такое бездействие является основанием для возложения на административного ответчика обязанности по оборудованию многоквартирных жилых домов расположенных по адресам указанным в иске приборами учета тепловой энергии места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: с. в соответствии с установленными требованиями.
При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждается, что административным ответчиком многоквартирные жилые дома по адресам: <адрес> не оборудованы приборами учете тепловой энергии при наличии технической возможности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика и возложения на него определенных обязанностей.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом характера, объема работ и времени, необходимых для исполнения решения суда, суд полагает необходимым установить ответчику срок для устранения нарушений законодательства – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае, если у административного ответчика возникнут объективные препятствия, затруднения в исполнении решения суда, он может обратиться в с ходатайством о продлении срока исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>; <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░